РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика использования Персонального Интернет-ресурса учителя для активизации учебно-воспитательной работы с учащимися

Токарева Джамиля Гомалаевна
МКОУ «СОШ №8»
учитель истории и обществознания
Карачаево-Черкесская Республика
город Черкесск

Актуальность взятой темы заключается в новизне используемого инструмента. Это новое поле деятельности стало воплощением собственно творческого потенциала педагога. Многие делают из сайтов просто папку-накопитель заполнив их файлами с методическими разработками уроков, тематическим планированием, презентациями, множеством нормативной документации. Это тоже требование времени — замена старых бумажных папок электронными портфолио. Но такой сайт не становится орудием привлечения к работе ребят, такие цели большинством педагогов даже не ставятся. Для меня цель именно такова, так как в сети есть уже множество ресурсов для оформления собственно портфолио.

Среди компетенций, которыми должны овладеть школьники, государственной программой названо и умение использовать ЭОР (электронные образовательные ресурсы) и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). При этом владение ИКТ уже не ограничивается простым поиском и подбором необходимой информации, но и умением общаться в виртуальном пространстве, выполнять разные задания, публиковать свою работу с использованием всех возможных функций публикации. То есть целью учебного процесса является формирование компетенций, которые позволят выпускникам строить свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Говоря о профориентации вспомним, что среди современными требований к нанимаемому  работнику повсеместно присутствуют требования владения компьютером, умение обращаться с электронной почтой и в целом максимально скомпонованным комплексом электронных возможностей. А этот комплекс с каждым годом увеличивается и усложняется. Именно поэтому базовое освоение технологий уже перешло в школу и стало одной из целей образовательного процесса.

Наиболее подходящим инструментом для достижения этой цели  является Персональный сайт / блог учителя.

Основными целями учительского сетевого ресурса, на мой взгляд, являются:

  1. Повышение уровня обучаемости, в том числе за счёт расширения дифференцированного подхода.
  2. Развитие навыков самостоятельной и творческой работы.
  3. Формирование компетенций владения информационно-коммуникативными технологиями.
  4. Профориентация.
  5. Выявление одарённых, творчески работающих детей, предоставление им возможностей участия в мероприятиях городского, регионального, общероссийского и международного масштабов.
  6. Расширение разнообразия видов и методов учебной деятельности с целью повышения мотивации обучения, его результативности.
  7. Помощь в подготовке к экзаменам.
  8. Формирование положительного эмоционального фона обучения.
  9. Воспитательные и адаптивные функции.
  10. Оформление электронного портфолио учителя на сайте,- возможность детей и родителей ознакомиться с опытом работы, компетентностью учителя, его подходом к учебному процессу.
  11. Рост авторитета педагога, идущего в ногу со временем, достаточно компетентного, чтобы ученики не позволяли себе посмотреть на него «сверху вниз», как на нечто устаревшее и недостойное внимания, не несущее в себе полезности.
  12. Обратная связь сайта — возможность родителей и учащихся обратиться к учителю с назревшими вопросами или проблемами без посещения школы, что экономит драгоценное время.
  13. Общедоступность фундаментальной информации в помощь по отдельным видам работы (например, оформление презентации, реферата, исследовательской работы, памятка для работы с § учебника и др.), а также критерии оценивания по предмету. Эти вопросы зачастую интересуют не только учащихся, которые периодически забывают данные им рекомендации и нормативы, но и родителей.

Сначала рассмотрим структуру сайта, чтобы в дальнейшем легче ориентироваться, о чём идёт речь. Персональный сайт учителя истории и обществознания, на примере которого и разработана предлагаемая методика, состоит из трёх составных частей.

  • 1 - собственно Персональный сайт учителя - http://lisonka.ucoz.ru/,
  • 2 - Приложение к нему - https://lisonka-3412.narod.ru/.
  • 3 - Электронное портфолио учителя - https://nsportal.ru/lisonka.

Эти три части являются отдельными сайтами, собранными в одну систему. Дело в том, что бесплатный хостинг подразумевает жёстко ограниченное пространство, а мы собираемся загружать много работ, поэтому и понадобилось Приложение с дополнительными объёмами пространства для загрузки. Портфолио же учителя оформлено отдельно в Социальной сети работников образования и посредством кнопочки «Визитка учителя» просто прикреплено к сайту, чтобы любой желающий мог ознакомиться с опытом работы и достижениями педагога.

Возможные виды работы с привлечением ресурса (неполный их перечень):

  • тесты-онлайн с автоматической проверкой
  • публикации сообщений, презентаций
  • эссе-онлайн
  • выполнение разных заданий, в том числе интерактивных
  • подготовка к экзаменам и контрольным работам
  • ведение блога
  • сетевые мероприятия, модераторство (например, на форуме)
  • профориентация (тесты, статьи)
  • психологическое воздействие (например, статьи из раздела «Каталог статей», поздравления с результатами участия в мероприятиях)

Рассмотрим некоторые методические приёмы привлечения персонального учительского интернет-ресурса к учебно-воспитательной работе с учащимися, которые использовались мною на практике.

1. Повышение уровня обучаемости, в том числе за счёт расширения дифференцированного подхода.

 Как раньше, так и сейчас учебный процесс нуждается в дифференцированном подходе к обучающимся. Современные возможности позволяют разнообразить эту работу.

В каждом классе есть слабоуспевающие ребята, которые даже если и читают учебник, всё равно отказываются отвечать в классе или отвечают неверно. Причин у этого явления можно было бы назвать множество. Часто — это наличие психологического барьера, боязнь выступать перед аудиторией, слабая память и прочее. При этом многие из них любят рисовать, можно дать им реализовать себя в таких посильных заданиях: создать рисованный или электронный альбом/фотоальбом по тематике; электронную стенгазету; презентацию; слайд-шоу;  анимированные графические объекты и сюжеты, удачные работы опубликовать на сайте. Такое признание положительных результатов работы может стать стимулом для ребёнка.

Можно предложить ребятам тематические и контрольные тесты-онлайн  с разноуровневыми заданиями -  http://lisonka.ucoz.ru/tests. Удобство такого тестирования заключается в возможности переделать работу несколько раз, что снижает стрессовость при выполнении проверочных и контрольных работ. У ребят есть возможность воспользоваться подручными средствами (книгами, интернетом), если они делают это дома. А главное — это возможность не получить «два».

Тестовые задания имеют разные уровни сложности (большинство тестов не делятся на «облегчённые» и «необлегчённые», а содержат в себе и лёгкие вопросы, и вопросы  посложнее), так что они будут отличным тренажёром и для ребят с разным уровнем обучаемости.

Учителю удобно такое тестирование тем, что ему не нужно проверять, программа сделает это сама, останется только взять готовые результаты.

В разделе «Наши публикации» в «Приложении» сайта есть подразделы для ученических презентаций с заданиями к ним - https://lisonka-3412.narod.ru/board/zadanija_po_obshhestvoznaniju/9_klass/formy_pravlenija/40-1-0-43 . Можно предложить ребятам выполнить эти задания. Так как презентации содержат ответы на поставленные вопросы, то это будет легко.

Раздел «Мультимедиатека» - http://lisonka.ucoz.ru/video/ содержит тематические видеоролики, по которым можно написать эссе. Под публикацию эссе выделено особое место — Гостевая книга - http://lisonka.ucoz.ru/gb. Учащимся предлагается и самим пробовать создавать подобные посильные мультимедиа работы.

Предложенные виды работы помогают в оценивании часто пропускающих учеников. Бывает по болезни или по каким-то другим причинам такое множество пропусков, что затруднительно оценить ребёнка за четверть. Здесь работа при посредстве учительского ресурса помогает нормализовать ситуацию и избежать неаттестации.

Учителям, знающим язык программирования и владеющими технологиями флеш-анимации здесь большой простор для творчества. Можно делать разнообразные задания, в том числе интерактивные.

 

2. Развития навыков самостоятельной и творческой работы. Работа с одарёнными детьми.

Ø  Отдельный раздел выделен для публикаций  и блогов ребят, где созданы подразделы по направлениям (история Отечества и мировая разных периодов, краеведение), где каждый может выбрать что-то себе по душе (развитие техники, науки, события, личности и т. д.) и реализовать свои способности.  Этот раздел так и назван «Наши публикации» = https://lisonka-3412.narod.ru/board/.

Лучшие сообщения с презентацией в сопровождении аудио, видео; презентации с заданиями к ним можно предложить опубликовать на Персональном сайте учителя и, желательно, чтобы ребята осваивали практику публикации сами.

Чтобы процесс публикации не вызывал затруднений, можно посвятить этому одну страничку, опубликовав там нужные рекомендации и учебный фильм - https://lisonka-3412.narod.ru/index/annotacija_k_razdelu_quot_nashi_publikacii_quot/0-24, на другой страничке оформить требования в публикуемой работе - https://lisonka-3412.narod.ru/index/trebovanija_k_soobshheniju/0-27. Это будет удобно как учащемуся (можно перечитывать неоднократно и иметь всегда под рукой, руководствуясь пошагово), так и учителю, которому не придётся многократно каждому объяснять одно и тоже. 

  • Можно предложить индивидуально или в паре/группе вести свой тематический блог (например, блог «Культура народов мира»-  https://lisonka-3412.narod.ru/blog/).

Выполнение заданий повышенной сложности: публикации отчётов учителя об их достижениях и их собственных презентаций этих достижений (например, презентация исследовательской работы - http://lisonka.ucoz.ru/news/pobeda_v_gorodskom_konkurse_issledovatelskikh_rabot/2013-03-15-26, занявшей 1 место в городском конкурсе; также — конкурсный мультимедиа проект - http://lisonka.ucoz.ru/news/konkurs_multimedia_proektov/2014-05-27-55, ставший дипломантом Всероссийского конкурса).  Указанная презентация исследовательской работы поможет другим в написании своих исследований, так как методика исследовательской работы составляет очень большую сложность, редко кто за неё берётся и понимает, как правильно надо делать.

Названные отчёты, на мой взгляд, не только демонстрируют сами достижения, но и являются стимулирующим фактором для других ребят. Разве, увидев, что кто-то из сверстников  занял призовые места или даже победил в каком-то мероприятии, не захочется и другому таких высоких достижений? Ведь обычно срабатывает механизм: «он может, значит и я смогу это сделать». Зарождается здоровая конкуренция, мотивация.

В разделе «Новости» - http://lisonka.ucoz.ru/news/novosti/1-0-3 учителем могут публиковаться конкурсные мероприятия и предметные олимпиады, в которых могут поучаствовать все желающие, что является прекрасной возможности одарённым детям проявить себя.

Выполнение предложенных видов работ способствует развитию творческого подхода к выполнению заданий, это хорошая тренировка для подготовки к дальнейшему участию в конкурсах и олимпиадах всех уровней.

 

3. Формирование компетенций владения информационно-коммуникативными технологиями.

  • Проведение сетевых мероприятий на форуме сайта - http://lisonka.ucoz.ru/news/novosti/1-0-3, например, конференции, круглые столы. В ходе таких мероприятий школьники учатся эстетично и грамотно оформлять свои сообщения, вести виртуальные дискуссии, использовать при оформлении своего сообщения иллюстрации, видео, аудио, презентации, в целом пользоваться инструментами публикации в сети. Эти навыки пригодятся им в дальнейшем при участии в дистанционных мероприятий всех уровней, а также и в дальнейшей жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Предполагаю в будущем расширить здесь активность ребят за счёт привлечение их к работе модераторов.
  • Формированию коммуникативных компетенций содействует и общение через систему личных сообщений сайта, благодаря которой любой учащийся может обратиться онлайн за помощью к учителю или к товарищам. Эта функция очень активно используется на практике как и форма «Обратной связи» - http://lisonka.ucoz.ru/index/0-3, где указана электронная почта учителя и ребята могут присылать по электронной почте свои творческие работы с презентациями для публикации, если сами не справляются.
  • Содействует этой цели и раздел «Вопрос-ответ» - http://lisonka.ucoz.ru/faq, где оформлены ответы на часто задаваемые  вопросы, что позволяет участникам коммуникации повышать свой уровень владения ИКТ. (Фактически опубликованные рекомендации на данный момент имеют устаревший вид, т.к. с момента их оформления произошли огромные изменения в сети, но можно использовать как образец)
  • Проведение онлайн-опросов для выявления общего мнения по какому-либо вопросу или для принятия какого-либо решения по работе ресурса, а также для выявления желательных тенденций работы (например, опрос о том, какие виды заданий ребятам более импонируют).  Могут быть и другие цели опросов. Опросы-онлайн можно организовывать и в разделе форума.
  • Организация сетевых конкурсов, в которых свои работы конкурсанты смогут сами загружать на сайт, или прислать их по электронной почте учителю. Именно  в результате такого конкурса («Первый художественный» - http://lisonka.ucoz.ru/news/nash_pervyj_konkurs/2012-06-24-2) мой сайт обзавёлся своим логотипом и собственными наградными документами.
  • Использование наградных документов способствует росту мотивации, доставляет чувство морального удовлетворения от признания результатов работы, а также служит  средством пополнения портфолио ребят. Документы рассылаются в электронном виде по электронным адресам.

4. Воспитательные и адаптивные функции.

  • Позитивное поле общения и осуществления образовательного процесса само по себе уже осуществляет воспитательную функцию.
  • Психологические и профориентационные тесты-онлайн
  • Можно оформить блог или какую-нибудь разновидность «Комнаты отдыха», подойдёт и форма «Каталог статей».

В названных разделах можно публиковать материалы, не касающиеся непосредственно процесса обучения, но являющиеся духовной пищей для становящейся личности, которая в этот период жизни проходит стадию активного становления и жадно ищет всевозможную информацию для своего самоопределения. К сожалению, на просторах Интернета, как и по телевещанию, она находит крайне противоречивую пищу, вследствие чего затрудняется с выбором правильной линии поведения и целеполагания своей деятельности, определения её мотивов и методов осуществления. Сайт/блог педагога, я считаю, призван дать ту здоровую духовную пищу, которая побудит формирование личности подростка в соответствии с моральными устоями общества, будет способствовать более безболезненной его социализации.

В блоге - http://lisonka.ucoz.ru/blog/, например, созданы разделы:

  1. «Поучительное», - интересные истории из жизни, учащие добру, отзывчивости, силе духа и т.п.
  2. «О прекрасном», - публикации обо всём прекрасном, начиная с природы, заканчивая искусством.
  3. «Чистый позитив» , -  площадка для поднятия настроения и выхода из депрессии, которые, кстати, довольно часты у некоторых подростков.

Раздел «Каталог статей» - http://lisonka.ucoz.ru/publ/ содержит тематические блоки:

  1. «Советы психолога», составленные из статей Дейла Карнеги.
  2. «Память и внимание», раскрывающие специфику работы названных функциях головного мозга, некоторые советы по борьбе с рассеянностью и тренировке памяти, а также влияние на память алкоголя, спиртных напитков и наркотиков.
  3. «Полезные притчи».

Все опубликованные материалы визуализированы, местами имеют видео и аудио сопровождение. Их ценность – в воспитательной и адаптивной информацию для подросткового возраста, подобранной с учётом особенностей возрастной психологии.

Думаю, что найдутся ребята, которым будет интересно добавить  свои подобные публикации, - это полезное поле для творческой реализации.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены