РАЗРАБОТКИ
|
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и в научном обществе с использованием элементов медиаграмотностиЧеботарева Светлана Вячеславовна Аннотация: В статье рассматривается опыт применения технологии развития критического мышления через призму медиаграмотности в школьном историческом образовании. Представлены теоретические основы подхода, практические модели реализации (интеллектуальная, креативная, акмеологическая) и проанализированы положительные результаты внедрения методики, выраженные в росте академической успеваемости, исследовательской активности и личностном росте учащихся. АКТУАЛЬНОСТЬ. Современная школа является пространством жизни учащихся, где происходит не подготовка к будущей деятельности, а полноценное проживание и становление личности как творца и проектировщика собственной жизни. Поколение XXI века формируется в условиях беспрецедентного по объему и скорости динамично меняющегося информационного поля, нестабильности экономических и политических систем. Это требует от молодёжи не только умения быстро решать жизненные проблемы, но и критически осмысливать информацию, отличать достоверные факты от манипуляций и фейков. Трансформации, происходящие в российском социуме, выдвигают новые требования к образованию, заключающиеся в формировании интеллектуально развитой, медиакомпетентной личности, способной к творчеству и критическому анализу в любой сфере деятельности. Задачей школы и каждого учителя должно стать создание условий для развития личности, которые позволят ей самореализоваться, развить собственные способности, в том числе через развитие критического мышления и медиаграмотности как его неотъемлемой составляющей. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» обозначено, что общее среднее образование должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности. Главная цель государственной политики в сфере образования заключается в создании условий для развития и творческой самореализации каждого гражданина России. Проблемой развития критического мышления учащихся занимались многие известные ученые, такие как: М. Планк, А. Эйнштейн, А. Пуанкаре и др. Педагогический аспект формирования познавательной активности школьников в процессе творческой деятельности раскрыт в работах ряда отечественных исследователей. Согласно позиции психолога М.А. Холодной, критическое мышление — это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Технология критического мышления является изобретением американской психологии, где исследователи познавательных процессов достигли значительных успехов и имеют признанный в мире приоритет в этой области, в частности Дж. Андерсон, Р. Солсо, Д. Халперн, Ч. Темпл. Российский ученый С. Терно определяет критическое мышление как научное мышление, суть которого заключается в принятии тщательно обдуманных и взвешенных решений относительно доверия к любому утверждению. Медиаграмотность в данном контексте выступает как практический инструментарий критического мышления, обеспечивающий операционализацию его теоретических основ при работе с информацией. Именно медиаграмотность дает учащимся конкретные алгоритмы для проверки источника, выявления авторской позиции, распознавания приемов манипуляции и создания собственного обоснованного медиапродукта. Анализ источников по данной проблеме свидетельствует, что современный подход к развитию аналитических и творческих способностей учащихся через развитие критического мышления является высоко актуальным в современном обществе. Главная идея представленного педагогического опыта заключается в развитии критического мышления на уроках истории и в научном обществе через использование элементов медиаграмотности. Целью опыта является развитие критического мышления учащихся в ходе общеобразовательного процесса для последующего использования в профессиональной жизни. Задачей работы является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к критическому анализу и восприятию различных информационных потоков, обучение учащихся анализировать, понимать и выяснять последствия информационного воздействия на окружающую среду. Гипотеза – формирование и развитие критического мышления будет эффективным через использование элементов медиаграмотности. Основные принципы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. Технология опыта базируется на двух основах – аналитике и творчестве,инструментарием для которых служит медиаграмотность. Медиаграмотность как ключевой компонент реализуется через:
Аналитика понимается как методология познания, использующая для получения нового знания как строго научные, так и интуитивные методы; средство преобразования интуитивных представлений в логический, рациональный план мышления; процесс выявления причинно-следственных зависимостей и пространственно-временных связей в объектах; процесс систематизации содержания через схематизацию, конструирование и моделирование. Творчество – это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и значимостью. Критическое мышление – это процесс, во время которого человек может охарактеризовать явление или предмет, выразить свое отношение к нему путем аргументации собственного мнения, найти выход из любой ситуации. Построение уроков по технологии критического мышления состоит из трех этапов: вызов (активизация знаний, определение целей), осмысление (работа с материалом) и рефлексия (формирование личного отношения, переосмысление суждений). Интеллектуальная модель развития. Ее составляющими являются: потребность в овладении методическими знаниями, умение анализировать содержание и структуру текстов, выделять главное, квалифицировать и сравнивать источники и объекты. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей являются сочетание различных методов и приемов на разных этапах урока (кроссворды, ребусы, клипы, стихи), что способствует развитию устойчивости внимания, аналитического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи. Креативная модель развития. Включает в себя такие направления, как возможность порождать новые оригинальные идеи, находить адекватный выход из разнообразных ситуаций, способность к адаптации и синтез творческой активности. Эта модель основана на поисково-исследовательской деятельности. Эффективными методами являются групповые формы работы, а также приемы «РАФТ», «шесть шляп», «фишбоун», «кластер», «Займи позицию», «Инсерт», «Синквейн» и др. Использование мультимедийных учебников, презентаций и видеоклипов также способствует формированию креативности. Акмеологическая модель развития. Обеспечивает переход к значительному развитию учащихся в системе образования, повышает качество образования, познавательные мотивы, делает обучение внутренней потребностью. Формирование этой модели происходит через создание диаграмм, собственных творческих проектов (информационных, познавательных, культурологических), работу над проблемными вопросами, создание научных исследований для участия в конференциях и конкурсах, публикацию статей. Это готовит учащихся к адаптации в современном обществе и дает навыки для будущей профессиональной жизни. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. Мониторинг качества знаний показал, что вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность с использованием инструментов медиаграмотности способствует росту академических показателей и формированию устойчивых навыков работы с информацией. Наблюдается положительная динамика медиакомпетентности учащихся: умение формулировать запросы для поиска информации, критически оценивать источники, создавать аргументированные высказывания. Учащиеся с выраженной познавательной ориентацией успешно занимаются научно-исследовательской работой, основанной на критическом анализе медиаисточников, становятся победителями и призерами конкурсов исследовательских работ, участниками конференций. Это является результатом системной индивидуальной работы, направленной на формирование личности, способной не только потреблять, но и грамотно производить информацию. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
Презентация «Морские истории» (по стихотворениям Ивана Демьянова) ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены