РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка учащихся к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе

В 2018 году в порядке эксперимента вводится новая форма мониторинга знаний по русскому языку – собеседование в устной форме. Эксперимент предполагает оценку «зачёт» / «незачёт», которая не влияет на допуск к ОГЭ.

Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.

Цель моей статьи: поделиться системой заданий для создания условий для формирования коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  2. Выявить наиболее оптимальные способы формирования коммуникативной и языковой компетенции. 3. Разработать, подобрать эффективные задания для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она  зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

Устная и письменная речь

Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.

Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

Способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

  • логических ударениях;
  • темпе;
  • дикции;
  • дыхании;
  • ритме;
  • паузах;
  • эмоционально-образной выразительности (сопереживании).

Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте!» В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение не задумываясь, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим. Необходимо найти ключевые слова и фразы текста. Если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее.

Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание. Также некоторые учащиеся используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как "и", "но", "тоже", "за", "перед" и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера речи. Изменение силы голоса тоже надо использовать уместно, потому что если чрезмерно усилить голос, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.

Даю задания для тренировки:

  1. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах, объясните смысл прочитанной фразы: Ты взял яблоко?
  2. Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение: Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал : // «Если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию»

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К. С. Станиславский).

Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:

  1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
  2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
  3. поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К. С. Станиславский, собр. соч., т. III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

1. Она / жеребенок - Она же / ребенок;

2. Простить нельзя - / сослать в Сибирь - Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

3. «Этот человек, / — не раз говорил брату Антон, / — никогда не был учителем». - Этот человек не раз говорил брату: / «Антон никогда не был учителем».

4. И шла она легко, / назад Изгибы длинные чадры Откинув. - И шла она легко назад, / изгибы длинные чадры откинув.

5. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. - Я занимался с братом, / который был болен, /  английским языком.

6.
Хватит! / Жевать давайте, / читать…

Хватит. / Жевать? / Давайте! / Читать?

Хватит жевать / – давайте читать.

7. По тропинке к дому шли дедушка, / Иван Петрович, / девочка, / Маша, / дядя, / Андрей, / тетя, / Анна Ильинична, / бабушка, / Даша. - По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович, / девочка Маша, / дядя Андрей, / тетя Анна Ильинична, / бабушка Даша

8. Поставлю статую, / золотую пику держащую. - Поставлю статую золотую, / пику держащую.

9. Нынче совсем ничего не мог писать утром / - заснул. (Л. Т.) - Нынче совсем ничего не мог писать / - утром заснул.

10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты,  борцы на выход. - Приготовьтесь боксеры, гимнасты,  / борцы на выход.

Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. Упражнения: прочитайте предложения, объясните их смысл. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1.
Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.

2.
Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая – лето знойное.

3.
Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4.
Володя пришёл.
Володя пришёл?
Володя пришёл!

5.
Вернёшься домой, посидишь, отдохнёшь.
Вернёшься домой – посидишь, отдохнёшь.

6.
Я давно не видел брата друга и сестру.
Я давно не видел брата, друга и сестру.

7.
Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
Письмо, должно быть, срочно доставлено адресату.

При чтении важно передать чувства, настроение, переживание. Проверяя себя, подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

Работая над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту), выясняем, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. При подготовке учащихся к выполнению 1 части устного экзамена по русскому языку даю тексты для прочтения из открытого банка заданий для подготовки к написанию сжатого изложения или литературные тексты. Вначале мы слушаем как образец аудиозапись профессионального чтеца, затем ученики читают данный текст.

Итоговые упражнения:

1.  Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения. Прочитайте текст.

«Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?» (Б. Горбатов, «Непокоренные»).

2. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.

Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»

Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, - показатель выразительности звучания слова чтеца, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.

Готовясь ко 2 заданию устной части «Пересказ текста с включением приведённого высказывания», вспоминаем план работы над подробным изложением и записываем его в тетради (можно раздать готовый план после обсуждения).

Как готовиться к изложению (памятка учащимся)

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
  7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст (Задание 2. Работа с высказыванием), выполняем упражнение.

Передайте чужую речь разными способами.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)

  1. В виде предложения с прямой речью.
  2. В виде предложения с косвенной речью.
  3. В виде предложения с вводной конструкцией.
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о.
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Обобщающие задания даю по упражнениям №6, 177, 226 учебника русского языка 9 класса Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. Задание типа «Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова…» провожу с использованием упражнения №178: «Цитату №1 включите в текст упражнения №177, а цитату №3 в текст упражнения №6». С этими заданиями учащиеся работают вначале так, что один ученик пересказывает текст, включая цитату, затем идёт обсуждение выполненной работы. На следующем этапе, на других уроках, идёт работа  в парах, и ученики слушают, исправляют и дополняют друг друга.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем  назначение типов текстов.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом? Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

При рассуждении задача автора — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

  1. Что изображено на переднем и заднем плане.         
  2. Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
  3. Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
  4. Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
  5. Каково настроение?
  6. Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и  составляем такой план:

  1. Экспозиция.
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:

  1. Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).
  2. Доказательства в защиту изложенной мысли.
  3. Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
  4. Вывод по теме.

Задания на этом этапе работы. Определите тип текста, докажите.

1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Описание, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые душм»))

2. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. (Повествование, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.

Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву.

И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев.

Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым. (рассуждение)

Рассматриваем возможные темы к заданию и собираем в отдельных тетрадях материал: слова, словосочетания, предложения или тексты. Возможные темы высказывания:

  • природа родного края,
  • выходной день,
  • возможные конфликты между подростками и родителями,
  • современный город,
  • интересный урок в школе,
  • встреча с интересным человеком,
  • дружба в Интернете,
  • поход,
  • интересная профессия,
  • концерт,
  • мой лучший друг,
  • библиотека,
  • помощь родителям,
  • театр, кино,
  • любимое увлечение,
  • музыка в моей жизни,
  • школьное мероприятие,
  • спорт в моей жизни,
  • спортивное соревнование,  
  • правильное питание,
  • школьный спектакль,
  • летний лагерь,
  • любимое занятие в нашей семье,
  • мой домашний питомец,
  • интересная профессия,
  • любимая книга,
  • заимствованные слова,
  • весёлая вечеринка,
  • школьный кабинет,
  • любимая телепередача,
  • компьютерные игры,
  • прогулка в лесу,
  • на рыбалке,
  • игры детства,
  • домашние дела,
  • защита природы,
  • в гостях у близких,
  • в художественной галерее,
  • интересная поездка,
  • карнавал,
  • моя семья.

Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.

Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. Определи основную мысль высказывания.
  2. Продумай план ответа.
  3. Определи ключевые слова-помощники.
  4. Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
  5. Используй разнообразные синтаксические конструкции.
  6. Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
  7. Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

В учебниках русского языка даны упражнения, которые предлагают описать репродукцию картины на цветной вклейке. Работаем с ними по вопросам упражнений, когда готовимся к заданию 3 теме 1.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

  • 1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
  • 2 группа -   расскажите о своём лучшем друге,
  • 3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,
  • 4 группа - расскажите об экскурсии с классом,
  • 5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
  • 6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,
  • 7 группа - расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

  1. Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
  2. Сохраняйте тему диалога.
  3. Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
  4. Следите за речевым оформлением ответов.

Для подготовки к заданию 4 предлагаю вопросы для беседы вначале с учителем, после чего обсуждаем ответы.

Возможные вопросы к теме 1:

  1. Какие пейзажи Вам больше всего нравятся в Пензенском крае?
  2. Чем больше всего Вы любите заниматься на природе?
  3. Как Вы считаете, зачем люди выезжают на природу? 

Вопросы к теме 2:

  1. Нужно ли отдыхать от основного вида деятельности? Почему?
  2. Где и как Вы любите отдыхать?
  3. С кем Вы чаще всего отдыхаете и почему?

Вопросы к теме 3:

  1. Можно ли стать друзьями, общаясь в Интернете?
  2. Можно ли до конца узнать человека, общаясь в Интернете?
  3. Какие качества характера Вы больше всего цените в дружбе?

На дом задаю подготовить вопросы для диалога. Затем беседа ведётся в парах на следующем уроке.

 Подобные задания помогут лучше подготовить учащихся к новой форме экзамена по русскому языку.

В. М. Ситникова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ ЛСТУ №2 г. Пенза

Литература: 

  1. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.
  2. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей. – М.: АПН РСФСР, 1957.
  3. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.
  5. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.
  6. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  8. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется.– М., 1980.
  9. Учебное пособие: Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи
  10. https://www.syl.ru/article/222818/new_logicheskoe-udarenie-sposob-vyidelit-myisli
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены