РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Еще Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Это высказывание как никогда актуально в настоящее время, когда государство пришло к выводу: человек, не владеющий эффективными стратегиями мышления, являющийся носителем устаревшей информации, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность, быть компетентным специалистом своего дела. Достичь этого в условиях, когда учителю важно не то, что думает ученик по тому или иному вопросу, а то, насколько точно он воспроизвел его слова или текст параграфа, невозможно. Что же делать, чтобы выйти на курс обновления образования?

Основной целью современного российского образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На это нацелены ФГОС, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию.
Однако на уроках истории и обществознания мы сталкиваемся с определенной проблемой, которая связана с тем, что у учащихся недостаточно развиты навыки мыслительной деятельности: умение логически рассуждать при обсуждении той или иной проблемы, анализировать, делать выводы, что является одной из причин сложностей в обучении детей.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, я считаю, может использование приемов технологии критического мышления, которую использую на уроках истории и обществознания.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам

Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами:

  • Дженни Стилом,
  • Керт Мередисом,
  • Чарльзом Темплом ,
  • Скоттом Уолтером.

Цели технологии развития критического мышления

  1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  3. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Задачи технологии развития критического мышления – научить школьников:

  1. выделять причинно-следственные связи;
  2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. понимать, как различные части информации связаны между собой;
  4. выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  5. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  6. избегать категоричности в утверждениях;
  7. быть честным в своих рассуждениях;
  8. выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  9. уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  10. отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре

1) Вызов

Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели

2) Осмысление

Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения

3) Рефлексия

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи.

Мне хотелось бы вам рассказать о нескольких приемах, которые я особенно успешно использую на своих уроках.

Прием «Верите ли вы?»

Используется на стадии в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д.

Таким образом, заполняются все клетки.

Рассмотрим урок в 8 классе

Затем задаю вопрос: “Кто выиграл: крестики или нолики?” При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

Используя это прием учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

Данный прием можно использовать на любой фазе урока.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности

Стадия «Осмысления» предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием «Инсерт», «Условные значки»

Прием «INSERT»

Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

  • «V» - уже знал
  • «+» - новое
  • «-» - думал иначе
  • «?» - не понял, есть вопрос

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы

Правила использования приема ИНСЕРТ

  1. Ставьте значки по ходу чтения текста.
  2. Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.
  3. Обсудите с кем-нибудь то, что Вы написали.

На стадии осмысления использую прием составление КЛАСТЕРА (Интеллект- карты). Примеры использования кластеров вы можете видеть на экране (3 примера).

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Любая работа ученика требует оценки. Как можно организовать процесс оценивания работы над кластером? По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 различных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом, учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Однако прежде чем оценивать работу надо выбрать критерии оценивания. Часть этих критериев может предложить сам учитель, а часть – ученики. В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
скорость исполнения, правильность причинно-следственных связей, широта охвата материала и др.

Процесс оценивания очень важен для развития ребенка. Ребенок учится анализировать свою работу и работу товарищей, четко и грамотно выражать свои мысли, умение аргументировать свое высказывание, уважительно относиться к мнениям товарищей по классу.

Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Пример: обрабатывая отрывок текста из указа Екатерины II 1767г.

Я считаю, что Екатерина II дала слишком большую власть дворянству.

Потому, что согласно указу запрещала крестьянам жаловаться на своих помещиков, и жестоко их наказывала.

Я могу это подтвердить строчкой из указа «А буде и по обнародовании сего ее императорского величества указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся и… недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче ее императорскому величеству в собственные руки подавать отважится, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск…»

Следовательно, Екатерина II дала полную власть дворянству на местном уровне в лице своих выборных органов.

Ещё один прием, который мне очень близок «Схема Фишбоун».

Позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, события.

Схема представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты), в хвосте –вывод

С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Рассмотрим, конкретно на примере урока истории России 6 класс во время изучения темы «Распад Золотой Орды и его последствия». Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.

  • Голова — Какие изменения произошли с распадом Золотой Орды.
  • Верхние косточки — причины: отсутствие сильного правителя, с конца XIVвека происходило постепенное разложение государства, подвластные монголам территории начали бунтовать, регулярные междоусобные войны.
  • Нижние косточки — факты: 1438г. возникло Казанское ханство, 1443г. Крымское ханство, 1459г. Астраханское ханство.
  • Хвост — вывод: распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государства ряда самостоятельных ханств.

На стадии рефлексии предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Сиквейн я обычно предлагаю ученикам, как индивидуальное самостоятельное задание.
Существуют определённые правила написания синквейна:

  • первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  • вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
  • третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
  • четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  • пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написания синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Пример: История 5 класс «Единовластие Цезаря»

  1. Цезарь
  2. Умный, талантливый
  3. Использовать, управлять, воевать
  4. Цезарь захватил власть в 49 году до н.э.
  5. Император

Рассмотрим на примере обществознания в 6 классе «Символика России», здесь я предлагаю ученикам составить сразу три синквейна, либо один на выбор.

1. Герб
2. Красный, государственный
3. Показывать, пронзать, держать
4. Герб изображается на учреждениях, печатях, деньгах.
5. Образ

1. Флаг
2. Синий, красный, белый
3. Поднять, использовать, возвышаться
4. Флаг официальный символ Российской Федерации
5. Знамя

1. Гимн
2. Торжественный, громкий
3. Петь, стоять, прославлять
4. Гимны имеют все государства
5. Песня
Вождь.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование технологии критического мышления позволило добиться определённых результатов:

Сравнительная таблица и диаграмма наглядно демонстрируют качество знаний и успеваемость учащихся по истории.

  • стабильного уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся;
  • повышения уровня познавательной активности учащихся;
  • позитивное отношение учащихся к учебному предмету.

Выводы: наблюдается рост индивидуальных образовательных достижений обучающихся в течение этого периода.

Выводы

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

  • Находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
  • Сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • Выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Профессия «учитель» - творческая профессия, в которой главным источником позитивной динамики выступает вдохновение. Поэтому позвольте пожелать вам вдохновения, желания совершенствоваться в профессиональном, личностном и духовном росте, талантливо-дерзкой мудрости, достижения высокого уровня мастерства.

Литература

  1. Заир-Бек,.Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. - М.: Просвещение, 2004 г.
  2. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5.
  3. Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» газета «Русский язык» №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
  4. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены