РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ на уроках биологии

Новикова Татьяна Сергеевна

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. Это плохо, поскольку именно они формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. Использованием старых наглядных пособий, таблиц, схем, иллюстраций учебника не поднять интереса к этим предметам.

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации. Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Помочь здесь могут современные информационно - коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.

Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность, вырабатывается способность к самостоятельному поиску и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества. Применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением, с технологией развивающего и личностно-ориентированного обучения.

В отличие от обычных технических средств обучения ИТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, их умение работать с различными источниками информации, приобретать новые знания. Применение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.

Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся.

1. Происходит боле рациональная организация познавательной деятельности школьников, а это ведет к экономии времени урока

2. Значительно повышается мотивация обучаемого

3. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения

4. Компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования

5. Имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

6. Использование новых информационных технологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером

7. Применение компьютера, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий не заменяют учителя, а напротив делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным.

8. Позволяет довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах.

9. Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения "включает" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную.

Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

  • Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
  • Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  • Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  • Оптимальный размер наглядности. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
  • Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
  • Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Необходимо исключить большой объем текста, поскольку он плохо воспринимается с экрана. Очень важно, чтобы учитель не дублировал текст с экрана, чтобы у учеников не возникало иллюзии лишнего звена поступающей информации.
  • Использование фильма, а точнее небольшой учебного фрагмента, также способствует визуализации учебного процесса. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися, т.е. видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, комментированием происходящего.

ИКТ дают: экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, интегрированный подход в обучении, повышенную мотивацию в обучении, возможность в формировании коммуникативной компетенции на учащихся. Ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлечении разных видов деятельности. Также ИКТ позволяют повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, формировать навыки исследовательской деятельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены