РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемные вопросы в современном образовании

Проблемные вопросы в современном образовании

Панарина Светлана Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 1373 ДО гор. Москвы.

Если рассматривать образование в России в общем, можно сказать, что и вчера и сегодня оно было направлено на обучение и воспитание ребенка, эти же основные цели у него будут и завтра. Это главное, что остается неизменным на протяжении веков. Но его содержание, способы достижения, цели, возможности и многие его составляющие, конечно же, не могут не меняться под действием различных факторов.

Можно ли так сказать, что система образования совершенствуется? Наверное, можно, но, все же, оглядываясь назад, мы можем увидеть, что многое из наработанного ценного опыта системы образования, утеряно.

Сегодня система образования нуждается в модернизации. Задачи, системы образования не решены, по-прежнему остаются актуальными и требующими развития отечественной системы образования. В современную эпоху, на первый план вышел фактор приобретения знаний как товара. При этом уже не столь важно, где и каким образом получены эти знания, сколько важна возможность их успешного конкретного применения.

Доступ к современным знаниям открыт, и они представлены в таком виде, что оперативно с большой вероятностью могут быть внедрены и реализованы, если имеют конкурентную рыночную стоимость. Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что образование в России находится в глубоком кризисе. С этим, кажется, соглашается и Министерство образования, поэтому и становится инициатором все новых и новых реформ. Кризис системы образования, замечен в качестве знаний выпускников учебных заведений всех уровней. Переход к новым социальным отношениям в стране сопровождается общим снижением престижности знаний. Этому во многом способствует государственная политика.

В результате, сегодня в России мы видим разрушенную неконкурентоспособную систему образования, которая могла бы взять все лучшее из богатых отечественных традиций, но этого не случилось.
Но что же можно ожидать нам завтра в системе образования? Какие проблемные вопросы есть в современном образовании?

Необходимо ее обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами, способное принести системе образования неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия.

В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Настораживает в нем то, что он видится не направленным на исправление сложившейся ситуации в системе образования, а наоборот, добавляющим негативные новации:

  • ликвидация профильного образования с заменой его специализацией по классам в рамках обычных школ. Но ведь, ясно же, что невозможно в школе дать ученику знания, навыки и умения, которые он получал в профильном образовании, так как будет нарушено и основное образование и это сочетание успешным быть просто не может;
  • ликвидация системы дошкольного образования. Но система дошкольного образования показала достаточно успешные результаты в подготовке дошкольников к школе и развитии детей. Никакие аргументы в пользу отмены системы дошкольного образования не могут это оправдать, так как в результате, явно, пострадает вся система образования.
  • ликвидация системы докторантского образования. Насколько сильно указанная мера способна ударить по мотивации к труду у научно-педагогических работников, остается только догадываться.

Беспокойство за завтрашнее будущее системы образования, несомненно, присутствует у большинства граждан России. Это огорчает и одновременно дает надежду на то, что никому не безразлична ее судьба.

Необходимо возрождение России, в чем основным направлением должно стать формирование качественной системы образования, способной удовлетворить потребности всего общества в образовании.

Полноценное развитие России, ее возрождение в качестве великой державы, имеющей в своей основе крепкое, достойное и производительное образование, необходима грамотная государственная политика с поддержкой всего общества в модернизации системы образования, но не скопированной из западных систем образования, а полноценная система образования, возможно и советского типа, снабженная по последнему слову научно-технического прогресса, с возвращением в высшие страты общества учителей и преподавателей и закладыванием университетской основы во все уровни и ступени отечественной образовательной машины.

Будущее нашей страны видится и в развитой и успешной системе образования, тем более что есть энтузиасты, сильные специалисты и профессионалы в системе образования, способные найти путь и решение выхода современного образования из кризиса.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

Для того, чтобы понять как решаются проблемы современного образования необходимо познакомиться с приоритетным национальным проектом «Образование» и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

В национальном проекте «Образование» отражены не только пути развития образования, но и механизмы решения существующих проблем.

А государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы выведет российское образование на новый уровень, что позволит вновь говорить о нашем образовании, как об одном из самых достойных в мире.

Пнарина Светлана Геннадьевна21.11.2014 29850 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar