РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер класс по теме: «Ранняя профилизация - как условие развития одаренности у детей»

Учитель: Дудорова Милана Валерьевна

Жил мудрец на свете, который знал все. И один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.

Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая у меня бабочка в руках: живая или мертвая? – а сам думает: - Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил - ….

Как вы думаете, что он ответил? Да, он ответил: «Все в твоих руках».

Важно чтобы ребенок в наших руках чувствовал себя любимым, нужным, а главное ценным.

Стандарт школьного образования меняет взгляд на результаты образования, на образ выпускника. Главным становится не накопление объёма знаний, а овладение способами и средствами активного познания. Поэтому необходимо развивать личность ребенка, формируя и совершенствуя навыки исследовательского поведения. 

Так в нашей школе на протяжении многих лет в 5-6 классах ведется внеурочный курс по химии «Рассказы Химилы». Программа курса позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них, тем самым формируя естественно - научную грамотность. Это позволит учащимся сделать свой выбор будущей профессии и даст возможность определиться в образовательном маршруте для формирования социальной и профессиональной компетенции у обучающихся. А ранняя профилизация позволит развивать критическое мышление и будет способствовать привитию интереса к исследовательской деятельности, что и требует ФГОС нового поколения.

Предлагаю Вашему вниманию на практике рассмотреть одну из актуальных и значимых технологий при изучении химии – технология исследовательской деятельности.

Исследовательское поведение - это естественное состояние школьника, его потребность к новым впечатлениям - двигательный механизм для развития исследовательской деятельности, стремление исследовать, экспериментировать, является чертой детского характера. 

Системная работа по познавательно исследовательской деятельности позволяет:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные и коммуникативные навыки;
  • развивать детскую любознательность, пытливость ума;
  • личностных характеристик, таких как воля и творческие способности.

Например, в разделе курса «Полезные чудеса» (8 часов) эта технология является ведущей.

Хочу познакомить Вас с элементом занятия на тему: «Домашняя химчистка»

Учитель демонстрирует домашнюю аптечку.

Для чего нужна людям домашняя аптечка? Ведь не набегаешься к врачу каждый раз, когда поцарапала кошка, случился ожог от утюга или в палец попала заноза. В домашней аптечке обычно бывают самые простые средства для дезинфекции и перевязки, для того чтобы остановить кровь при порезах или царапинах, для полоскания горла при начинающейся простуде. Всем известно, что первыми средствами обеззараживания ран являются сподручные средства нашей домашней аптечки – йод и зеленка. Также все знают, что используя эти два средства - мы пачкаем ими руки, а порой и одежду – но смыть их как с кожи, а тем более с ткани – большая проблема.

У каждой хозяйки на кухне и в той же самой аптечке средства, которые готовы прийти на помощь при подобной проблеме. Это аммиак (нашатырный спирт), перекись водорода, сода. 

Все перечисленные химические вещества имеют интересные свойства.

Приложение №1. Домашняя аптечка

Итак, часто в быту случается неприятность, при обеззараживании ран мы случайно проливаем зеленку или йод… Учитель капает йод на детскую футболку. Вопрос (гипотеза): можно ли вывести это пятно? Учитель проводит определенные действия и убирает пятно

Эврика! Химия! Именно она поможет нам для устранения «краски» как с кожи рук, так и с ткани.

Я предлагаю вам побывать в роли обучающихся и провести исследование на тему: «Как и чем можно удалить пятна зеленки и йода в рук, а главное с одежды?».

Практическая часть. Опыты-спасители.

Опыт 1. Действие раствора аммиака и пероксида водорода на водные растворы йода и бриллиантового зеленого (при добавлении в полученные растворы соды).

Ход работы:

  1. Перед вами пробирки № 1,2,3,4 в которых налита вода
  2. В пробирках № 1,2 добавлена 1 капля раствора зелёнки
  3. В пробирках № 3,4 добавлена 1 капля йода аптечного.
  4. В пробирку № 1,3 добавляем 3 мл аптечного раствора аммиака
  5. В пробирку № 2,4 добавляем 3 мл аптечного раствора перекиси водорода
  6. Отметьте результаты своих наблюдений в таблице.
  7. Во всем четыре пробирки (№1, 2, 3, 4) добавьте немного порошка пищевой соды. При помощи стеклянной палочки перемешайте компоненты.
  8. Отметьте результаты своих наблюдений в таблице.
  9. Сделайте вывод о проведенных опытах.

Наблюдаем:

Приложение №2

Опыт 2. Действие раствора аммиака и пероксида водорода на ткани с следами йода и бриллиантового зеленого (при добавлении в полученные растворы соды).

Ход работы:

  1. Возьмите четыре стакана №1, 2, 3, 4 с водой.
  2. В стаканы №1,2 добавить по 10 мл аптечного раствора аммиака
  3. В стаканы №3,4 добавить по 10 мл пероксида водорода.
  4. В каждый стакан в полученный раствор добавили немного (на кончике чайной ложки) пищевой соды.
  5. В стаканы №1,3 опустить ткань с пятнами йода, в стаканы №2,4 опустить ткань с пятнами зеленки.
  6. Результаты наблюдений внесите в таблицу.
  7. Сделайте вывод о проведенных опытах.

Наблюдаем:

Приложение №3

Вывод: делают ученики - взаимоконтроль

Подведение итогов урока

Мы с Вами сегодня узнали способ очистки в домашних условиях сподручными средствами вещей от попадания зеленки и йода. Мы в очередной раз убедились в том, что химия – интересная наука. Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.

Рефлексия.

Хотелось бы вам узнать и другие опыты на кухне? На следующих занятиях мы узнаем, как удалить пятна ржавчины и накипь в чайнике. Попробуем с вами выразить желание или его отсутствие с помощью невербальных слов – покажите свои эмоции!

Спасибо!

Домашнее задание: создать памятку для сверстников и мам по пройденному материалу.

 

 

Анализ занятия учителем:

Так я работаю в 5-6 классах. Затем в 7 классе преподаю пропедевтический курс по химии, а 8 классе переходим на углубленное изучение химии. Это дает возможность успешно сдавать ОГЭ и ЕГЭ и состояться в профессии.

Ведущей технологией является – технология исследовательской деятельности (автор Савенков И.А.). Александр Ильич Савенков, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического Университета предлагает нам, педагогам так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса. Данная методика рассчитана не только на то, чтобы обучить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до преставления и защиты полученных результатов. 

Этапы:

  1. постановка учебной проблемы
  2. формулирование темы
  3. выбор методов исследования
  4. выдвижение и проверка гипотезы
  5. использование различных источников
  6. продукт исследования

Ученики с начала занятия включаются в деловой ритм: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, ретранслируют свои наблюдения.

Форма: групповая (работа в парах)

Методы: проблемный, поисковый, эксперимент

Познавательные общеучебные действия: структурирование информации, построение речевых высказываний в устной форме.

Познавательные логические действия: анализ; построение логической цепочки; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; выполнение химического эксперимента.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать, взаимопроверка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Регулятивные УУД: оценивание результатов выполненной деятельности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены