РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система внеурочной деятельности учителя истории и обществознания в условиях ФГОС

Учитель истории
МОУ Семибратовская СОШ
Курочкина С.В.

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности по истории - стремление развивать интерес учащихся к истории своей Родины, это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

К основным задачам внеклассной работы по истории мы относим:

  1. развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;
  2. развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
  3. воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;
  4. углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.
  5. оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

Задачи внеурочной деятельности  формирующие компетенции:

  • формировать умения работать с книгой и справочной литературой,
  • учить дискутировать,  реферировать и рецензировать,
  • готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,
  • открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,
  • формировать потребность в самообразовании,
  • повысить уровень социализации школьника.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся решают конкретные задачи самостоятельно следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Соответственно, внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

  1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
  2. на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашняя утварь, памятники и т.д.;
  3. на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;
  4. практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

Внеклассная работа

массовая

  • исторические вечера;
  • исторические экскурсии;
  • викторины и конкурсы;
  • олимпиады;
  • конференции;
  • недели истории;
  • просмотр исторических фильмов

групповая

  • исторический кружок;
  • исторические общества;
  • выпуск исторических газет и журналов;
  • факультативы

индивидуальная

  • написание рефератов и докладов;
  • создание проектов;
  • выполнение творческих заданий

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Дискуссионный клуб общения.  Из опыта работы.

Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? Что я хочу от жизни, и что хотят от меня люди? Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее.  Последнее время, к подрастающему поколению предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как: коммуникабельность; способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; обладать словарным запасом и умело им пользоваться; умение думать самостоятельно и решать разнообразные  проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания. Одно из средств решения проблемы – обращение к личности самого обучающегося, к его жизненным силами и потенциальным возможностям.   Технология саморазвития личности, используемая в программе «Клуба общения», предусматривает целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования личности.

Программа «Клуб общения» является сквозной, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по возрастам.

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

  • деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, под себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
  • целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию к самоактуализацию.
  • технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
  • могут быть использованы различные типы занятий: лекция, семинар, дискуссия, ролевая игра, практикум, тренинг, турнир знатоков...

Возможны занятия с различными группами обучающихся: девушками и юношами, группами по интересам. Трудными детьми, одарёнными детьми. В проведении занятий могут участвовать приглашённые учителя СОШ, специалисты различных профессий (психолог, юрист, инспектор ИДН, библиотекарь и т.д.). Занятия могут проводиться и вне определённого помещения: на природе, в музее, библиотеке. По целевой направленности программа развивающая.  Форма общения – диалог.

Методы: информирование, диагностика, ролевое проигрывание, беседа, психотехнические приемы, дискуссии, анализ ситуаций. Диагностика осуществляется в форме: коммуникативный тренинг, анкетирование, тестирование, самоанализ

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ. 

За 16 лет существования "Клуба общения" через него прошли, приблизительно, 280 обучающихся. Из них выросло 8 психологов, 56 педагогов и воспитателей. И, надеюсь, 280 счастливых человек. Успешных, умеющих дружить, любить, сотрудничать, сочувствовать,  трудиться и помогать нуждающимся. Выбравшим осознано свой профессиональный путь, найдя семейное счастье. Это и есть результат нашего общего труда.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены