РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Игровая и Интернет зависимость у ребенка

Родителям удобно, когда ребенок играет с гаджетами, он спокоен и увлечен, и взрослые могут заняться своими делами. Постепенно у ребенка формируется зависимость от игры или Интернета. Тогда родители просят изменить ребенка. Уход в зависимость становится для ребенка способом компенсации недостающего эмоционального опыта, успеха, общения.

Сначала необходимо выяснить, что подросток делает за гаджетом, и исходя из этого сформулировать гипотезу по проблеме «Что он компенсирует с помощью телефона?» Например, ребенок постоянно общается в чатах, социальных сетях, форумах. В этом случае следует предположить проблемы в коммуникативной сфере, сложности установления и поддержания межличностных отношений. Или ребенок увлечен играми, видеофильмами, - тогда здесь может быть нехватка впечатлений в реальной жизни, чувство одиночества, низкая самооценка, поиск выхода агрессии и прочее.

Поэтому важно прежде всего определить какие психологические потребности не удовлетворены у подростка.

1. Недостаточно новых впечатлений в реальной жизни

  • Один и тот же сценарий дня (гуляет в одних и тех же местах, одни и те же дела).
  • Однотипная игровая деятельность (одни и те же игрушки, ребенку уже неинтересно в них играть).
  • Отсутствие альтернативной деятельности (кружки, секции, чтение книг)
  • Чрезмерная забота родителей (при первой неудаче родители делают все за ребенка, не дают ему пробовать, рисковать и ошибаться. Ребенок не сталкивается с трудностями, не пробует новое).

Что делать

  • Разнообразить повседневную активность (гулять в разных местах).
  • Придумать разнообразные занятия дома и на улице (предложить поиграть, исследовать, изготовить что-то, заняться творчеством).
  • Предоставить возможность контактировать с разными людьми: ровесники и взрослые.
  • Увеличиваем количество новых событий (аквапарки, катки, аттракционы, театр, цирк и т.д.).

2. Дефицит общения.

  • Взаимодействие с ребенком происходит зачастую в бытовых ситуациях (одевают, кормят).
  • Отсутствие содержательных бесед, не поддерживается любознательность ребенка, не отвечают на вопросы (присутствуют краткие высказывания «так надо», «потому что»).
  • Когда не играют с ребенком или отвлекаются от игры, уходят.
  • Ребенок выполняет обязанности родителя (следит за мл. братом или сестрой).

Что делать

  • Больше разговаривать, задавать уточняющие вопросы, чтобы получить более расширенный ответ.
  • В разговоре не фокусируемся только на детских обязанностях или правилах, но и спрашиваем, что ребенку интересно.
  • Расширяем количество тем для обсуждения.
  • Спрашивайте и советуйтесь.
  • Помогите ребенку расширить круг общения.
  • Расспросите об одноклассниках и друзьях, о хороших и плохих отношениях.
  • Поощряйте его участие вне классной деятельности или хобби.

3. Отсутствие эмоциональной безопасности.

  • Ребенок в родительских глазах недостаточно хорош, нуждается в переделывании и жестком контроле.
  • Родители требуют, чтобы он не мешал, занимался чем-то сам, не шумел и не нарушал порядок.
  • Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру от родительского разочарования, от несчастливости повседневного мира

Что делать

  • Проявите к ребенку интерес и внимание.
  • Спрашивайте, что он чувствует, почему выбрал именно это занятие. Что ему нравится.
  • Каждый день выражайте радость от общения с ребенком, говорите о любви к нему.
  • Не критикуйте и не оценивайте его («Ты сделал это неправильно!»).
  • Избегайте вопросов, которые доказывают вашу правоту («Опять играешь?», «Ты что, еще не сделал?»).
  • Помогайте ребенку почувствовать себя успешным. Одобряйте и поддерживайте его, но не преувеличивайте его достижения.
  • Времяпрепровождение за гаджетом у ребенка может быть способом выразить свои негативные переживания. Поэтому не запрещайте злиться, научите выражать агрессию конструктивными методами.
  • Если ребенок кричит или пинает предметы, не надо останавливать или стыдить, его важно услышать. Например, скажите: «Когда ты так кричишь, я тоже начинаю злиться, и мне трудно тебя понять». Спросите, чем ему помочь и окажите эту помощь.

4. Потребность в границах и правилах.

  • Ребенок не понимает, можно ли ему находится за гаджетом, если у родителей нет четкого отношения к этому.
  • Если позволяется использовать гаджет в качестве поощрения или наказания (если плохо себя ведет).
  • Если родители не могут остановить игру ребенка и меняют решение в ответ на негативные эмоции.

Что делать

  • Сформулировать и записать правила и требования к использованию гаджета (четкость и реалистичность правил; не уступать от правил).
  • Использовать однозначные, понятные высказывания, чтобы выразить отношение к действиям ребенка («Я расстроена…. »).
  • Вместе с ребенком выберите и используйте один или два вида поощрения и наказания, которые не связаны с использованием гаджета.
  • Спросите какую родительскую реакцию он предполагает в ответ на нарушения правил.
  • Говорите сразу и по сути дела.
  • Твердо, но спокойно и ясно озвучьте свое пожелание. Например: «Я прошу тебя прекратить делать это», «Я прошу тебя остановиться».
  • Избегайте двусмысленных и риторических фраз: «Да что ты делаешь!», «Когда же ты наиграешься?», «Что же это такое?»

Только на фоне удовлетворения ранее неудовлетворенных психологических потребностей ребенка можно преодолеть симптомы игровой и интернет зависимости.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.