|
РАЗРАБОТКИ
|
Системная подготовка к ОГЭ по русскому языку в 5-9 классах: опыт учителяЕрмолаев Виталий Владимирович Планируя учебный процесс по русскому языку в 5-9 классах, каждый учитель сталкивается с необходимостью подготовки учащихся к сдаче ОГЭ. Поскольку в программе не предусмотрены отдельные часы для экзаменационной подготовки, часть уроков приходится перестраивать, уделяя особое внимание системному освоению материала, необходимого для успешной сдачи ГИА. Ключевым принципом такой работы является системность: знания учащихся должны последовательно накапливаться и упорядочиваться из года в год. На экзамене ученикам предстоит продемонстрировать не только предметные знания, но и умение свободно ориентироваться в многообразии языковых явлений, критически мыслить, сопоставлять правила с конкретными данными и самостоятельно анализировать их. За годы своей педагогической практики я выстроила систему подготовки, начиная с пятого класса. Основные направления работы с учащимися: 1. Работа с текстом 1.1. Анализ готового (исходного) текста:
Эта работа начинается с 5 класса. Особую ценность для меня представляют пособия А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5-9 классы». В текущем учебном году мы уже начали работу с пятиклассниками, и дети восприняли ее с готовностью, поскольку этот вид деятельности им знаком по ВПР в 4 классе. Действительно, такая подготовка эффективно способствует и успешной сдаче ВПР. Комплексный анализ текста, рассчитанный на один урок, я провожу на уроках повторения изученного. Элементы этой работы также интегрированы в текущие уроки: учащиеся выразительно читают тексты из учебника или предложенные распечатки, работая в парах. Тему, основную мысль, план текста и ключевые слова ученики фиксируют на листах для ответов, которые затем сдают. Постепенно к текстам из пособий я добавляю материалы об ученых-лингвистах, писателях, космонавтах. Эти тексты мы читаем и пересказываем устно. Объем текстов варьируется: от 100 слов в 5-6 классах до 200 слов в старших. Отрабатываем как подробный, так и сжатый пересказ, работая индивидуально и в парах. Определение темы, основной мысли и ключевых слов стараюсь отрабатывать на каждом упражнении-тексте в учебнике. На этом этапе важно сформировать у учащихся уверенный навык работы с текстом, научить их не бояться его. 1.2. Создание текста: На уроках развития речи ученики осваивают написание изложений и сочинений. Тем не менее, создание текста для итогового собеседования зачастую вызывает трудности. В 7-8 классах я предлагаю учащимся самостоятельно подобрать материал и составить текст об известном человеке. Критерии включают: объем около 180 слов, наличие 4 микротем и информации о значимом событии или открытии. Затем ученики представляют свои тексты классу, а слушающим ставится задача составить вопросы по услышанному. Мы обсуждаем, насколько интересным и информативным было выступление. Также провожу изложения в жанре биографического очерка. Работаем над сочинениями на социальные темы как в письменной, так и в устной форме, в классе и дома. Особое внимание уделяем описанию фотографий: учащиеся подбирают интересные фотографии, приносят их в класс и составляют их описания. 1.3. Редактирование текста: Этот этап является логическим продолжением предыдущего и направлен на развитие умения воспринимать чужой текст на слух, задавать уточняющие вопросы и предлагать собственные варианты улучшения. Для того чтобы сделать работу с текстом максимально интересной и эффективной, я активно использую технологию педагогических мастерских. Эта форма занятия предполагает последовательные, взаимосвязанные этапы, где каждое учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Учащиеся получают возможность выбора путей исследования, средств достижения цели и темпов работы. Главный принцип мастерской – не просто передать информацию, а научить способам работы с ней. На всех этапах предпочтение отдается работе в парах и группах, что способствует формированию у каждого ребенка чувства уверенности, побуждает к активным действиям, исследованию и самостоятельному формулированию выводов. В рамках этой технологии я успешно применяю мастерскую творческого письма. 2. Работа с орфографией и пунктуацией Системная подготовка к ОГЭ немыслима без глубокой проработки орфографических и пунктуационных норм. Начиная с 5 класса, я интегрирую эти аспекты в повседневную работу, избегая формального заучивания правил. Орфография:
Пунктуация:
3. Работа над грамматикой и лексикой Глубокое понимание грамматического строя языка и богатство словарного запаса – залог успешного выполнения многих заданий ОГЭ. Морфология и синтаксис:
Лексика и фразеология:
Работа с лексическим значением слова: Учимся определять прямое и переносное значение слов, находить слова с разной стилистической окраской.
4. Работа над связностью и логичностью речи Задания ОГЭ часто требуют не только знания правил, но и умения грамотно и логично излагать свои мысли. Структура текста: Учимся выделять в тексте введение, основную часть и заключение, понимать роль каждого компонента. Логические связи между предложениями и частями текста: Отрабатываем использование союзов, вводных слов и других средств связи для обеспечения плавности и последовательности изложения. Типы речи: Повторяем и закрепляем особенности описания, повествования и рассуждения, учимся их комбинировать. Развитие связной устной речи:
Развитие связной письменной речи:
5. Работа с заданиями ОГЭ Помимо системной проработки всех аспектов языка, необходимо целенаправленно готовиться к формату экзамена. Знакомство с структурой ОГЭ: Ученики должны четко понимать, какие задания их ждут, какие критерии оценки используются. Отработка каждого типа задания: Постепенно, начиная с 5 класса, вводим элементы заданий, аналогичных тем, что будут на ОГЭ. Задания с выбором ответа: Тренируемся в выборе правильного варианта ответа, анализируя предложенные варианты. Задания с кратким ответом: Учимся формулировать лаконичные и точные ответы. Задания с развернутым ответом: Особое внимание уделяем подготовке к написанию сочинения и выполнению заданий, требующих развернутого объяснения. Работа с критериями оценивания: Ученики должны понимать, за что ставятся баллы, чтобы целенаправленно работать над улучшением своих ответов. Пробные ОГЭ: Регулярно проводим тренировочные варианты ОГЭ, чтобы учащиеся могли оценить свой уровень подготовки, выявить слабые места и привыкнуть к условиям экзамена. Анализ результатов пробных ОГЭ: После каждого пробного тестирования проводим детальный анализ ошибок, работаем над их устранением. 6. Развитие критического мышления и самостоятельности ОГЭ требует от учеников не просто воспроизведения знаний, но и умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Поэтому на всех этапах подготовки я стараюсь развивать эти качества:
7. Использование современных образовательных технологий Для повышения мотивации и эффективности обучения я активно использую различные образовательные технологии:
8. Индивидуализация и дифференциация обучения Понимая, что уровень подготовки учащихся может быть разным, я стараюсь применять индивидуальный и дифференцированный подход:
9. Формирование навыков самоконтроля и самооценки Важной составляющей подготовки к ОГЭ является развитие у учащихся умения самостоятельно оценивать свою работу и контролировать процесс обучения. Это достигается через:
10. Взаимодействие с родителями Поддержка родителей играет значительную роль в успешной подготовке к ОГЭ. Поэтому я стараюсь поддерживать постоянную связь с ними:
11. Создание позитивной и поддерживающей атмосферы на уроках Успешная подготовка к экзаменам во многом зависит от психологического комфорта учащихся. Поэтому я уделяю особое внимание созданию доброжелательной и поддерживающей атмосферы:
12. Развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости Подготовка к ОГЭ – это не только академический, но и психологический вызов. Поэтому важно научить учащихся управлять своим состоянием и справляться с предэкзаменационным волнением:
13. Использование проектной деятельности для углубленного изучения тем Проектная работа позволяет ученикам не только углубить свои знания по отдельным темам, но и развить навыки самостоятельного исследования, анализа и презентации:
14. Формирование навыков работы с информацией и медиаграмотности В современном мире умение находить, анализировать и критически оценивать информацию является одним из ключевых. Это применимо и к изучению русского языка:
15. Постоянное профессиональное развитие учителя Эффективная подготовка к ОГЭ требует от учителя постоянного самосовершенствования и отслеживания актуальных тенденций в образовании:
Заключение Системная подготовка к ОГЭ по русскому языку – это комплексный, динамичный процесс, требующий от учителя не только глубоких предметных знаний, но и владения разнообразными педагогическими технологиями, умения мотивировать учащихся, создавать благоприятную психологическую атмосферу и постоянно развиваться самому. Только такой всесторонний подход позволит не только успешно подготовить учеников к экзамену, но и заложить прочный фундамент для их дальнейшего успешного обучения и полноценной жизни в обществе, где владение русским языком является одним из ключевых факторов успешности.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Использование ИКТ на уроках биологии Сценарий фестиваля военной песни "Мы помним! Мы гордимся!" Воспитание в группе проделнного дня Системная подготовка к ОГЭ по русскому языку в 5-9 классах: опыт учителя Развитие познавательной активности через выполнение практических работ на уроках географии Последние новости образования
В Рособрнадзоре рекомендуют абитуриентам-гуманитариям 2027 года готовиться к ЕГЭ по истории Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Популярные разработки
Презентация к уроку по теме "Сложение и соответствующие случаи состава чисел" Презентация по русской народной сказке "Дети Деда Мороза" Презентация к уроку по теме "Решение текстовых задач" Презентация к уроку по теме "Решение текстовых задач" Презентация по сказке Е. Триновой "Отчего снежинки все разные"
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Лучшие статьи
Использование объёмных элементов мнемотехники в работе учителя-логопеда ДОУ Развитие познавательной активности через выполнение практических работ на уроках географии Проектная деятельность в обществознании: воспитание будущих лидеров и ответственных граждан Системная подготовка к ОГЭ по русскому языку в 5-9 классах: опыт учителя Воспитание в группе проделнного дня |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 