РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие функциональной грамотности через лабораторные работы на уроках химии в 8 классе

Фарутина Софья Александровна

Введение

В современных условиях особую значимость приобретает развитие функциональной грамотности школьников — способности применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. На уроках химии, особенно в 8 классе, когда учащиеся впервые системно сталкиваются с практическими опытами, создаются благоприятные условия для формирования этой ключевой компетенции. Одним из наиболее эффективных инструментов являются лабораторные работы, которые позволяют соединить теорию с практикой, активизировать познавательную деятельность и научить учащихся применять знания на практике.

Теоретическое обоснование

Функциональная грамотность включает в себя умение понимать и интерпретировать информацию, находить решения, делать выводы, работать с различными источниками данных. При проведении лабораторных работ у учащихся формируются навыки постановки цели, планирования, наблюдения, анализа и аргументации. Таким образом, лабораторные занятия выступают не только как способ закрепления учебного материала, но и как средство развития метапредметных и личностных результатов.

Практическая реализация

В своей педагогической практике в 8 классе я использую лабораторные работы как неотъемлемую часть урока. Например, при изучении темы «Кислоты» учащиеся выполняют лабораторную работу «Определение кислот с помощью индикаторов». Учащиеся формулируют цель опыта, проводят наблюдение за изменением окраски индикаторов, фиксируют результаты в таблице, делают выводы.

Важно, что в процессе работы ученики работают с инструкцией, соотносят её с действиями, анализируют, что и почему происходит. Я поощряю обсуждение в парах и мини-группах, где учащиеся учатся аргументировать своё мнение и формулировать гипотезы.

Кроме того, во время лабораторных занятий активно применяются элементы функционального чтения — работа с таблицами, схемами, инструкциями. Учащиеся учатся выделять главное, интерпретировать информацию, переносить её в новый контекст.

Результаты и выводы

Регулярное включение лабораторных работ в структуру урока способствует развитию следующих компонентов функциональной грамотности:

  • естественно-научной — учащиеся понимают суть наблюдаемых явлений и могут объяснить их с научной точки зрения;
  • читательской — умение работать с текстом инструкции и схемами;
  • коммуникативной — умение обсуждать, аргументировать, формулировать выводы;
  • когнитивной — развитие логического мышления и способности к анализу.

Таким образом, лабораторные работы не только способствуют усвоению учебного материала, но и являются эффективным инструментом формирования функциональной грамотности у учащихся.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены