РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания

Я, Комогорцева Виктория Васильевна, работаю в школе, учителем истории и обществознания 5 лет, в первый год после окончания университета, вернулась в родную школу, где отработала 1 год, потом был отпуск по уходу за ребенком, затем я перевелась в другую школу, где работаю уже 4 года. Школа по меркам поселка большая, около 700 учащихся, педагогический коллектив насчитывает почти 50 человек.

В прошлом учебном году мне нужно было выбрать новую тему самообразования и я, не задумываясь, решила, что тема будет: «Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания».

Почему именно эта тема? Потому что я считаю, что главное, чему должны научиться школьники на уроках истории и обществознания, это не заучивание большого объема информации, а понимание материала, умение найти нужную информацию в различных источниках. Развивать критическое мышление возможно и у учащихся 5-х классов, но все же более реально осуществление данной технологии среди старшеклассников.

Обществознание, предмет, включающий в себя множество дисциплин, поэтому очень важно чтобы ученики понимали его. Задача современного учителя добиться, чтобы ученик не просто выучил информацию, а смог бы самостоятельно найти ее, проанализировать и применить впоследствии. В качестве домашнего задания я никогда не прошу учеников выучить материал параграфа и пересказать его, как правило, это приводит только к зазубриванию и быстрому забыванию информации. Намного эффективнее будет попросить учащихся ознакомиться с информацией и выполнить задания, в которых им придется сделать выводы о прочитанном, найти дополнительную информацию из различных источников.

История предмет более сложный для анализа. Некоторые мои коллеги до сих пор не могут отойти от старой модели преподавания истории, настраивая детей на заучивание материала и его дальнейшее воспроизведение. Я считаю, что современный учитель должен дать свободу в отборе информации и ее интерпретации ученикам.

Развивая критическое мышление у учащихся, возможно, научить их самостоятельно анализировать информацию, повышается интерес к изучаемому материалу и к процессу обучения. Учителю технология критического мышления дает: умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества, сделать из учеников практиков, которые умеют грамотно анализировать сою деятельность.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работаю в данном режиме, я, как учитель, перестаю быть главным источником информации и стараюсь превратить урок в совместный поиск информации и ее анализ.

Использование критического мышления на уроках истории и обществознания выделяется удачным сочетанием проблемности и наличием различных интерпретации в научной литературе. Иногда на своих уроках я демонстрирую отрывки исторических фильмов или телепередач, для сравнения с материалом в научной литературе и учебном материале.

Ребята с большим интересом сравнивают, находят ошибки, несовпадения, высказывают собственное мнение. И это стимулирует интерес детей к истории, постепенно информация, поступающая к ним из различных источников, начинает восприниматься ими, как то, что нужно проверить, подвергнуть сомнениям, оценить. Для учеников, я становлюсь советником, они нередко обращаются ко мне за разъяснениями значения событий происходящих в стране и в мире в целом. На что я стараюсь лишь помочь понять суть явления или события, а их оценку оставляю за ребятами.

Критическое мышление - это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Получая информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать ее и использовать. Включение технологии критического мышления в систему образования дает возможность личностного роста, потому что такая работа направлена, прежде всего, к ребенку, его индивидуальности.

Таким образом, считаю, что технология критического мышления одна из самых эффективных методик для обучения на уроках истории и обществознания. И я, взяв эту тему на изучение и внедрение в процесс обучения, буду стараться совершенствовать ее и применять в своей практике и в дальнейшем.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика