РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интеграция нейросетей в обучение английскому языку в среднем профессиональном образовании: вызовы и перспективы

Горчакова Анастасия Романовна

Современное образование стремительно трансформируется под влиянием технологий искусственного интеллекта (ИИ). Особенно заметны эти изменения в преподавании иностранных языков, где нейросети открывают новые горизонты для персонализации и повышения эффективности обучения. В контексте среднего профессионального образования (СПО) интеграция ИИ в преподавание английского языка становится не только актуальной, но и необходимой задачей, требующей комплексного анализа существующих вызовов и перспектив.

В России и за ее пределами уже реализуются успешные проекты по внедрению ИИ в образовательный процесс. В МГИМО был запущен пилотный проект с использованием VR-платформы, поддерживаемой ИИ, для преподавания английского языка. Студенты взаимодействовали с виртуальными носителями языка, что позволило повысить академическую успеваемость и снизить долю неуспевающих студентов более чем на 40% (источник: Habr, 2024).

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина была разработана методика развития иноязычных речевых умений студентов с помощью чат-ботов, основанных на ИИ. Это решение позволило организовать внеаудиторную практику иноязычного взаимодействия, способствующую формированию коммуникативной компетенции обучающихся (источник: tsutmb.ru, 2024).

Одним из главных преимуществ использования ИИ в обучении английскому языку является возможность персонализации образовательного процесса. Алгоритмы нейросетей могут анализировать данные о каждом студенте и предлагать индивидуальные учебные маршруты с учетом их сильных и слабых сторон (Источник: scipress.ru).

Также повышается интерактивность обучения. Использование VR-технологий и чат-ботов делает учебный процесс более захватывающим и мотивирующим. По данным исследований, вовлеченность студентов напрямую влияет на качество усвоения языка.

ИИ позволяет автоматизировать рутинные задачи преподавателя: проверку заданий, составление упражнений, ведение статистики успеваемости. Это значительно экономит время и позволяет сосредоточиться на более сложных аспектах педагогической деятельности.

Несмотря на явные преимущества, интеграция нейросетей в образовательный процесс сопровождается рядом вызовов. Во-первых, большинство ИИ-систем ограничены предопределёнными сценариями, что снижает гибкость обучения. Во-вторых, такие системы не обладают эмоциональным интеллектом, и не могут заменить живого преподавателя в вопросах поддержки, мотивации и адаптации к психологическим особенностям студентов.

Кроме того, существует проблема финансовой и технической доступности: далеко не все учреждения СПО обладают необходимыми ресурсами для внедрения ИИ-решений. Также существует потребность в обучении самих преподавателей, которым зачастую не хватает цифровых компетенций для полноценного использования новых технологий в учебном процессе.

Для успешной и масштабной интеграции ИИ в преподавание английского языка в системе СПО необходимо:

  • Повышать цифровую грамотность педагогов через регулярные курсы повышения квалификации и внедрение практико-ориентированных тренингов.
  • Разрабатывать адаптивные платформы, способные подстраиваться под уровень и темп каждого учащегося.
  • Содействовать сотрудничеству между образовательными учреждениями, ИТ-компаниями и научными центрами для создания и внедрения эффективных, а главное — доступных ИИ-инструментов.

Также перспективным направлением является внедрение гибридных моделей обучения, в которых ИИ выступает как вспомогательный инструмент, а ключевая роль по-прежнему принадлежит преподавателю. Такая модель способна сочетать эффективность технологий с человечностью и гибкостью традиционного педагогического подхода.

Интеграция нейросетей в обучение английскому языку в среднем профессиональном образовании представляет собой перспективное направление, способное коренным образом изменить качество и доступность языкового образования. При этом важно понимать, что технологии не заменят учителя, но могут существенно усилить его возможности. Главное — осмысленно и системно внедрять ИИ-инструменты, преодолевая существующие технические, методические и кадровые барьеры.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены