РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение опорных конспектов на уроках истории и обществознания

Обоснование актуальности

Сейчас, как и много лет назад, перед педагогами стоят задачи: дать детям не только знания в пределах школьной программы, но и научить детей мыслить, выражать свою мысль; помочь развиться разносторонне интересующейся личности, не стать узконаправленным индивидуумом, так сказать научить человека не быть только «физиком» или «лириком»: Для этого должен быть изменен способ обучения. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе. Процесс усвоения знаний состоит из разных этапов. Методы обучения в современной школе призваны руководить формированием этих этапов и переходами от одного к другому.

Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

Как развить у ребенка потребность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Опорные конспекты, как одна из форм работы на уроках, являются хорошим помощником в достижении этих задач.

В процессе использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания происходит и лучшее усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Работа учителя и ученика над опорным планом-конспектом дает широкий простор деятельности: это и применение ИКТ, и решение проблемной задачи, и исследование, и создание мини-проекта и т.д.

Условия формирования опыта

Опыт работы в качестве учителя истории и обществознания на протяжении 8 лет показал, что при изучении какой-либо темы урока ученики испытывают определенные трудности: не могут усвоить большое количество информации, затрудняются дать определение того или иного исторического события, термина, не могут запомнить исторических деятелей, последовательность событий и т.д.

Причин много: общее снижение мотивации к обучению, к чтению книг, изменение интересов учащихся под влиянием СМИ, интернета и т.д. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.

Сегодня перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы, я считаю, является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов.

Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.

Ученик видит, слышит и проговаривает материал опорного конспекта за учителем или сильным учеником (один из приёмов техники — показательный ответ) в той же последовательности, форме, объёме, как вслух, так и «про себя», включая первую сигнальную систему (зрение), а затем довольно скоро в работу включается вторая сигнальная система (память, мышление).

Для слабого ученика устраняется такая проблема, как запоминание последовательности рассуждения при ответе, потому что именно опорный конспект служит подспорьем в запоминании большого объёма теории, придаёт уверенность в своих силах, что, в свою очередь, позволяет после нескольких хороших ответов у доски вводить элементы импровизации (другие примеры, дополнительные факты, сопоставления и сравнения). Для сильного же ученика — это основа для усиления координации зрительной, слуховой и моторной памяти, а главное — подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне мышления.

Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание учеников, причём без особых усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, а возврат к элементам опорного конспекта в сжатом и развёрнутом виде усиливает зрительно-словесную связь.

Одним из направлений моей деятельности является разработка и использование опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания.

Данные технологии позволяют развивать у учащихся:

  • умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и систематизация;
  • умения классифицировать полученную информацию;
  • умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;
  • познавательные потребности и способности;
  • умения создавать тексты опорных конспектов.

Я считаю, что метод составления опорного конспекта – это эффективное педагогическое средство современной школы.

Теоретическая база опыта

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики?

Материал темы делится на блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. При изучении войны или революции опорный конспект представляет собой лист с датами, определениями, основными событиями и основными участниками (страны или партии, например).

Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «…Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку мы отвергаем деление детей по способностям, дифференциацию детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), поскольку мы в принципе против дополнительных занятий, особенно с маленькими детьми, — словом, поскольку мы против всего, что может вызывать у ребёнка подозрение, не считают ли его второсортным, — мы все, порознь экспериментируя, пришли к одной и той же идее опоры: опорный сигнал у В.Ф. Шаталова, схемы у С.Н. Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванова, опорная деталь у Е.Н.Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е. Огороднова.

Что такое опорные конспекты

Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную необходимую информацию. Работа с ними выполняет систематизирующую и наглядную функцию. Можно применять несколько вариантов организации работы с опорными конспектами, схемами:

  • Опережающее изучение опорного конспекта, схемы, которое в дальнейшем дополняется углублением в материал учебника; в этом случае информация учебника расширяет уже полученные сведения, конкретизирует их, дополняет информацией, оставшейся вне опорного конспекта, схемы; этот вариант наиболее эффективен при необходимости выучить материал в кратчайшие сроки.
  • Систематизирующее использование схемы после изучения соответствующего параграфа или пункта учебника; схема дает возможность обратить внимание на наиболее значимые факты и исторические связки, представить их в логической последовательности и предлагает краткий вариант ответа по опорному конспекту.
  • Использование схемы на уроке в качестве наглядной опоры при изучении нового материала или его закрепления; она позволит даже слабым учащимся раскрыть суть изученной проблемы.
  • Схемы могут стать примером систематизации учебного материала в случае организации самостоятельной работы; их можно брать за опорную базу для самостоятельного конструирования ответа на поставленную задачу, увеличивает возможности для познавательной и информационно-коммуникативной деятельности; схемы помогают сформировать умение опорного конспектирования учебных текстов.

Но для глубокого освоения эта работа должна сопровождаться изучением материала учебника, дополнительной литературы, решением тестов и проблемных задач.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые

Техника составления конспекта

Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины, снова прочитать текст и тщательно проанализировать его. Такая работа с материалом даст возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

Обозначить основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

  1. Не начинать записывать материал с первых слов преподавателя, сначала необходимо выслушать его мысль до конца и постараться понять ее.
  2. Приступать к записи нужно в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
  4. Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
  5. Не нужно забывать об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
  6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» — словом «работа».
  7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся.

Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

При изучении темы «Познание» по обществознанию в 10 классе, целесообразнее составить опорный план в виде опорной схемы. Так как данная тема является сложной, то опорная схема поможет ученикам систематизировать виды, формы и методы познания, что способствует лучшему усвоению материала, и развитию мыслительной деятельности учащихся. Схему можно дополнить объяснением терминов.

Анализ результативности

Опорные планы-конспекты решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

Каким же образом изменился учебный процесс при использовании данной методики?

  1. Повысилась производительность урока;
  2. Активнее устанавливаются межпредметные связи;
  3. Повысился уровень использования наглядности на уроке;
  4. Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя и самостоятельно;
  5. Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу»;
  6. Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность;
  7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах;
  8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.

Опыт работы со слабоуспевающими учащимися показал, что технология создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания позволяет лучше усваивать материал урока.

Трудности в и проблемы при использовании данного опыта

При работе над технологией создания и использования опорных планов-конспектов на уроках истории и обществознания я столкнулась с рядом проблем:

  1. Некоторым учащимся трудно удается умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. Другим учащимся с трудом дается исследовательская и поисковая деятельность.
  3. Не всегда учащимся удается взаимодействовать в коллективе, вести себя, представлять себя, выслушивать оценку своих действий от одноклассников.

Только правильно организованная работа на уроке и вне его окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.

Читайте также:

Васильева Регина Ивановна 12.03.2021 210 0 Фото: pexels.com / Markus Spiske
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.