РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Единый Государственный Экзамен – новая форма сдачи выпускных экзаменов.

Его отличительная особенность состоит в совмещении выпускного школьного и вступительного экзамена в вуз. Поэтому, не размышляя о достоинствах и недостатках такого подхода, необходимо указать, что для многих школьников этот экзамен может быть и последним. Второго шанса сдать экзамен в данном учебном году уже не будет.

Предмет «Обществознание» призван помочь школьникам научиться разбираться в многообразных общественных отношениях, в себе, в людях, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, самоутвердиться. Его цель состоит в приобщении подростков к современной экономической, политической, правовой, нравственной, экологической культуре. А это – важнейшее условие для жизни свободной и социально ответственной личности, являющейся основой стабильного и процветающего общества. Вот почему каждому современному человеку, стремящемуся к успеху, просто необходимы глубокие и прочные обществоведческие знания.

Цель данной работы:
- обобщить собственный опыт подготовки учащихся к сдаче ГИА по обществознанию,
- выстроить модель системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор¬ме ЕГЭ.
Задачи:
- проанализировать систему работы по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ГИА;
- выстроить эффективные модели подготовки учащихся классов к сдаче ЕГЭ;
- определить точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ и пути их преодоления;
- выработать методические рекомендации по подготовке учащихся старшего звена к сдаче ЕГЭ.
Успешная сдача единого государственного экзамена по обществознанию требует от экзаменуемых не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений ,но и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении.
На сегодняшний день экзамен по обществознанию (и ЕГЭ и ГИА) среди учащихся школ и гимназии самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей. Естественно, что это подвигло к выработке собственной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Несмотря на то, что успешное прохождение учащимися ЕГЭ и ГИА важнейшие составляющие общей цели преподавания курсов обществознания и истории, в своей работе главным считаю формирование интереса к данным предметам. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.

Для себя и для учителей находящихся в подобной ситуации мной составлены следующие рекомендации:
1. подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ. С ребятами, прошедшими ГИА, мы «на одной волне», доверяем друг другу и понимаем, что нас ждет впереди;
2. вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. Старшеклассники понимают, что учитель, как и все, человек, которому присущи черты несовершенства, а значит, не может знать «все и вся». На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей;
3. подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.
В данной статье я представила собственные наработки по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, уделив внимание наиболее часто встречающимся ошибкам.
Часть А включает две группы заданий:
1) выбор одного правильного ответа из четырёх (базовый уровень)
2) соотнесение двух суждений (повышенный уровень)

Хотя 1 группа и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Ученику предстоит не столько воспроизвести задания , сколько преобразовать их, применить к данной ситуации
Во 2 группу входят соотнесение двух суждений (повышенный уровень)
Здесь предстоит сделать сложную аналитическую работу, «взвесить»оба приводимых суждения на логических весах выяснить, какое суждение верно.
При этом, сложность заключается в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания.

Правило успешного выполнения :
-внимательно прочитай
-пойми суть
-детали, уточнения, слова »только», «прежде всего» могут подсказать правильный ответ.
В3 –установи соответствия между позициями, расположенными в двух упорядоченных столбиках.

НЕОЦЕНИМУЮ помощь в подготовке к решению ученику окажут:
-рабочие тетради
-сборники справочных материалов
-таблицы
ПОМОГИ СЕБЕ САМ - составляй подобные таблицы на основании параграфов своего учебника

Тип заданий В4 и В7 совпадают – из перечисленных позиций необходимо отыскать правильные ответы.

Сложность для ребёнка в том, что у него нет подсказки :СКОЛЬКО надо найти правильных позиций. Их может быть 2 ,3,и даже 4
В5 проверяет умение различать в социальной информации факты и оценочные суждения.

К сожалению, на практике встречается немало заданий , не вполне корректных по своему содержанию.
ОЦЕНОЧНЫЕ суждения должны содержать эмоционально окрашенные и личностно привязанные оценки, например, слова «думается», «очевидно», «было бы правильным» и т.д.
В демоверсии 2013 г. предусматривается определить в социальной информации и теоретические суждения. Это дополнение является новым для выпускников и учителей и требует выработки методических рекомендаций

Часть С

Для успешного решения заданий третьей части экзаменационной работы, части С, прежде всего, нужно преодолеть неуверенность учащихся, так как многие бояться даже приступать к ней. Достичь этого помогает многократный разбор подобного типа заданий.
Так в задании С1-С4 по тексту необходимо составить план на черновике для успешного выполнения этого типа задания. Соответственно учащиеся должны знать и понимать теоретическое определение понятия «план», уметь внимательно прочесть текст, уяснить его содержание. Объясняю, что важно понять смысл темы, выявить основные идеи текста. Внимательное прочтение текста помогает выполнить другие задания части С на извлечение и интерпретацию информации.
Задание С1-С2 ориентированы ,главным образом, на понимание содержания текста, умения находить в нём необходимую информацию
Задания С3-С4 –высокий уровень сложности ,нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнения знаниями обществоведческой теории и социальной практики. Для решения заданий С4, которое выходит за рамки содержания текста . учащиеся привлекают факты общественной жизни прошлого и современности, используют личный социальный опыт, моделируют различные ситуации. В задании С5 необходимо сформулировать определение обществоведческого понятия и составить с его применением два предложения. Детей нужно нацеливать на то, что дополнительные два предложения должны дополнять определение, ещё более точнее раскрыть поставленный вопрос
Задание С6 состоит в приведении примеров или раскрытии на примерах определённых обществоведческих явлений или процессов. В случае ,когда требуется раскрытия на примерах определённых теоретических положений, необходимо вначале кратко определить эту теоретическую позицию, а уже затем подбирать раскрывающие её примеры из социальной практики.
Задание С7 заключает в себе задачу с обществоведческим содержанием. В задаче обязательно есть условие, содержащее значимую социальную проблематику, а в ответе предполагается её решение, аргументация выводов. В некоторых из них необходимо комментировать приведённое суждение ,выражать отношение к точке зрения автора, выдвигать аргументацию и пояснения. Ряд задач предполагает анализ приведённой ситуации.

С8 План

Предлагаемое задание предполагает проверку умения выпускников структуировать материал курса обществознания ,выделять ключевые позиции из каждой темы, при необходимости конкретизировать их подпунктами.
Представляется, алгоритм составления плана может быть следующим:
1 Понятие об объекте (само определение писать не надо).
2 Характерные черты (признаки)объекта.
А)_______________
Б)_______________
В_________________
3 Функции объекта
А)_______________
Б)_______________
В_________________
4 Формы (виды, типы) объекта
А)_______________
Б)_______________
В_________________
5 Особенности объекта в современную эпоху.
6 Проблемы становления объекта в современной России
Для успешного выполнения задания С9 можно рекомендовать ученикам воспользоваться пособием П.А.Баранова, издательства АСТ Астрель, последних лет выпуска, где даны рекомендации при выполнения этого типа задания.
В заключении хочется сказать что, для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе, где курс обществознания углубленно не изучается. Учащимся 10А класса, помимо учебных занятий, предложено посещать консультационные часы (1 раз в неделю), факультатив «Надежды российской экономики», индивидуальные консультации. Факультатив «Надежды российской экономики» наряду с углубленным изучением экономики, направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Мое глубокое убеждение, что подготовить хорошего специалиста в области экономики можно, только если у человека есть хорошая математическая база. Это подтверждается тем, что призерами областных и муниципальных олимпиад по экономике, студентами лучших экономических вузов страны (НИУ ВШЭ, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) становились ученики из классов физико-математического профиля. В ходе консультационных часов углубляются знания основных восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. Причем, изучению права отводится особое значение, так как анализ результатов ЕГЭ предыдущих годов показывает, что при выполнении заданий этой линии чаще всего бывают затруднения. В классе физико-математического профиля в течение 10 класса стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора. Данное опережение осознано. Это позволит в 11-м классе пройти их еще раз, но на уровне повышенной трудности и больше заниматься практическим выполнением заданий. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию осуществляется на практических занятиях, на которые отводится по 1 часу в неделю. Темы практических занятий дублируют темы уроков, но проводятся занятия через некоторое время (1-2 недели) после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в форме работы с раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ, направленные, в том числе, и на формирование определённых навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. После того как учащиеся в отведенное время выполняют письменное задание (чаще это задания части С), один или два учащихся (для взаимопроверки) выходят к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающим. В заключительной части урока - решение тестов по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена. В результате - каждый учащийся получает оценку, а работающие у доски – две. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут самостоятельную работу на основе ЕГЭ состоящую из заданий частей А, В, и С, но включающую только материал по пройденному разделу. Анализ её выполнения позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа.
Конечно, в такой небольшой работе невозможно рассмотреть все аспекты данного вопроса, но буду очень рада ,если мой опыт работы окажет кому-нибудь небольшую помощь.
Узе Инесса Васильевна04.10.2012 109671 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Очень помогла статья! Я готовлю 5 учеников к ГИА по обществознанию,пользуясь данной статьёй. Они писали "пробный экзамен" и результат-4 и 5!(5 больше). Статья очень полезная!
avatar