РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность: ошибки и проблемы

Соснова Валентина Михайловна

Автор: Соснова Валентина Михайловна

Хотелось бы поделиться своим опытом проектной деятельности.

Метод проекта с удовольствием использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В прошлом году являлась членом жюри конкурса "Изюминки педагогической работы", периодически веду секцию на городских конференциях по проектной деятельности в г.Москве. К сожалению, могу отметить, что у многих участников конкурсов, выставляющих свои работы, или учителей, представляющих свои уроки на конференциях, весьма приблизительное представление о проектной работе. Поэтому хотелось немножко сказать о принципах проектной деятельности и основных ошибках на примере конкретных работ и уроков, которые я экспертировала. Здесь приведены примеры проектов разных дисциплин, поэтому тема может быть интересна многим.

Большинство участников конкурсов представляют проект таким образом: дал учитель детям творческое задание, дети его выполнили, получили какой-то продукт в итоге - вот и проект или проектный урок. Это ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Есть определённые критерии, на основании которых урок или работа определяются как проектные. В первую очередь, обязательно наличие проблемы (не гипотезы!), которую дети должны сформулировать из проблемной ситуации. То есть проектная работа обязательно начинается с проблемной ситуации.  Свою статью я назвала «Проектная деятельность: сложности и проблемы». Получилась игра слов: проблема – ключевое слово проектной деятельности. Если у детей первый проектный урок, им нужно объяснить, что главное умение, которое от них потребуется – сформулировать проблему. Собственно, наличием проблемы этот вид урока отличается от всех других. А следующие проектные уроки хорошо бы начинать с вопроса: «Какое главное умение потребуется от вас на этом уроке?» Дети сразу включатся, будут очень внимательно слушать проблемную ситуацию, попытаются уловить и сформулировать проблему.

Логика проектного урока в общих чертах такова: проблемная ситуация - проблема - цель - продукт.

Цель – САМОСТОЯТЕЛЬНО (!) найти способ решения проблемы. Учитель может помочь детям сформулировать проблему, но способ её решения дети должны предложить сами. Также не следует путать продукт и результат проекта. Продукт – это может быть как конкретное изделие (макет, настольная игра и пр.), так и предложения ребят по решению проблемы (обычно такой вид продукта бывает на проектных уроках). А результат проекта – это достигли цели или нет. И на это нужно обязательно обращать внимание детей!
Тема сегодняшней моей статьи родилась из наблюдений. Хочу привести несколько примеров.

Основные ошибки при проведении проектного урока:

  1. Неправильно сформулирована проблема.
  2. Цепочка Проблемная ситуация – Проблема – Цель не связаны между собой.
  3. Итог не соответствует поставленной цели.
  4. Дети выполняют задание учителя.

Рассмотрим эти ситуации на примере конкретных уроков.

1. Неправильно сформулирована проблема. Вот, например, формулировка проблем на двух уроках, заявленных как проектные, по биологии:

  1. Что такое полезный продукт?
  2. Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра.

В чём ошибка? На проектном уроке или в проектной работе проблема формулируется со слова «как». Как сделать так, чтобы….Это не прихоть. Как вы считаете, из такой формулировки детям понятно, чем они будут заниматься?

2. Нет логической связи между проблемной ситуацией и проблемой или целью.

Например. Урок музыки. Проблемная ситуация. «Почему так происходит: какие-то песни становятся не просто популярными, они переходят из поколения в поколение, люди их любят и помнят. А какие-то песни становятся хитом на несколько недель, а потом исчезают и забываются также быстро, как и появились». Проблема: как с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Связи нет. Если учитель хотел акцентировать внимание детей на синквейне, то это нужно было отразить в проблемной ситуации. Например: Ребята, вы уже знакомы с таким приёмом, как синквейн. С помощью синквейна можно показать своё понимание какого-то предмета или явления, актуализировать знания или обобщить. А может ли синквейн служить доказательством? Можно ли с помощью синквейна доказать, что какая-то песня уйдёт в народ и будет передаваться из поколения в поколение? В таком случае была бы связь между проблемной ситуацией и проблемой.

3. Итог не соответствует поставленной цели.

На том же уроке музыки была цель – с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Синквейны были такие: Родина. Любимая, могучая. Ну и т.д. Это синквейн о Родине, а не о песне. Доказательный синквейн звучал бы иначе: Песня. Лиричная, вдохновляющая. Помогает, воодушевляет, настраивает.

4. Дети выполняют задание учителя.

Цель проектного урока – найти способ решения проблемы. Учитель может помочь сформулировать проблему и цель. Но способ решения проблемы дети должны предложить свой, в этом и есть смысл проектного урока.

Вот, например, очень хорошая проблемная ситуация на уроке геометрии. Все мы с вами живем в городе, в многоэтажных домах. Нас окружают магазины, школы, детские сады.

Мы пользуемся водопроводной водой, домашним телефоном, в наших квартирах тепло. Но все равно есть пожелания по улучшению расположения каких-либо объектов, с которыми мы вынуждены соседствовать. Например, близость расположения автодороги или школы.

Прежде чем построить микрорайон, власти города обращаются в проектный институт (возможно, не в один) с просьбой создать план будущего строительства. Надо заметить, что абсолютно все специалисты при составлении плана руководствуются не только пожеланиями заказчика, но и требованиями СНиП. И дальше учитель добавляет: Сегодня мы с вами попробуем составить эскиз плана строительства микрорайона, в котором мы также будем вынуждены учитывать не только требования заказчика, но и ограничения СНиП. – По сути, это уже не проектный урок. Вместо этой фразы можно детям предложить другую: Какую же проблему должны будут решить сотрудники проектного института?
Дети ответят: Как с использованием знаний по геометрии составить эскиз генерального плана строительства жилого микрорайона?- Это та проблема, которую учитель ожидал услышать от детей.

Несколько лет назад в педагогическом словаре появилось понятие «проблемный урок». Проблемный урок подразумевает постановку учителем проблемной задачи, которую дети решают в течение урока. Гости, которые посещали мои мастер-классы, очень часто путали проектный урок именно с проблемным уроком. И там, и там есть проблема – так какая разница? Например, на прошлой конференции, которая проходила в нашей школе, один из гостей рассказал о своём уроке. Дети, работая с текстом «Слова о полку Игореве», должны были ответить на вопрос: «Какие были представления о чести на Руси». Автор уверял, что это проектный урок. В чём же ошибка? Проблема на проблемном уроке подразумевает постановку цели как узнавание чего-либо. Проблема на проектном уроке подразумевает целью нахождение способа решения проблемы. 

Не знаю, права ли я, но мне кажется, начиная подготовку проектного урока, нужно понять, какой продукт мы хотим видеть в итоге. То есть, идти от конца урока. Только чёткое понимание продукта позволяет чётко сформулировать цель урока для учащихся, т.е так сформулировать цель, чтобы учащимся было понятно, чем они будут заниматься на уроке. Например, на уроке «НЭП» в качестве продукта от детей мне нужны меры по выводу страны из кризиса. Соответственно, цель будет какая? – Разработать меры по выводу страны из кризиса. И детям достаточно просто будет себя оценить – достигли они цели или нет. Таким образом, двигаясь в обратном направлении (от конца урока к началу), далее легко формулируется проблема: как разработать меры по выводу страны из кризиса. А теперь остаётся расписать проблемную ситуацию, из которой дети могли бы сами сформулировать проблему. Как правило, это и вызывает наибольшие затруднения.

Практикум.

Вот проект по биологии, представленный на прошлой конференции. Работа «Защитим и сохраним Амурского тигра». 

Этап 1-й.

Проблема: Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра.

Гипотеза: "Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров?

Цель работы: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Задачи:

а) Исследовать, что знают учащиеся об Амурском тигре, для этого разработать вопросы для социологического опроса и провести его;
б) Выяснить систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира. Анализ литературных источников, поиск информации в Интернете.
в) Выяснить, как содержатся тигры в неволе, в зоопарке.
г) Провести среди учащихся конкурс рисунков, писем, сказок, посвященных Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу;
д.) Провести среди учащихся начальной школы уроки, посвященные Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу
е) Привлечь внимание к этому животному учащихся из различных регионов, стран с целью сохранения его в природе
ж) По результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о том, что Амурского тигра надо защищать; <br /><br /> Этап

2-й - организация творческих групп для работы над проектом.

1 группа - выясняет систематическое положение Амурского тигра в современной классификации животного мира, анализирует литературные источники, осуществляет поиск информации в Интернете.
2 группа - разрабатывает вопросы для социологического опроса и проводит его;
3 группа – проводят конкурс рисунков «Портрет тигра», организуют выставку
4 группа – проводят конкурс писем, сказок «Письмо тигру»
5 группа – создает мультимедийную презентацию и представляет ее на уроке в начальной школе
6 группа – координирование сотрудничества с учащимися школы №1 города Канаш Чувашской Республики и SPORTGYMNASIUM города SCHWERIN (Шверин) Германии по проведению социологических опросов, конкурсов рисунков, сказок в этих школах. 

Давайте попробуем преобразовать эту интересную задумку в полноценную проектную работу. Это может быть как проектный урок, так и долгосрочный проект – требования и логика одинаковы. Что учитель хочет видеть в итоге? То, что он прописал детям в задачах. Детей можно к этому подвести. 

Итак, какие ошибки мы здесь видим?

  • нет проблемной ситуации
  • неправильно сформулирована проблема
  • гипотеза сформулирована неверно, к тому на проектном уроке она в принципе не нужна
  • учитель сам поставил перед детьми задачи
  • дети разбились на группы после того, как были поставлены задачи (на проектном уроке дети разбиваются на группы сразу, каждая группа сама формулирует для себя задачи, если они нужны)

Давайте посмотрим исправленный вариант.  

Этап 1-й.

Проблемная ситуация (озвучивается педагогом или дети читают какие-то статистические данные и т.п.)

Проблема: как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Цель: найти способ, как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Этап 2-й.

Прописанные ранее учителем задачи - это прогнозируемые предложения детей в группах, т.е. их проект.

А если уж очень хочется оставить гипотезу. Её нужно сформулировать правильно. Например, учащиеся Москвы не могут ничего сделать для спасения амурских тигров. И тогда в конце работы последует вывод – подтвердилась гипотеза или нет.

Вывод: В ходе работы над проектом наша гипотеза не подтвердилась. Так как нам удалось привлечь внимание определённой группы людей к проблеме вымирания амурского тигра и тем самым мы внесли свою лепту в дело спасения этого замечательного животного.

Соснова Валентина Михайловна21.03.2016 11791 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Статья очень актуальна. Проектная технология на первый взгляд кажется очень простой в применении. В начальной школе коллеги часто пользуются ею, приобщая к этой деятельности родителей, и считая, что тем самым обеспечивают связь семьи и школы. При этом родители под словом "проект" подразумевают доклад или презентацию на заданную тему и очень часто, обратившись к современному кладезю знаний - интернету - скачивают "продукт" проекта в готовом виде, ребенку же остается только отрепетировать свое выступление, простите, "защиту проекта" в классе.   В статье очень точно указано, что все этапы проекта должны быть тщательно продуманы от и до. На мой взгляд, лучше я за весь учебный год воспользуюсь проектной технологией лишь один раз, но это будет качественный проект, приносящий реальный опыт, знания и навыки моим ученикам.
avatar