РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Смысловое чтение на уроках химии

Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.

Использование знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии- важнейшее средство формирования целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними.

Решение этой задачи успешно осуществляется при совместной согласованной работе учителей различных дисциплин: природоведения, химии, физики, географии, биологии, математики, обществознание, истории и др.

Так как для усвоения основных химических понятий необходима предварительная подготовка по физике, математике, биологии и географии, курс химии вводится с 8 класса. Учащиеся овладевают такими знаниями, которые позволяют им правильно понимать важнейшие химические явления, совершающиеся в природе, на производстве, в быту.

Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем химии, одной из важнейших остается повышение качества знаний учащихся по предмету.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный урок для многих учащихся скучен, неинтересен.

Современный урок - это урок, где учитель и ученик узнают новое одновременно, и часто именно ученик будет открывателем новой информации для учителя. Исходя из требований к современному уроку, очень важно проводить уроки с использованием межпредметных связей.

В связи с тем, что в общеобразовательной школе происходят изменения, связанные с переходом на новые государственные стандарты, то и роль и значение межпредметных связей дисциплин естественно-научного цикла важна. Особенно это касается школьного курса химии, имеющего связи с математикой, физикой, биологией, географией, с литературой и музыкой.

Связь химии с физикой

«Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут. »
М.В.Ломоносов

Первые химические понятия, которые получают дети, строятся на тех знаниях, которые дети получают на уроках физики.

При изучении темы «Первоначальные химические понятия» используются знания учащихся, которые они получили в курсе физики 7 класса. К ним относятся: тело, вещество, атом, молекула, физические и химические явления, внутренняя энергия, температура.

К примеру, на уроке химии по теме «Электролиты и неэлеткролиты» можно проследить связь между темами по химии и физике «Электрический ток».

Учащимся задают вопросы:

  • Что такое электрический ток?
  • Как называются вещества, которые проводят электрический ток?
  • За счет каких заряженных частиц металлы проводят электрический ток?

Реализацию межпредметных связей между химией и физикой можно произвести в 8 классе, когда изучается тема «Ионная химическая связь».

В ходе прохождения в 8 классе темы «Количество вещества. Моль. Молярная масса» мы знакомимся с понятиями «моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро», учимся вычислять количество вещества, массу по количеству вещества, число молекул, массу.

Межпредметную связь химии и физики можно наблюдать при прохождении тем:

  • Радиоактивность
  • Открытие атома Резерфордом
  • Массовое число, порядковый номер, закон сохранения массы веществ
  • Состав ядра: протоны, нейтроны, нуклоны
  • Разновидность изотопов

Связь химии с астрономией

При прохождении темы «Знаки химических элементов» задаются вопросы:

  • Какие элементы названы в честь планет? (Нептуний, Плутоний, Теллур, Уран, Меркурий )
  • Элементы, названные в честь астероидов? (Палладий, Церий)
  • Элементы, названные в четь Луны? (Селен)
  • Элементы, названные в честь Солнца? (Гелий)

Математика и химия

Межпредметная связь здесь прослеживается при нахождении наименьшего общего кратного при составлении формул валентности; при составлении и решении пропорций; при решении задач на смеси, растворы, сплавы; при решении задач на нахождении массовой доли.

Химия и история

Если верить древнему историку, во время похода Александра Македонского в Индию, офицер его рами страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была сделана посуда офицеров. (Серебро) Какими элементами и веществами названы века, эпохи в истории человечества? (Медь, бронза, железо, серебро)

Известно, что ввод в действие римского водопровода стал причиной распространения непонятных отравлений. Из какого металла были сделаны трубы? (свинец) Какие элементы названы в честь героев древней мифологии? (Титан, Прометий, Ниобий)

Использование хлора в качестве отравляющего вещества в первую мировую войну.

Химия и биология

  • Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (Вода)
  • Назовите семь элементов, которые называют элементами жизни? (Углерод, Водород, Кислород, Азот, Фосфор, Кальций, Железо, Сера, Натрий, Калий)
  • Какая кислота содержится в желудочном соке и способствует пищеварению? (Соляная кислота)

Связь химии с биологией прослеживается при изучении темы «Железо» в 9 классе.

Лишившись 3 граммов железа, человек не смог бы существовать, так как важнейшей частью гемоглобина крови является железо. В биологии учащиеся впервые знакомятся вфотосинтезом, в химии это знакомство подтверждается уравнениями реакций.

При изучении тем «Углеводы», «Белки», «Гормоны», учитель опирается на знания учащихся по биологии.

Изучение химии через географию

На уроке географии по теме «Ресурсы России» учащиеся изучают долю России в добыче полезных ископаемых, а именно на знаниях о свойствах веществ могут ответить на вопрос: Какие промышленные отрасли характерны тем или иным регионам?

В 8 классе во время объяснения состава воздуха и его применения можно использовать знания учащихся об атмосфере, полученные ими на уроках географии. Восьмиклассники могут дать правильные ответы на вопросы: какое значение имеет атмосфера для живых организмов? Назовите атмосферные слои, расскажите о составе воздуха.

При изучении темы «Оксиды» главная цель- познакомить учащихся с важнейшим оксидом, которым является вода и закрепить знания о значении оксидов в природе и жизни человека.

Учащимся задаются вопросы :

  • Где встречается вода в природе?
  • Расскажите об очистке природной воды.
  • Какие виды вод вы знаете?
  • Где самая чистая вода?

Дальнейшая цель урока по теме «Оксиды» - познакомить учащихся с твердыми оксидами: песок (диоскид кремния), глина (оксид алюминия с примесями), корунд, жженая магнезия, негашеная известь. Учащиеся могут записать, где применяются в повседневной жизни данные оксиды. Найти на карте их месторождения.

Во время изучения темы «Природные источники углеводородов» можно учащимся предложить следующие вопросы:

  1. Назовите крупнейшие месторождения угля
  2. Расскажите о месторождениях природного газа
  3. Где находятся крупные месторождения природного газа?

Ученики могут показать на географической карте, где находятся эти месторождения.

Химия и литература

Какому автору принадлежат следующие строки: « Я помню время золотое?» (Тютчев или Есенин?)

Кому принадлежат следующие строки:

  • «Я не знаю, что будет со мною. Может в новую жизнь не гожусь. Но и все же хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь. (Пушкин или Есенин)

При изучении темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» можно некоторые вопросы задавать из литературных произведений.

- О каком химическом элементе предсказанном Д.И. Менделеевым упоминает В.В.Маяковский в своем стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии?»

«Поэзия- та же добыча радия,
В грамм- добыча, в год- труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды. »

Литературный критик Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность», привел фразу из дневника поэта Ильи Сельвинского «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом.»

Задание: проанализировать научную достоверность этой фразы.

При обобщении темы «Окислительно-восстановительные реакции» можно использовать строки из стихов для анализа и последующего составления окислительно-восстановительных реакций.

Зачитываются строки из стихотворения А.А.Ахматовой:
«На рукомойнике моем
позеленела медь,
по так играет луч на нем,
что весело глядеть…»

Задание: составить окислительно-восстановительную реакцию протекающего процесса.

Урок «Соединения серы»

…Тогда услышал я, о диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо.
Иль карантинный страж курил жаровней серной
Я нос себе, сжав, отворотил лицо.

Вопросы:

  • О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С.Пушкина?
  • Какими физическими свойствами обладают эти соединения?

Тема «Азот и его соединения»

Урок «Оксиды азота»
«Что за проклятый газ? У ме5ня стоит шум в голове. Я право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами.»
А.П.Казанцев «Пылающий остров»

Литература:

  1. И.В.Тагиев. Межпредметные связи как основа развития познавательной деятельности. /химия в школе 2011-№1/
  2. О.К.Олексиюкю Из опыта реализации межпредметных связей. /химия в школе- 2014 №10/
  3. А.И.Плахов. Интегрированный урок химии, биологии и обществознания /химия в школе 2011-№3/
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены