РАЗРАБОТКИ
|
Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознанияЕще Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Это высказывание как никогда актуально в настоящее время, когда государство пришло к выводу: человек, не владеющий эффективными стратегиями мышления, являющийся носителем устаревшей информации, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность, быть компетентным специалистом своего дела. Достичь этого в условиях, когда учителю важно не то, что думает ученик по тому или иному вопросу, а то, насколько точно он воспроизвел его слова или текст параграфа, невозможно. Что же делать, чтобы выйти на курс обновления образования? Основной целью современного российского образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. На это нацелены ФГОС, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, я считаю, может использование приемов технологии критического мышления, которую использую на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами:
Цели технологии развития критического мышления
Задачи технологии развития критического мышления – научить школьников:
Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре 1) Вызов Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели 2) Осмысление Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения 3) Рефлексия Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи. Мне хотелось бы вам рассказать о нескольких приемах, которые я особенно успешно использую на своих уроках. Прием «Верите ли вы?» Используется на стадии в виде игры в крестики-нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков: х означает согласие, о – не согласие. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Рассмотрим урок в 8 классе Затем задаю вопрос: “Кто выиграл: крестики или нолики?” При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли “крестики”, у кого-то – “нолики”, или получилась ничья. Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ) Используя это прием учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы Данный прием можно использовать на любой фазе урока. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия? Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности Стадия «Осмысления» предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием «Инсерт», «Условные значки» Прием «INSERT» Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:
Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы Правила использования приема ИНСЕРТ
На стадии осмысления использую прием составление КЛАСТЕРА (Интеллект- карты). Примеры использования кластеров вы можете видеть на экране (3 примера). Последовательность действий проста и логична:
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Любая работа ученика требует оценки. Как можно организовать процесс оценивания работы над кластером? По окончании выполнения задания для сравнения можно показать на доске 2 различных по содержанию кластера и предложить учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам. При этом, учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера. Однако прежде чем оценивать работу надо выбрать критерии оценивания. Часть этих критериев может предложить сам учитель, а часть – ученики. В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели: Процесс оценивания очень важен для развития ребенка. Ребенок учится анализировать свою работу и работу товарищей, четко и грамотно выражать свои мысли, умение аргументировать свое высказывание, уважительно относиться к мнениям товарищей по классу. Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Пример: обрабатывая отрывок текста из указа Екатерины II 1767г. Я считаю, что Екатерина II дала слишком большую власть дворянству. Потому, что согласно указу запрещала крестьянам жаловаться на своих помещиков, и жестоко их наказывала. Я могу это подтвердить строчкой из указа «А буде и по обнародовании сего ее императорского величества указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся и… недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче ее императорскому величеству в собственные руки подавать отважится, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск…» Следовательно, Екатерина II дала полную власть дворянству на местном уровне в лице своих выборных органов. Ещё один прием, который мне очень близок «Схема Фишбоун». Позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты), в хвосте –вывод С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Рассмотрим, конкретно на примере урока истории России 6 класс во время изучения темы «Распад Золотой Орды и его последствия». Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.
На стадии рефлексии предлагаю познакомиться с опытом применения СИНКВЕЙНА. Сиквейн я обычно предлагаю ученикам, как индивидуальное самостоятельное задание.
Процесс написания синквейна очень нравится моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Пример: История 5 класс «Единовластие Цезаря»
Рассмотрим на примере обществознания в 6 классе «Символика России», здесь я предлагаю ученикам составить сразу три синквейна, либо один на выбор. 1. Герб 1. Флаг 1. Гимн Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что использование технологии критического мышления позволило добиться определённых результатов: Сравнительная таблица и диаграмма наглядно демонстрируют качество знаний и успеваемость учащихся по истории.
Выводы: наблюдается рост индивидуальных образовательных достижений обучающихся в течение этого периода. Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
Профессия «учитель» - творческая профессия, в которой главным источником позитивной динамики выступает вдохновение. Поэтому позвольте пожелать вам вдохновения, желания совершенствоваться в профессиональном, личностном и духовном росте, талантливо-дерзкой мудрости, достижения высокого уровня мастерства. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены