РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О самостоятельности и её воспитании. (Ответ молодому "ёжику").

О самостоятельности и её воспитании. (Ответ молодому "ёжику").

Цитаты из сообщений на форуме:

«Добрый день! Я будущий учитель начальных классов, сейчас заканчивая 5 курс педагогической академии, пишу диплом на тему "Самостоятельность учащихся на уроках окружающего мира". Не могли бы вы посоветовать книги, статьи, в общем, материал, который может помочь мне в написании моей работы?»

«Я сама выбрала эту тему и ещё на 4 курсе писала по ней курсовую работу. Я считаю ,что в наше время в школе(на сколько я это помню по себе и во время практик) очень мало внимания уделяется развитию самостоятельности школьников. Учитель чаще даёт конкретные указания и инструкции по выполнению заданий, нет никакой свободы творчества, самостоятельности принятия решений. А в дальнейшем ребятам очень трудно после окончания школы принимать самостоятельные решения». (ежик6906)

 Самостоятельность. … Самостоятельно выбрать цель, самостоятельно разработать план движения к ней, самостоятельно её достигнуть, самостоятельно преодолев трудности на пути к ней. Вы имеете в виду такую самостоятельность? 

 Это идеальная модель любой проектной деятельности учеников, которая в настоящее время внедряется (чаще принудительно) в школах. Эта "инновация" встречает явное и скрытое сопротивление многих учителей. Такой творческой методикой обучения владеет пока небольшой процент учителей, да и умеющие так учить, по разным причинам далеко не всегда этим пользуются. КПД этой компетенции пока еще низок, как, впрочем, и все, что делается насильно.

 Буду рассуждать, и приводить примеры с точки зрения учителя физики. Этот учебный предмет мне близок, но, думаю, что со мной согласятся и другие учителя-предметники. Большинство школьных лабораторных работ выполняется исходя из их цели, но больше – строго по инструкции. Во многом такой подход оправдан. Он в некоторой степени позволяет учить ВСЕХ, даже тех, кто, мягко скажем, не очень этого хочет. Было бы, конечно, идеально, если бы учитель записывал на доске только цель лабораторной (практической) работы, предоставлял бы ученикам свободу выбора экспериментальной базы и оценивал бы результаты их самостоятельной деятельности. При этом ученики должны не только проявить творческий подход, но и уметь самостоятельно творчески оформить свои труды в виде грамотного логичного письменного отчета, отражающего ход творческой мысли и работы. Для многих это труднее, чем подготовить и поставить любой эксперимент. Такая ситуация на уроке может быть только результатом упорного учительского труда, имеющего целью этому НАУЧИТЬ такой самостоятельности. Пока же большинство учителей физики над таким методом выполнения традиционных лабораторных работ просто посмеются и тут же укажут десятки причин и поводов этого не делать. Да этого им никто и не позволит "за просто так". Ведь тогда в журналах исчезнут столбики обязательных отметок за выполнение лабораторных работ, снизится наполняемость журнала отметками – головная боль завуча. Это только одна из граней многостороннего понятия «самостоятельность». 

 Да что там говорить о воспитании самостоятельности, когда не каждый учитель вам быстро и толково объяснит, чем "самостоятельная" работа на уроке отличается от проверочной. Когда ученики перед уроком слышат привычное – "Сегодня пишем самостоятельную!", то эти слова уж точно не повышают им настроения.

 Самостоятельности нужно учить с самой первой встречи с учениками. А лучше – с раннего детства. Многие дети, кстати, часто пытаются это делать – вспомните: "я сам!". Самая пора терпеливо поддержать их в этом стремлении и развить естественное желание быть самостоятельными. В седьмом классе, когда они начитают учить физику, на привитие первичных навыков самостоятельности обычно уходит колоссальное количество труда и времени. Если же на воспитание самостоятельности обращают внимание родители, учителя начальной школы, учителя среднего звена, то этот процесс идет гораздо легче. Но даже при таком благоприятном раскладе научить самостоятельности всех учеников не удается (все мы разные). 

 Сам учитель, обучая детей самостоятельному подходу к учебе, должен хорошо представлять чего именно он хочет добиться от ученика. Т.е. модель желаемого поведения ученика должна быть в голове учителя. При этом нелегко совместить "свободу творчества" с "техническим заданием". 

 Учить школьников самостоятельности (именно учить, а не просто разрешать самостоятельность) приходится в условиях острого дефицита учебного времени. При насыщенности (перегруженности) современных школьных программ учебным материалом главная цель учителя – успеть бы пройти этот материал хоть как-нибудь и, желательно, без большого ущерба для его понимания. Основная задача опытного учителя (см. ветку форума Опыт – дело наживное) – отобрать из обозначенного в программах самое важное и научить всех этому важному во что бы то ни стало. А остальное уж как получится.

 Хотя, учить самостоятельности можно всегда и везде. Можно начинать с малого, с незначительного, на первый взгляд. Попробуйте научить учеников свободно задавать вопросы, не боясь показаться глупым. Не так-то это просто. Для того, чтобы задать "умный" вопрос, нужно осознать и сформулировать для себя проблему понимания нового. Чтобы задать вопрос, ученик должен захотеть что-то понять, захотеть услышать ответ, захотеть чему-то научиться. А это и есть начало самостоятельной учебы. Как задавать вопросы и как этому учить я уже говорил в одной из своих статей (http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-242).

 Как и у всего сущего, у самостоятельности не одни только плюсы. Как это ни странно, но большинство учеников, которые приходят в школу, к самостоятельности не стремятся и теряются, получив свободу выбора. Ведь у них нет цели чему-то научиться. Их главная цель – получить хорошую отметку. И всё. Их ведь дома не спрашивают: "Чему ты сегодня научился в школе?". Главный (и часто единственный) родительский вопрос: "Что сегодня получил?". Отметка напрочь затмевает всё остальное. Представляете, как непривычно прозвучало бы из родительских уст: "Вы сегодня учились самостоятельности?", "Как продвигается твой проект? Появились ли новые идеи?" Или: "Какая цель у вас была сегодня на уроке? Удалось ли её достичь?" Это пока нонсенс, не правда ли? 

 Самостоятельность должна быть востребована. Только тогда можно думать о её нормальном (не искусственном) воспитании. Только тогда она будет естественна и необходима человеку. Пока еще далеко не везде требуются самостоятельные люди. Пока больше в цене "послушные". Не раз, наверное, доводилось слышать похвалу "У вас хороший послушный мальчик". Гораздо реже можно услышать восхищение: "Какой у вас самостоятельный ребенок!". Хотите воспитать самостоятельность – создайте такую среду (в школе, в семье), где она приветствуется, где она необходима, и такие условия, при которых нельзя не проявить свою самостоятельность. Таким методом мастерски владел А.С. Макаренко, но, видимо, его время еще не пришло.

 Свободы, конечно, хотят все, но пользоваться своей свободой в полной мере умеют единицы. Свобода без цели приводит к анархии. Найти границу (и не переступать её) между самостоятельностью и анархией в каждом конкретном случае, с каждым учеником, с каждым классом позволяет только опыт, талант учителя. А также (и это главное) его собственное умение быть свободным, самостоятельным и желание этому учить. Желание у вас, по-видимому, есть. Это важно, поскольку всё начинается с желания. Дело за малым – научиться учить этой самой самостоятельности. 

 Не знаю, помогут ли Вам чем-нибудь мои рассуждения, но Ваш вопрос дал повод обдумать кое-что из пережитого. Спасибо. Конкретных книг и статей советовать не буду. Найти их легко, стоит только набрать в любом поисковике несколько слов: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ+ВОСПИТАНИЕ+РАЗВИТИЕ+МЕТОДЫ. Для написания дипломной работы литературы по этой теме более чем достаточно. Но книги книгами, они дают только идеи, а опыта и умения не прибавляют. Я бы посоветовал Вам после защиты, искать не книжные советы, а школу и человека, который УМЕЕТ воспитывать самостоятельность. Одна беседа с ним даст вам несравненно больше, чем штудирование педагогической литературы. Но найти таких Учителей трудно. Никто из них не говорит про себя: «я умею воспитывать самостоятельных людей». Они обычно не пишут книг. Но присмотритесь – и вы их найдете. Учитесь у них. Это наиболее быстрый путь к совершенству. Иначе Вам придется идти своей дорогой – путем проб, ошибок, новых проб, … Это трудно, это не каждому по силам. Но если желание идти не исчезнет, возможно, Вы не заметите трудностей этого бесконечного пути, и радость его преодоления поможет Вам жить.

Всего комментариев: 9
avatar
0
1

Самостоятельность, творчество, проектная деятельность... Идея, конечно, шикарная, но применимо это, на мой взгляд, только в старших классах. Плодить идеи, искать пути решения можно только имея в своем арсенале определенный набор инструментов.

Использовать поисковый метод в обучении - это значит взять все свое тематическое, посмотреть на него (можно даже вздохнуть) и выбросить: в одном классе за 25-30 минут ученики нашли решение, а в другом - "ну не ШмАгла я, не ШмАгла!!!".

При выполнении практических или лабораторных работ понятие "самостоятельность" должно быть сведено к "самостоятельному выполнению работы по заданному алгоритму". Вот когда усвоятся необходимые навыки самостоятельной работы, когда ученик поймет, что он делает, как он делает, почему он ТАК делает и для чего он ТАК ЭТО делает, тогда можно и в "свободное плавание".

Вместо резюме: сначала выучи и сделай так, как это положено, а уже потом твори!
avatar
0
3

Евгений Викторович! За комент благодарствую. Улыбнул. А то все серьезные такие. Могу в юморе поддержать.

Недавно, перед лабораторкой, подходит ученица типа "неШмАглы" и жалуется:
– Алексанваныч, Колян-дурак мне шарик сломал.
В душе - хохочу, но вид держу серьезный (школа!). Нельзя же, в самом деле, "сломать" стальной шарик.
– Чё – говорю – прям в голове сломал?
– Нет, своим шариком по моемУ стукнул.
Зову Коляна:
– Снайпер, иди-ка сюда, поделись опытом. Я, сколько ни стараюсь, в её шарик никак попасть не могу - цель мелковата.
Ударник смущенно молчит с виноватым видом. Юмор доходит туго.
Вопрос «неШмАгле»:
– А у вас с ним чё, только по одному шарику было?
– Ну, да.
Я лёг.
– Беда. Чем же ты теперь думать-то будешь?
– А пускай он мне свой отдаст.
...

Между прочим, зря ведь смеялся и подкалывал. «НеШмАгла» спокойно дошла до парты и вернулась с двумя половинками стального шарика. Немая сцена. Видимо в металле была раковинка или трещинка. Чего только "умельцы" не ломали за мою учительскую бытность, но чтоб такое "Шмочь" сломать?!! Ваще ... Вот и воспитывай тут самостоятельность. "Творчество" само так и рвется наружу, особенно в опытах с матчастью. Успевай только сдерживать и мелочь из рук выхватывать.

РS. К сведению защитников животных и счастливого детства. В приведенном выше эпизоде люди и животные не пострадали. А также никто ни на кого не обиделся. Все друг другу всё простили. Автор выражает искреннюю благодарность настоящим и бывшим ученикам за то, что они были, и просит прощения за обидный сарказм и ехидные подковырки.
avatar
0
5

Quote
...спокойно дошла до парты и вернулась с двумя половинками стального шарика...
Ё-моё! Вот это прикол! Вот это "ха-ха"! М-да, Александр Иванович, шикарный у тебя жизненный пример! Ну надо же, а!
avatar
0
2

Спасибо большое за ваши рассуждения,они действительно помогли мне.Я по новому взглянула на некоторые аспекты самого понятия"самостоятельность".И ваши мысли по поводу того, что надо с начала хотя бы научить детей задавать вопросы-натолкнула меня на мысли как можно будет начать хотя бы констатирующий этап моей практической части в дипломе...так как пока что слабо представляю себе как можно "измерить" самостоятельность...
avatar
0
4

"начать хотя бы констатирующий этап моей практической части в дипломе..."
О, Господи, подобные обороты речи глушат нормального учителя как дубиной по голове и навевают скуку. Такие "научные" дипломные работы "просто хочется рвать и метать". Когда же они будут читабельными? Ведь там же наверняка есть и свежие умные мысли! Пишите и говорите проще, и тогда самостоятельные ученики к вам сами потянутся.

«слабо представляю себе как можно "измерить" самостоятельность...»
О-о-о! Да Вы просто профессор измерений! Я, например, В ПРИНЦИПЕ не представляю, как эту самую САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ можно измерить, но уверен, что у некоторых "индивидов" ваш прибор зашкалит. Пора, видимо, вводить ЭТАЛОН самостоятельности и единицы её измерения. Кстати, подобные ситуации в науке уже встречались. Например, есть единица измерения БОЛТЛИВОСТИ – кен. За эталон был принят американский ученый физик Роберт Милликен. Он, по отзывам своих коллег, отличался повышенной разговорчивостью, хотя прославился не этим качеством, а упорством и талантом в науке, благодаря которым и сделал известные открытия в физике.
Так что придется и вам кого-нибудь взять за образчик самостоятельности. Кандидатуры есть?
avatar
0
6

Знаете, а ведь многие учителя сами несамостоятельны!
Как бы это странно не звучало.
Я сейчас веду с моими 2-клашками факультатив "Проектная работа в начальной школе". Пока делаем простенькие работы, направленные на поиск информации и сбор. Сначала трудно, а сейчас уже дети сами стали проявлять интерес, находят что-то сверх того, что было задано.

Но... Многие коллеги признаются, что сами не понимают, ЧТО именно значит обучение проектной деятельности, что такое проект.
avatar
0
8

Эт-точно! Научить самостоятельности или хотя бы подать таковой достойный пример может только вполне самостоятельный человек. У нас так часто и происходит – учат те, кто сам не вполне владеет предметом обучения. Много ли учителей, ведущих «проектную деятельность», могут похвастаться (в хорошем смысле) парой-тройкой лично разработанных и ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ проектов?

Создается впечатление, что не только учителя не вполне самостоятельны, но и те, кто ими управляет. Ну ладно, учителя – они-то преподают предметы более-менее сходные или хотя бы рядом стоящие с их основной специальностью. Управленцам сложнее – им подчас доверяют руководство в той области, о существовании которой они и не подозревали. И ничего, управляют. Учителей, кстати, тоже нередко учат те, кто сами-то как учителя – посредственности, и даже те, кто учительского опыта не имеет вовсе. И ничего, все уже привыкли. И отговорка есть – «а где взять лучших?»

Самостоятельными подчиненными труднее управлять. Они признают лидерство только такого человека, который не раз доказывал свой профессионализм на деле, и готов это повторить в любой момент.

Самостоятельный человек не тяготится свободой. Он ей всегда рад. Он всегда готов выбрать цель, исходя из доступных ему возможностей и условий существования. Он готов каждую свободную минуту использовать для достижения уже намеченной цели. Он не будет бездумно существовать. Осмысленность жизни очень важна для самостоятельного человека.

Самостоятельного человека не тяготит и чужая свобода. Он не стремится её ограничить и не стремится подавить чужое свободомыслие. Наоборот, имея цель, он постарается убедить в её важности окружающих его людей и направить в нужное ему (и им) русло жизни их волю и творческие способности. Будучи самостоятельным, человек ценит это качество и в других людях. Все ищут для общения людей, близких по духу.

Самостоятельный человек готов к лидерству в гораздо большей степени, чем люди со слабой жизненной инициативой. Успешность в профессии, в бизнесе, да и успешность самой жизни теснейшим образом связана с уровнем развития самостоятельности.

Самостоятельность предполагает склонность личности к самоанализу без самоедства. Именно объективный (по возможности) самоанализ своих желаний и возможностей позволяет выбирать реальные цели и реальные способы её достижения.

Самостоятельность многосвязна и многопричинна. Самостоятельность как жизненный принцип, по-видимому, бессознательно осваивается еще в глубоком детстве. На детский выбор такой жизненной позиции влияет и генетическая предрасположенность, и родительские принципы воспитания, и их реакция на первые попытки ребенка быть самостоятельным, и семейная среда в целом, и примеры поведения других людей, наблюдаемые ребенком вне семейного круга. Воспитать самостоятельность в позднем периоде архисложно, но до определенного возраста какая-то коррекция все же возможна. Пробуйте…
avatar
0
7

Я мама 2 деток: сына 10 лет и доченьки 2 лет, а теперь... иду делать то, про что говорила всегда: "В школу - да ни за что, в ШКОЛУ - ДА НИКОГДА!" :))) Детей обожаю, учить могу. Почему так всегда боялась школы? Ненавидела с детства свою лучшую в городе гимназию (знала бы дурища, ЧТО не ценила:))) за жесткие рамки поведения, невозможность ученику выразить свое мнение, уйти за рамки школьной программы и т.д. Поэтому автора вопроса понимаю, наверное, она хочет помочь детям: дать им больше свободы, пробудить самостоятельность как некий прообраз творческой реализации детей в учебе.
Небогатый (30 лет пока), но хорошо усвоенный жизненный опыт показал мне: давать свободу и самостоятельность детям можно только после того, как научишь их действовать по какому-то алгоритму. Пример с 2-летней: если не кормить ребенка сначала самой из ложечки, потом вместе (держать за ручку), то сама она ест не сможет. То есть сначала показываем, как надо, потом ободряем и побуждаем попробовать самостоятельно, а потом уже, (закрывая глаза на суп по всей кухне:), радуемся результатам самостоятельности и творческому подходу дитяти по засовыванию макоронин в рот 100 и 1 способом:)))
Пример с 10-летним: дочь родилась, и тут же сын пошел в 1 класс. Решила: раз он мальчик, раз он умный, раз мне так некогда - дам ему самостоятельности по полной. То есть я пропустила 2 первых важных этапа: показать алгоритм и усвоить алгоритм действий. В результате самостоятельно делать уроки на должном уровне он не смог. Пошли тройки, недоумение учителей, как такой способный мальчик так плохо делает уроки дома...
Короче, теория без практики мертва:)))
СПАСИБО огромное за суперулыбчивую статью!
avatar
0
9

Видите, уважаемая Елена, какие учителя не жадные. Сколько интересных идей и мнений по вашей теме. Прямо бери кусками и в диплом, и в диплом ...
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.