РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики

Педагог-психолог: Е.А. Четверткова.

Роль педагога-психолога в ДОУ в организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации инклюзивной практики является ключевой и многофункциональной. Его деятельность направлена на создание условий для гармоничного развития каждого ребенка, обеспечение его полноценного участия в образовательном процессе и социализации.

Основные направления деятельности педагога-психолога включают:

  1. Психолого-диагностическая работа. Диагностика особенностей развития и состояния детей с ОВЗ. • Выявление индивидуальных потребностей, сильных сторон и трудностей.
  2. Консультирование педагогов и родителей. Обеспечение профессиональной поддержки педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ. Консультирование родителей по вопросам развития, обучения и адаптации ребенка, а также психологической поддержки.
  3. Разработка и сопровождение индивидуальных программ развития. Создание индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей ребенка. Мониторинг эффективности реализуемых коррекционных и развивающих мероприятий.
  4. Организация инклюзивной среды. Помощь в адаптации учебных материалов и среды ДОУ для обеспечения доступности. Создание условий для эмоциональной и социальной адаптации детей с ОВЗ в группе.
  5. Психологическая поддержка и коррекционная помощь. Проведение групповых и индивидуальных занятий для развития коммуникативных навыков, эмоциональной регуляции и социальных компетенций. Работа с трудными ситуациями, конфликтами, стрессами.
  6. Взаимодействие с командой специалистов. Сотрудничество с логопедом, дефектологом, массажистом и другими специалистами. Обмен информацией и совместное планирование коррекционной работы.
  7. Формирование инклюзивной культуры. Проведение просветительских мероприятий для воспитателей, родителей и детей. Формирование позитивного отношения к разнообразию и единых правил поддержки ребенка с ОВЗ.

Реализация данной роли способствует созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок чувствует себя безопасно, принимаемо и может реализовать свой потенциал, а педагоги — обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

Идеи психолого - педагогического сопровождения активно развиваются в разных работах. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как обеспеченная командной работой специалистов помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса.

Базовым понятием можно считать идею О.С. Газмана, автора технологии индивидуализированного воспитания, о том, что психологическая поддержка и сопровождение развития личности человека — есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей, на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.

Система психологического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в том числе в условиях ДОУ является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме обучения, которое гарантирует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, а у детей с особыми образовательными потребностями - положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Развитие инклюзии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует комплексного подхода, включающего как организационные, так и педагогические меры.

Вот основные способы и стратегии, которые помогают создать инклюзивную среду:

  1. Создание адаптированной образовательной программы: индивидуальные планы обучения с учетом особенностей каждого ребенка. Использование дифференцированных методов и средств обучения.
  2. Обеспечение доступной среды: Установка пандусов, лифтов, специальных туалетов и измененных мебели. Обеспечение необходимых технических средств и оборудования (например, слуховые аппараты, тактильные материалы).
  3. Формирование компетентных педагогов: постоянное повышение квалификации воспитателей и педагогов по вопросам инклюзии и работы с детьми с ОВЗ. Проведение тренингов по использованию специальных методов и приемов.
  4. Взаимодействие с родителями: открытая коммуникация и совместное участие в образовательном процессе. Обмен опытом и поддержка родителей детей с ОВЗ.
  5. Инклюзивная культура в ДОУ: формирование ценностей толерантности, уважения и поддержки разнообразия. Проведение мероприятий и тематических занятий, направленных на развитие толерантности у детей.
  6. Использование междисциплинарного подхода: взаимодействие с логопедами, дефектологами, психологами, реабилитаторами.
  7. Создание поддержки для педагогов и детей: наличие специально обученных помощников или ассистентов для детей с ОВЗ. Разработка системы оценки и мониторинга развития детей.
  8. Вовлечение детей без ОВЗ: формирование дружелюбной и поддерживающей среды, где все дети учатся взаимодействовать и понимать различия.

Эффективное развитие инклюзии в ДОУ требует системного подхода, поддержки администрации, педагогов и родителей, а также постоянного мониторинга и корректировки организационных и педагогических мер.

Необходимо помнить, что важное значение для данной категории детей имеет социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Профессия педагога-психолога приобретает здесь особое значение. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Психологу необходимо иметь достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т.к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность.

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Помочь это сделать призван педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

  • своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
  • определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Здесь следует пояснить, что под ИОМ ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие), по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в рамках работы ПМПК);
  • отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы. Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Вся коррекционно - развивающая работа строится с учётом результатов входящей диагностики и направлена на устранение выявленных у ребёнка проблем.

Создание индивидуальной образовательной программы (ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — важный аспект организации инклюзивного обучения и развития. Ниже представлены основные этапы и рекомендации по разработке ИОМ для таких детей:

1. Диагностика и анализ особенностей ребенка

  • Проведение комплексной оценки развития (включая психологическую, логопедическую, педагогическую и медицинскую оценки);
  • Выявление сильных сторон, индивидуальных потребностей, особенностей развития, интересов и предпочтений ребенка;
  • Составление портрета ребенка, включающего его уровень развития, особенности восприятия, мотивацию, коммуникативные навыки.

2. Постановка целей и задач обучения и развития

  • Формулирование коротко-, средне- и долгосрочных целей, соответствующих индивидуальным возможностям и потребностям ребенка;
  • Определение ожидаемых результатов по развитию познавательных, коммуникативных, двигательных и социальных навыков.

3. Разработка коррекционно-развивающих мероприятий

  • Выбор методов, форм и средств обучения и воспитания, адаптированных под особенности ребенка (игровые, сенсорные, коммуникативные упражнения и т.п.);
  • Планирование занятий с учетом интересов ребенка, его ритма и темпа развития;
  • Включение семейных и медицинских специалистов при необходимости.

4. Корректировка педагогического процесса

  • Использование дифференцированного подхода;
  • Внедрение индивидуальных методик и технологий (например, использование логопедических материалов, сенсорных стимуляторов, специальных игр).

5. Мониторинг и оценка эффективности

  • Регулярное отслеживание динамики развития ребенка;
  • Внесение изменений в программу в зависимости от достигнутых результатов и новых потребностей.

6. Взаимодействие с семьей и специалистами

  • Постоянная коммуникация с родителями или законными представителями;
  • Совместное планирование и проведение коррекционной работы;
  • Обеспечение поддержки семьи в вопросах развития и социализации ребенка.

7. Документация и отчетность

  • Ведение индивидуальной карты развития ребенка;
  • Подготовка отчетов о реализации ИОМ и его результатах.

Создание ИОМ требует междисциплинарного подхода, тесного взаимодействия педагогов, специалистов-психологов, медицинских работников и родителей, чтобы максимально обеспечить индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ и способствовать его полноценному развитию в условиях ДОУ.

Не менее важным направлением является консультирование и просвещение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.

Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ).

Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

Большая роль в работе педагога-психолога отводится и организационно–методическому направлению, которое включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание качественной психологической помощи, направленной на развитие их личностных и коммуникативных навыков, повышение адаптивных возможностей, создание условий для полноценного социального и эмоционального развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится психологу дошкольного учреждения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены