РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологии проектирования в развитии дошкольников

Киселева Н.В.
воспитатель первой высшей категории

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

Педагоги дошкольных организаций осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) [7]

В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста воспитатель особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным разделам программы, включать в него различные методики и технологии.

Педагоги дошкольных организаций на протяжении предыдущего учебного года активно работали над использованием проектного метода в экологическом воспитании дошкольников. В основе работы детского сада по экологическому воспитанию был положен принцип биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться с утилитарной точки зрения. Прежде всего, воспитатели показывают детям её уникальность, красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления).

Прежде, чем приступить к внедрению проектного метода в деятельность дошкольной организации, с педагогами проводилась методическая работа по ознакомлению их с инновационной технологией: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников», семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольной организации», педагогам были предложены памятки по созданию проектов.

Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа – это дом, в котором мы живём». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить всё многообразие живой и неживой природы [1].

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольной организации в целом.

Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Так, за время внедрения проектного метода на территории дошкольных организаций был создан «Уголок нетронутой природы», где дети могли знакомиться с дикими животными, «Бабушкин двор», на котором можно видеть домашних животных и птиц. Кроме того, на участке организована метеолаборатория, где дети изучают явления неживой природы.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям (например, «Могут ли прожить друг без друга домашние животные и человек?»). В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза («Домашние животные нуждаются в человеке, как и человек нуждается в домашних животных»), которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

На этом этапе мы использовали модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?».

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические обозначения-символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребёнка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Порой предложения детей вызывают немало удивления у взрослых. Например, при создании проекта «Мир птиц и насекомых» ребята предложили помочь зимующим птицам спастись от холода, открыв чердаки домов. Чтобы уберечь от холода деревья, предлагали связать шарфики, спеть весёлую песенку.

Но особый интерес вызвала работа над проектами, тематика которых представлена явлениями неживой природы. Здесь было предложено провести опыты-эксперименты, чтобы увидеть воздух, узнать свойства огня, воды, состав почвы. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему [5].

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

С особым интересом дети работают над проектом «Чистый воздух нужен всем». Проводят ряд экспериментов, проводят самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, и в конце подводят итог, что воздух есть везде, он необходим человеку. Все высказывания воспитатель зафиксирует. Кроме схематической фиксации используется также фотосъёмка. Результаты работы оформляются в интересный альбом.

Работая над проектом «Огонь, почва и вода – наши верные друзья», дети, изучив совместно с воспитателем состав почвы, изготавливают несколько наглядных моделей. Создают альбомы на разные темы в соответствии с тематикой проектов: «Почему чихали деревья?», «Им необходима наша помощь», «Таинственный космос», «Сад – огород», «Моё любимое животное» и т.д. [6]

Для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, дети ходят в поход на водоем, организовываются экскурсии в парк, на луг, на огород. Такие мероприятия способствуют реализации принципа открытости дошкольной организации. Выход за пределы детского сада не с родителями, а самостоятельно, в кругу друзей, в качестве исследователя, наблюдателя, способствует социальному развитию ребёнка, более тесному приобщению его к окружающему миру, помогает успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Говоря о принципе открытости дошкольной организации, следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогают детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисуют альбомы, газеты по теме проектов, придумывают песенки, стихотворения.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Презентация проходит в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставки, мини-музеи, творческие газеты.

Подводя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей; как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка; как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие новые формы работы можно организовать в будущем.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольных организаций необходимо было решить ряд проблем:

  • низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольной организации для реализации творческих проектов;
  • низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольной организации:

  • наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Перспективность метода проектов в системе ДОО заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список использованной литературы:

  1. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево». Обруч №2 1997.
  2. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М.: Линка-Пресс, 2002.
  3. Рыжова Н.А. Здравствуй, дерево! Дошкольное воспитание №3, 7, 10, 2002.
  4. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование №22, 2002.
  5. Рыжова Н.А. Время собирать мусор (экологический проект). Дошкольное образование №16, 2001.
  6. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» М.: Карапуз, 2005.
  7. Бабанова Т. Основы социального проектирования. Иркутск, 2006.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.