РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Родительское собрание? Ура! или Как заманить родителей в школу

Кучумова Наталья Владимировна

Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями учащихся. Краткие фразы: "…умело выстраивает отношения с семьей учащегося", "…тесная связь с родителями" и т.д. – не дают ясной картины, не вооружают коллег доступными средствами, которыми достигается согласие в вопросах воспитания и развития личности обучающихся.

Сейчас, имея 20-летний педагогический опыт, могу утверждать, что будущих педагогов не учили труднейшему искусству общения с семьей учащегося. Не было дано даже общего представления о том, сколько потребуется ума, терпения, такта, душевности – ведь речь идет о ребенке, не одном из многих, каким он является для учителя, а одном и единственном, каким этот ребенок является для родителей. Психология преподавалась как исключительно детская, а потребности в знаниях при построении цепочки "учитель – ученик – родители" скорее из области практической психологии. Мне, как, наверное, и моим коллегам, можно было бы избежать многих бед, если бы учительство не только обращалось за помощью к семье, но и приходило ей на помощь во всеоружии своих знаний. Худо с педагогикой не только потому, что она не может справиться с миром детей, а и потому, что она не может овладеть миром взрослых. Начиная работать в школе, я представляла себе большую часть родителей как законопослушных граждан, для которых авторитет учителя высок. Но очень быстро убедилась, что не всё так безоблачно, приходилось строить взаимоотношения с взрослыми подопечными, учась на своих и чужих ошибках, нащупывая путь по своему усмотрению.

Однажды в журнале "Начальная школа" я познакомилась с публикацией, которая знакомила читателей с результатами тестирования психологом одной из школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учеников к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках учителей эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми превалируют с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означает, что учителю для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который "просто нравится"! Иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка.

Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения.

Психотерапевт Владимир Леви в своей книге "Искусство быть другим" даёт советы, которые могут пригодиться учителю, при общении, как с детьми, так и с взрослыми:

  1. Плюс интерес. Вспомните всеми любимого Глеба Жеглова, который свои успехи в установлении контакта с любыми людьми объяснял простым житейским девизом: "Проявляй к человеку искренний интерес!"
  2. Минус тревожность. Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.
  3. Плюс обратная связь. Ваш взгляд - взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, обстановка приятная.
  4. Плюс артистизм. Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима.
  5. Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия вы не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко….
  6. Минус предвзятость. Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.
  7. Плюс предвидение… Плюс симпатия. Вы должны предвидеть, чем закончится ваш разговор, но, не смотря, ни на что, излучать симпатию к собеседнику

Но ведь для того, чтобы общаться с родителями, нужно с ними встречаться. Например, на родительских собраниях. И тут, зачастую, возникает следующая проблема; чем старше становится ребёнок, тем реже у родителей появляется желание встречаться с педагогом. Раз от раза количество родителей на собрании становится всё меньше: то дети забыли сообщить, то специально не сказали, то родители посчитали, «что ничего нового они для себя там не откроют». Поэтому, планируя родительское собрание, я ставлю перед собой задачу: подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени, проведенном в стенах школы и шли с собрания в надежде на то, что следующая наша встреча будет не менее полезной и интересной для них, чем та, на которой они только что присутствовали, и вынесли несколько полезных "открытий" о своем ребенке, о секретах воспитании. В этом мне помогают мои ученики - у нас в классе есть «тайное оружие»! Не зависимо от того, какое именно собрание планируется, мы с ребятами готовим «заманилки» - различные сюрпризы, которые можно увидеть только на собрании. Перед каждым из них у нас проводится «секретный» классный час, с результатами которого я и знакомлю родителей. Это могут быть рисунки, сочинения, коллажи... Особенность их в том, что на руки детям я их не отдаю, а показываю лишь на собрании. Т.е. те родители, которые отсутствовали - сюрприза не увидят. А ведь ребёнок его делал, старался, волновался о том, как у него получилось, понравится ли... После такой подготовки уже не я, а мои ученики напоминают родителям, чтобы они, не дай бог, не забыли о собрании. За 4 года дети привыкли к нашему секрету - ни за что не проговорятся дома, что мы приготовили!

А теперь о самих сюрпризах-«заманилках».

  • На классном часе дети рисовали на тему: «Минуты отдыха моей семьи» (для меня это была прекрасная возможность узнать больше о семьях моих подопечных: состав, любимые занятия и массу другой информации). Родители, придя на собрание, имели возможность рассмотреть рисунки, на которых не было указано кто, где изображён. А потом я предложила найти свою семью - чем их просто огорошила. Немного подумав, начали рассуждать: сколько человек, кто, чем занят, особенно внимательные пытались определить по «почерку рисунка» своё чадо. Тем, кто угадывал - я отдавала рисунки с комментариями, которыми сопровождали рисунки дети, когда рисовали. Например: «Моя мама много работает, и у неё совсем нет времени на отдых, поэтому наше любимое занятие - это шопинг, в магазины мы с ней часто ходим вместе» (Некоторые комментарии заставляли родителей задуматься над рисунком). Кстати, между классным часом и родительским собранием, подключив школьного психолога, мне удалось проанализировать рисунки, обозначить проявившиеся проблемы и наметить пути их решения;
  • Или ещё, дети рисовали мам, которым предстояло найти свой портрет! (это происходило незадолго до женского праздника, так, что мамы ещё и подарок получили к 8 Марта!). Кстати, на этом собрании присутствовал лишь один папа, зато именно он первый угадал портрет своей «половинки». Как же был горд на следующий день сын, рассказывая о том, как «папа весь вечер хвалил его, за самый достоверный рисунок» (Видимо, папа был тоже горд и сыном, и собой!)
  • Конечно, мы не только рисовали. Мы писали миниатюры: «Моё самое заветное желание» (Родители пытались угадать, чьё оно, зачастую, оказывалось, что родители плохо знают о чём думает их сын или дочь), «Обида, которую не могу забыть» и «Самый трудный день в моей жизни» (эти миниатюры, по просьбе детей, я не зачитывала вслух, а просто раздала - но видела, что они заставили родителей задуматься), «Если б был бы я девчонкой...» (писали мальчики, фантазируя на тему, как бы вели себя родители, как бы их назвали, как вы воспитывали...), «Если бы у папы родился сын...» (это уже девочки фантазировали - как бы повели себя родители, если бы вместо красавицы-дочки родился сынок) - эти миниатюры вызвали смех и оживление среди родителей.
  • Коллажи, который мальчики и девочки готовили в подарок друг другу, родители тоже увидели только на собрании, так не присутствовали на вручении подарков.
  • Впереди меня ждёт последнее тематическое собрание в этом классе, и к нему мы уже начали готовиться. Недавно прочли «Горячий камень» А. Гайдара и написали к нему продолжение, начинавшееся словами: «Однажды мы с родителями нашли этот камень...», что по этому поводу думаю дети, родители узнают, если не пропустят очередное собрание.
  • Кстати, дети включились в игру-"заманилку" - и сами предлагают: что бы такое придумать, чем бы удивить, как бы заманить...

В заключении, я бы хотела опять вернуться на несколько лет назад, когда я впервые готовилась к родительскому собранию. Опытная коллега решила поддержать меня и дала совет, который я запомнила и применяю до сих пор: «Никогда не говори родителям, что у них плохие дети! Этого они никогда тебе не простят! Лучше упрекай родителей, что они виноваты в том, что не помогают ребёнку раскрыть его гениальность! Каждый родитель в душе уверен, что его ребёнок – особенный, поэтому ему будет легче согласиться с тем, что это он мало приложил усилий для совершенствования своего чада». Я часто вспоминаю эти слова, когда готовлюсь к встрече с родителями, и, вы знаете, мне это помогает!

Кучумова Наталья Владимировна04.08.2016 5190 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar