РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Дороженко Илона Алексеевна

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

  • самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
  • «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
  • умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать - навыки повседневной жизни. UNESCO Понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Ребенку важно обладать возможностью решать различные учебные и жизненные задачи.

Ребенку важно обладать способностью строить социальные отношения; Ребенку важно обладать совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности:

  • математическую
  • финансовую
  • естественнонаучную
  • читательскую
  • критическое мышление
  • глобальные компетенции

Читательская грамотность - это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.

Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк». Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?

Математическая грамотность - это способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.

Естественнонаучная грамотность - это способность ребенка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками.

Глобальные компетенции - это способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы.

Креативное мышление - это способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.

Финансовая грамотность. Ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия .

Компьютерная грамотность. PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.

Как выбрать задания?

Функциональная грамотность не говорит о том, что мы не будем изучать законы физики или биологическое разнообразие. Просто нужно, чтобы дети легко использовали их в жизненных ситуациях.

У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики:

  1. Во-первых, оно должно быть комплексным. Это значит, что ситуацию, которая рассматривается в задаче, можно рассмотреть с разных сторон.
  2. Во-вторых, оно должно быть связано с реальной жизнью. Дети должны видеть, зачем они делают задание. Если просто, чтобы освоить формулу - то речь точно нe об обучении функциональной грамотности. У хорошего задания по функциональной грамотности должно быть четыре характеристики:
  3. В-третьих, важна контекстность. Каждое задание по функциональной грамотности - это отдельная ситуация со своей историей.

И последнее - задания по функциональной грамотности охватывают сразу несколько компетенций. Как вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;
  • используются продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Т.е. формирование УУД.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены