РАЗРАБОТКИ
|
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практикиПедагог-психолог: Е.А. Четверткова. Роль педагога-психолога в ДОУ в организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации инклюзивной практики является ключевой и многофункциональной. Его деятельность направлена на создание условий для гармоничного развития каждого ребенка, обеспечение его полноценного участия в образовательном процессе и социализации. Основные направления деятельности педагога-психолога включают:
Реализация данной роли способствует созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок чувствует себя безопасно, принимаемо и может реализовать свой потенциал, а педагоги — обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного сопровождения детей с ОВЗ. Идеи психолого - педагогического сопровождения активно развиваются в разных работах. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как обеспеченная командной работой специалистов помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса. Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного воспитания, о том, что психологическая поддержка и сопровождение развития личности человека — есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей, на членов педагогического коллектива, реализующего это образование. Система психологического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в том числе в условиях ДОУ является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме обучения, которое гарантирует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, а у детей с особыми образовательными потребностями - положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения. Развитие инклюзии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует комплексного подхода, включающего как организационные, так и педагогические меры. Вот основные способы и стратегии, которые помогают создать инклюзивную среду:
Эффективное развитие инклюзии в ДОУ требует системного подхода, поддержки администрации, педагогов и родителей, а также постоянного мониторинга и корректировки организационных и педагогических мер. Необходимо помнить, что важное значение для данной категории детей имеет социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Профессия педагога-психолога приобретает здесь особое значение. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Психологу необходимо иметь достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки. Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т.к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Помочь это сделать призван педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения. Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие), по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Создание индивидуальной образовательной программы (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — важный аспект организации инклюзивного обучения и развития. Ниже представлены основные этапы и рекомендации по разработке ИОМ для таких детей: 1. Диагностика и анализ особенностей ребенка
2. Постановка целей и задач обучения и развития
3. Разработка коррекционно-развивающих мероприятий
4. Корректировка педагогического процесса
5. Мониторинг и оценка эффективности
6. Взаимодействие с семьей и специалистами
7. Документация и отчетность
Создание ИОМ требует междисциплинарного подхода, тесного взаимодействия педагогов, специалистов-психологов, медицинских работников и родителей, чтобы максимально обеспечить индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ и способствовать его полноценному развитию в условиях ДОУ. Не менее важным направлением является консультирование и просвещение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д. Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ). Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д. Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Большая роль в работе педагога-психолога отводится и организационно–методическому направлению, которое включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание качественной психологической помощи, направленной на развитие их личностных и коммуникативных навыков, повышение адаптивных возможностей, создание условий для полноценного социального и эмоционального развития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится психологу дошкольного учреждения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Новые подходы к мотивации младших школьников Проблема низкой успеваемости и опыт в её решений через проблемный метод Анкета для родителей "Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми" Четверть века в школе: размышления об администрации и коллективе Использование игровых форматов в воспитательном аспекте педагога Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Анкета для родителей "Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми" Использование игровых форматов в воспитательном аспекте педагога Четверть века в школе: размышления об администрации и коллективе Проблема низкой успеваемости и опыт в её решений через проблемный метод |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены