РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Особенности стратегии поведения подростков в конфликте

Сложный период становления гражданского общества в нашей стране складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризуется повышенной конфликтностью межличностных отношений. Подобная ситуация сказывается на подрастающем поколении.

Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.

Современное общество все чаще сталкивается с проблемой конфликтного поведения подростков. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Такое поведение – это способ самоутверждения подростка, как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях со сверстниками, так как именно это период ознаменован кризисом подросткового возраста. Конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, главная из которых – это признание взрослых и сверстников.

Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый, он начинает мыслить, как взрослый, но все его поступки еще продиктованы его детской сущностью. Подростки часто попадают в неформальные группы, что приводит к разрушению прежних стереотипов поведения, изменению ценностных ориентации, что ведет к конфликту. Несмотря на то, что спектр действий подростка с возрастом расширяется, но в ситуации конфликта подросток чаще всего реагирует однотипно, сужая тем самым репертуар своего поведения, что ведет к разрастанию конфликта. Поэтому ему еще сложно выбрать адекватные способы реагирования на конфликтную ситуацию, подобрать нужную стратегию поведения.

Актуальность проблемы конфликтов подросткового возраста обращает на себя постоянное внимание исследователей в области педагогики и психологии. Целенаправленные изыскания направлены как на поиск методов и способов преодоления негативных аспектов подросткового конфликта, так и на эффективное использование специфики возрастного этапа для оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими, гармонизации ее развития.

Проблема конфликтного поведения подростка занимает центральное место в исследованиях следующих педагогов и психологов В.А. Андреева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Л.И. Божович, Е.М. Гилярова, И.В. Гришиной, Я.А. Лупьян, А.В. Мудрик, Т.П.Чистяковой, Н.Е. Щурковой. Они отмечают, что в подростковом возрасте конфликтное поведения сказывается на его отношении к окружающему миру и к себе. В работах П.П. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского и др. особо внимание уделяется социально-психологическим факторам, которые ведут к возникновению острых социальных конфликтов в подростковом возрасте.

Однако, несмотря на то, что существует большое количество работ, которые рассматривают особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязи факторов, детерминирующих поведение подростков с различными видами стратегий поведения в конфликте в социально значимых ситуациях.

Поэтому возникает необходимость изучить особенности выбора стратегии поведения в конфликте подростков по причине нарушения коммуникации, что позволит расширить диапазон стратегий поведения в конфликте, послужит условием развития умения находить оптимальные пути их разрешения.

Проблема исследования: каковы особенности выбора стратегии поведения подростков в конфликте?

Цель исследования: изучить особенности выбора стратегии поведения подростков в конфликте.

Объект исследования: стратегии поведения подростков в конфликте.

Предмет исследования: особенности выбора стратегии поведения подростков в конфликте.

Гипотеза: выбор стратегии поведения в конфликте детерминирован агрессивным поведением подростка и его возрастом.

Задачи:

  1. Изучить содержательные характеристики понятия конфликт.
  2. Рассмотреть возрастные особенности подросткового возраста.
  3. Проанализировать особенности поведения подростков в конфликте.
  4. Установить различия между стратегиями поведения в конфликте подростков разных возрастных групп, выявить зависимость от уровня агрессии.
  5. Проанализировать влияние возраста и агрессивных тенденций подростка на выбор стратегии поведения в конфликте.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • эмпирические: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», .
  • методы статистической обработки данных (t критерий Стьюдента, кластерного и сравнительного анализа).

Теоретическую и методологическую основу работы составили:

  • концепция теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
  • теории конфликтов, сущность их управления (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, А.Г. Здравомыслов, А.А. Ершов, Н.А. Рыбакова);
  • теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (Л.С. Выготский, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, A.M. Прихожан, А. А. Реан).

Этапы работы:

Подготовительный – анализ психологических источников по рассматриваемой проблеме выбора стратегии поведения в конфликте подростками, формулировка параметров исследования, подбор диагностических методик.

Основной этап – проведение теоретического и эмпирического исследования, математическая и статистическая обработка полученных результатов.

Заключительный этап – анализ результатов исследования, формулировка выводов по итогам проведенного исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении конфликта как фактора расширения поведенческого репертуара подростков. Полученная информация открывает новые перспективы анализа подростковых конфликтов. Позволяет выделить условия по профилактике и рациональному разрешению подростковых конфликтов, что служит условием развития личности подростка, его коммуникативных компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике и психокоррекции конфликтного поведения подростков в общеобразовательных организациях. Позволяют разрабатывать программы психологической коррекции поведения подростков в конкретных ситуациях. Поученные в ходе исследования результаты дополняют курс конфликтологии, социальной психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, могут быть использованы при разработке учебных курсов по педагогической психологии в разделе «Психология воспитания».

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие подростки в количестве 100 человек: из них – в возрасте 11-12 лет – 50 человек, в возрасте 13-14 – 50 человек. Выборка квотная, с вероятностным отбором респондентов, репрезентирующая социально-возрастную группу по полу, возрасту.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 71 экземпляра.

Глава 1 Теоретические аспекты стратегии поведения подростков в конфликте

1.1 Сущность понятия «конфликт»

В толковом словаре С.И. Ожегова конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений (взглядов) оппонентов взаимодействия [48].

По мнению, И. Е. Ворожейкина и А. Я. Кибанова, конфликт – это тип трудной ситуации, которой возникает в жизни подростка, при его взаимодействии с коллективом [13].
А. А. Реан в основу конфликта вкладывает определённый уровень напряженности, который возникает у человека и определяется устойчивостью его психических процессов [52].

В работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается, как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью [68].

А.Г. Здравомыслов считает, что конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [29].

Р. Дарендорф под конфликтом понимает любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через скрытые или явные противоположности [22].
Б.И. Хасан, рассматривает конфликт как характеристику взаимодействия, при которой не возможно оставить в неизменном виде действия, которые требую для этого специальной организации [66]. Конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы.

Следовательно, разрешения противоречий непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении.

Таким образом, конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов субъектов-оппонентов в процессе коммуникации. Это резкое обострение противоречий, столкновение двух и более участников при решении проблемы, которая имеет определенную значимость (деловую или личную) для каждой из сторон. Конфликт выступает как соци¬альное явление, которое порождается природой общественной жизни.

Конфликт имеет следующую структуру:

  • объект конфликта, то из-за чего возникает конфликт (причина, мотив);
  • участники конфликта – субъекты (личность, группа, организация), между которыми разворачивается конфликт;
  • этапы конфликта [29].

Объектом конфликта выступают противоречия, которые возникают между людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных ситуаций выступают рассогласования целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностные качества (провокаторы); межличностные отношения; знания, умения и способности личности; мотивы, потребности, ценностные ориентации; понимания (интерпретации) информации.

Конфликт может выступать как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие – это субъективное восприятие и личностная значимость происходящего для участников ситуации.

Б. Шведина, определяет трудную ситуацию, которая ведет к конфликтам, как взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности [59].

Трудная ситуация отличается рядом признаков:

  • наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
  • состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой важно для субъекта;
  • заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки обыденности [55].

Возникновение и развитие конфликтов связано с действием четырех групп причин (факторов): объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы причин носят объективный характер, третья и четвертая – субъективны по своему содержанию.

К числу объективных причин конфликтов относятся обстоятельства социального взаимодействия людей, которые приводят к столкновению их интересов, мнений, установок.

Объективные причины – это компонент предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов связаны индивидуально- психологическими особенностями индивидов, которые выбирают конфликтную форму поведения, а не иной способ разрешения объективного противоречия [56]. В этом случае человек отказывается идти на компромисс, не хочет уступать, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Конфликтное поведение чаще всего связано с индивидуальными особенностями личности.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер, то есть, связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Структурно-организационнные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее ее эффективно функционирование, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективе.

Функционально-организационные причины конфликтов связаны с неоптимальностью функциональных связей группы с внешней средой; между структурными элементами группы; между отдельными ее членами.

Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с несоответствием личности предъявляемых к ней требований со стороны окружающих [46].

К социально-психологическим причинам конфликтов относятся значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо приводит к усложнению разрешение социальных противоречий, которые возникают по другим причинам.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, когда происходит расхождение между ожидаемыми ролевыми позициями и реальным поведением личности [41].

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, который выступает партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения может быть желательным, допустимым, нежелательным и недопустимым. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера соответствует желательному или допустимому, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. При нежелательном поведении создается предконфликтная ситуация, а при недопустимом поведении возникает собственно к конфликту.

Личностные особенности субъекта конфликта могут выступать основанием для возникновения конфликта [38]. Исследователи выделяют следующие черты личности, которые характерны для конфликта: стремление доминировать; прямолинейность в высказываниях и суждениях; необоснованная критика, без должной аргументации; консерватизм мышления, взглядов, убеждений; бесцеремонное вмешательство в личную жизнь; неадекватная оценка своих возможностей и способностей, их переоценка.

Основные участники конфликта – это противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Часто в конфликте выделяют сторону, которая начала конфликтные действия – это инициаторы конфликта. Оппоненты в конфликте наделяются рангами – это уровень возможностей оппонента, с помощью которых он реализует свои цели в конфликте, «сила», которая выражается в физических, социальных, материальных и интеллектуальных возможностях, знаниях, навыках и умениях, его социальном опыте конфликтного взаимодействия [37]. Это широта социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Кроме оппонентов в конфликт могут быть втянуты третьи лица:

  • подстрекатели, которые провоцируют конфликт, но сами в нем не принимают участие;
  • организаторы – лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников конфликта.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации имеют следующие уровня:

  • трудность воспринимается как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, неизвестности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
  • трудность как непосредственная, готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты);
  • трудность как потеря [30].

Создавшиеся ситуации ведут к возникновению конфликта, который в своем развитии проходит следующие этапы:

  1. возникновение и развитие конфликтной ситуации;
  2. осознание конфликтной ситуации одним из участников взаимодействия, эмоциональное пережи¬вание данного факта;
  3. начало открытого конфликтного взаимодействия (противостояние);
  4. эскалация конфликта [12].

В конфликтной ситуации социального взаимодействия другой человек рассматривается как препятствие для реализации личностного «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей), что приводит к возникновению психического напряжения. Отношение к взаимодействию может быть отрицательным, положительным и нейтральным. При рациональном восприятии ситуации конфликт не разворачивается. При негативном отношении к ситуации поведение оппонента воспринимается, как потенциальная угроза со стороны другого. То есть возникает предконфликтная ситуация, где происходит накопление психической напряженности. Одна из сторон со своей стороны допускает действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Подобная ситуация ведет к формированию негативного отношения к другому, готовности противодействовать, следовательно, возникает вероятность перерастания напряженной ситуации в конфликт.

Конфликтная ситуация характеризуется противодействием в виде общения, поведения или деятельности, которое направлено на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу, то есть формирование «образа врага». Главный мотив деятельности – «на себя». Эмоции занимают ведущее место при определении поведения и манеры общения [10]. Стрессовая ситуация приводит к тому, что индивид мобилизует все свои силы для достижения победы над оппонентом.

Психологии выделяют три формы конфликтов:

  • внутриличностный конфликт – столкновение равных по силе интересов, но противоположных по направлениям, потребностям, влечениям личности;
  • межличностный конфликт – столкновение лиц, которые преследуют несовместимые цели, реализуют противоречивые ценности, одновременно стремятся достигнуть одну и ту же цель, которой обладать совместно не могут;
  • межгрупповой конфликт – столкновение социальных групп, которые преследуют несовместимые цели, препятствуют друг другу при их достижении [4].

Все перечисленные формы конфликтов можно классифицировать по разным основаниям:

  • по степени остроты противоречий: конструктивные и деструктивные;
  • по виду деятельности: управленческие, педагогические, экономические, политические, творческие, супружеские;
  • по степени вовлеченности в конфликт: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные;
  • по степени проявления: явные, скрытые;
  • по степени разрешения: легкоразрешимые, трудноразрешимые [5].

Таким образом, конфликт – это целенаправленное противоборство двух сторон, которое направлено на достижение и удовлетворение собственных интересов и потребностей. Конфликт имеет четкую структуру: объект, участники конфликта, которые непосредственно влияют на возникновение конфликта, его протекание и определяют его исход.

1.2 Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период идет значительное расширение объёма деятельности ребенка, меняется его характер. Структура личности существенным образом изменяется, из-за перестройки ранее сложившихся и возникновения новообразований, которые закладывают основу сознательного поведения, дают направленность в формировании нравственных представлений и установок [7]. Форимрование новообразований происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический.

Подростковый возраст – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (5-8 классы). Понятие подросткового возраста объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.

Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию [43].

Главная особенность подросткового периода связана с резким, качественным изменением, которое затрагивает все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают.

Поведение подростка отличается противоречивостью. С одной стороны подросток не может примириться со злом и неправдой, при этом еще не совсем четко владеет этими нравственными категориями. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [31].

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя взрослым, отстоять свою независимость и правоту, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важный фактор психологического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [23].
Одновременно с внешними изменениями в личности подростка возникает новообразование – чувство взрослости как особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как к взрослому, поэтому он требует равноправия в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желание оградить отдельные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются подростками в этот период. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [47]. В поведении подросток руководствуется чисто внешними сторонами взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но небольшой жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, ведет к открытым конфликтам между ними.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Развитие чувства взрослости у подростка, по мнению Д.Б. Эльконина, проявляется там, где подросток хочет утвердиться, какой характер приобретает его самостоятельность. Для подростка важно, признают или не признают его взрослость родители, учителя и сверстники. В ходе поиска себя, личностной нестабильности у подростка формируется «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки подросток очень скрупулезно анализирует. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Образы «Я», которые подросток создает в своем сознании, разнообразны – они отражают все богатство его жизни [69].

Физическое «Я» – это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» – так называемое реальное «Я». Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я – концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности [49].

Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, представлением сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками – ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри».

Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой его Я-концепции.

Подросток – еще не зрелая личность. Отдельные черты его личности обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни на протяжении всего подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Любая оценка со стороны значимых людей взывает сдвиг в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизируется, а оценка значимого человека противоречит этому образцу в личности включаются механизмы психологической защиты. Кроме реального «Я», «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» сильно отличается от реального, что приводит к неуверенности в себе [67].

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях. Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится неровным, нестабильным. Подросток постоянно приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности [62]. Формируется новый образ физического «Я», который сопровождается тяжёлыми эмоциональными реакциями на свою внешность.

Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждение и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме» [14].

Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении.

Кризис подросткового возраста проходит через три фазы:

  • негативную, или предкритическую, фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур
  • кульминационную точку кризиса, в подростковом возрасте – это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные вариации;
  • посткритическую, то есть фазу формирования новых структур, построения новых отношений [43].

Возрастной кризис может проходить в двух основных формах.

  • Первая – это кризис независимости. Его симптомы – упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собственности. Остро ощущаемый собственный внутренний мир – главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других.
  • Вторая форма – кризис зависимости, противоположна первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если кризис независимости – это некоторый рывок за пределы старых форм вперед, за пределы старых норм или правил, то кризис зависимости – это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения [67].

Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 10-12 лет. Возраст 11-14 – важный период для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции, чувства Я. Обычно 13-14 лет – время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго [50].

Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самосознании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволяют ему справиться с жизненными трудностями и в дальнейшем.

1.3 Особенности стиля поведения подростков в конфликтных ситуациях

Конфликт в подростковом возрасте является одной из существенных онтологических характеристик его существования в пространстве социальных связей и отношений. Процесс формирования личности, ее социо-культурного становления неизбежно сопряжен с преодолением противоречий и препятствий, различных по своему характеру, природе, уровню сложности и феноменологии. Противоречия, обнаруживая принципиальную или локальную невозможность удовлетворения в общении, ведут к конфликтам подростка со своим окружением.

Изучение конфликтного поведения подростков, решение сопряженных с ними проблем, частично или полностью посвящены исследования многих выдающихся отечественных и зарубежных исследователей: П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, К.Левин, А.Н. Леонтьев, М. Мид, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский). В своих исследованиях авторы отмечают повышенный фон конфликтности, которая проявляется у подростка как личностная позиция.

К основным причинам конфликтного поведения относятся следующие особенностей данного этапа онтогенеза:

  • кризис развития: асинхронность физиологического и психического созревания; несоответствие наличного опыта возросшей потребности в самоутверждении (Л.С.Выготский, Э.Эриксон ) [17, 69];
  • новый уровень самоосознания: открытие и манифестация своего «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, стремление к самостоятельности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) [31, 64, 69];
  • актуализация и развертывание потребности в интимных межличностных отношениях, обусловленной поведенческой дихотомией «автономия – близость» (И.С.Кон, М.И. Лисина) [32, 39];
  • существование в двух культурах: в мире взрослых и в мире детей (культурная маргинальность), как следствие – выраженность эмоциональной неустойчивости и напряженности, застенчивость и агрессивность, максимализм, склонность к риску и самоиспытаниям (И.С. Кон, Б.М. Мастеров, А.М. Прихожан,) [32, 37, 42];
  • генезис морального сознания как процесс преобразования и внутренней организации тех норм и правил, которые предъявляются обществом (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) [11, 17, 51].

Конфликтогенный характер развития подростка связан с появлением способности и потребности познавать самого себя как личность, желание обрести ценностно-смысловое отношение к себе и миру.

Основными предпосылками этого развития выступают следующие:

  • психофизиологические – физиологическое развитие, половое созревание, рост бессознательных импульсов;
  • психологические – усложнение когнитивных процессов, чувственно-эмоциональное развитие, потребность самоидентичности, мотивации самоутверждения;
  • социо-кулытурные – рост социальных ожиданий и атрибуций, освоение социально-значимой деятельности (Л.И.Божович, Д.Б. Эльконин) [11, 17].

Конфликт в подростковом возрасте – это обычное явление, которое выражается в непослушании, споре, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимании, высокомерном отношении к людям, не выполнении обязанностей, низкой успеваемости и лени.

Подростковые конфликты бывают следующих типов:

  • конфликты в процессе взаимодействия с учителями;
  • конфликты с родителями;
  • конфликты между подростками,
  • конфликты между подростком и группой,
  • конфликты между группами,
  • внутриличностный конфликт [65].

Конфликт между подростком и учителем чаще всего возникает из-за того, что учитель игнорирует возрастные особенности подростка, его индивидуальность, самостоятельность, способности. Учитель чаще всего общается, применяя авторитарный стиль общения, тем самым не дает подростку проявить себя, не пытается понять его точку зрения. На этой почве у подростка возникает обида, которая постепенно перерастает в конфликт [65].

Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье.

Конфликт между подростками связан с желанием отстоять свои интересы перед своим оппонентом. Для подростка важно поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Конфликт между подростком и группой и между группами подростков – это разногласия между сверстниками, которые отстаивают свою точку в группе, что ведет к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем. Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов [45].

Согласно исследованиям К. Томаса в конфликтной ситуации могут использоваться пять главных стилей поведения:

  • приспособление,
  • компромисс,
  • сотрудничество,
  • избегание,
  • соперничество.

Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достичь своей цели.

Стиль соперничества выбирают те подростки, которые пользуются авторитетом среди сверстников. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы, при этом интересы другой стороны их совершенно не интересуют [45].

Стиль сотрудничества подростки выбирают достаточно редко, лишь в том случае если не хотят портить отношения со сверстниками. В этом случае обе стороны конфликта должны обладать дипломатическими способностями, то есть должны уметь договариваться, защищать свои интересы, одновременно учитывая интересы своего сверстника, обладать умением слушать других, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих умений делает этот стиль неэффективным [17].

Стиль компромисса – урегулирование разногласий с помощью взаимных уступок. В этом случае конфликтующие стороны договариваются между собой на ранних стадиях конфликта, так как понимают, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели, все стороны хотят одного и того же, но достичь цели, не уступая друг другу, одновременно не получится [22].

Стиль избегания подросток выбирает в том случае, если он не совсем уверен в своей правоте, или когда эта проблема не стоит для него на первом месте. По истечении какого-то времени возникшие разногласия, которые привели к конфликту, могут разрешиться сами собой, либо подросток ищет выход из этой ситуации позже, когда в его распоряжении есть дополнительная информация и возможности.

Стиль приспособления означает, что подросток не заинтересован защищать свои собственные интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль подростки используют не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности [22].

Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

  • Первая группа подростков имеет устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Они стремятся к потребительскому времяпрепровождению, у них происходит деформация ценностей и отношений. Подростки этой группы эгоистичны, равнодушны к переживаниям других, неуживчивы, у них отсутствуют авторитеты. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность [23].
  • Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Несмотря на то, что подростки имеют широкий круг интересов, они индивидуалисты, стремятся получить авторитет за счет притеснения слабых, младших. Они импульсивны, у них отмечается быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. Подростки этой группы имеют искаженные представления о мужестве и товариществе. Они намеренно причиняют боль другим, что доставляет им удовольствие. Подростки применяют физическую силу ситуативно и против тех, кто слабее.
  • В третьей группе у подростков отмечается конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Подростки не стремятся к достижениям, успеху, чаще всего апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия [27].
  • В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но при этом у них отсутствуют определенные интересы, они имеют ограниченный круг общения. В ситуации общения они проявляют безволие, мнительны, заискивают перед более сильными сверстниками. При всей своей трусливость они очень мстительны. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Агрессивность является одной из форм поведения подростка в конфликте. Она выступает как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе [28].

Кроме ситуативных признаков на поведение подростков влияют природные особенности темперамента. Так возбудимость и сила эмоций, служат условием формирования вспыльчивости и раздражительности, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и открытом конфликте.

Так же агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме как драка или вербальная угроза. Агрессивное, враждебное поведение порождают негативные эмоции: гнев, страх, месть, враждебность и выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях [27].

Таким образом, в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Список использованных источников
1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. СПб: Питер, 2013. 277 с.
2. Алексеев А.В.Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов. М.: Академия, 2015. 233 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 2014. 311 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Владос, 2012. 199 с.
5. Анцупов А.Я. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта//Современные социальные технологии: Сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.И.Шипилова. М.: МГУ, 2015. 288 с.
6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2013. 199 с.
7. Асмолов А.Г.Психология личности. М.: Академия, 2013. 208с.
8. Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления. М.: Академия, 2015. 219 с.
9. Бабосов Е.М. Конфликтология. М.:Амалфея, 2014, 204 с.
10. Белкин A.C. Конфликтология: наука о гармонии. М.: Академия, 2015. 261 с.
11. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.
12. Бородкин Ф.М. Внимание: Конфликт! М.: Наука, 2014. 207 с.
13. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. СПб: Питер, 2012. 199 с.
14. Выготский Л. С. Сборник сочинений: В 6 т. М.: Просвещение, 1983. Т. 1. 674 с..
15. Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Ярославль: СКМ, 2013. 264 с.
16. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: Академия, 2013. 188 с.
17. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2013. 277 с.
19. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Владос, 2013. 291 с.
20. Гусева A.C. Конфликт: Структурный анализ. М.: Академия, 2016. 303 с.
21. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.
22. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
23. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
24. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликта. Социальная психология и социальное планирование. СПб: Питер, 2013. 217 с.
25. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликтов. М.: Академия, 2014. 375 с.
26. Зимняя И.А.Педагогическая психология. М.: Логос, 2014. 239 с.
27. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников. М.: Владос, 2013. 259 с.
28. 3олотова Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков. СПБ: Сфера, 2015. 156 с.
29. Иванов В.И. Конфликтология: проблемы становления и развития. М.: Академия, 2014. 230 с.
30. Иванов В.Н. Конфликты и конфликтология. М.: Академия , 2014. 193 с.
31. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2016. 297 с.
32. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 2016. №3. С. 13-18.
33. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения. М.: Академия, 2016. 313 с.
34. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М.: Наука, 2013. 250 с.
35. .Ковалев А.Г.Конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.: Владос, 2015. 266 с.
36. Ковачик П. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.: Владос, 2014. 196 с.
37. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Наука, 2014. 264 с.
38. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Академия, 2015. 177с.
39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Владос, 2014. 351 с.
40. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2014. 377 с.
41. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. СПб: Сфера, 2015. 288 с.
42. Кулагина И.Ю. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии. 2016. № 2. С.31-39.
43. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
44. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПБ: Речь, 2012. 246 с.
45. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.
46. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 265 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 261 с.
48. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.
49. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012. 361 с.
50. Петровский A.B. Психология. Словарь. М.: Академия, 2014. 358 с.
51. Ратанова Т.А.. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Академия, 2015. 348 с.
52. Реан A.A. Социальная психология. СПб: Сфера, 2014. 392 с.
53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Академия, 2014. 289 с.
54. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум-Информ, 2014. 389 с.
55. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.
56. Рубин Д. Социальный конфликт. М.: Владос, 2013. 285 с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 344 с.
58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. 228 с.
59. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа: СПК, 2014. 173 с.
60. Столин В.В.Самосознание личности. М.: Академия, 2013. 366 с.
61. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования. М.: Наука, 2015. 299 с.
62. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
63. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Владос, 2014. 391 с.
64. Фопель К.В. Психологические группы. М.: Генезис, 2015. 188 с.
65. Хапаева С.С. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов в отношениях учитель-ученик. М.: Академия, 2014. 190 с.
66. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер-Пресс, 2014. 294 с.
67. Хухлаева Психология подростка. М.: Генезис, 2012. 349 с.
68. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2014. 403 с.
69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Академия, 2013. 462 с.
70. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Генезис, 2012. 451 с.
71. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.: Академия, 2013. 367 с.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика