РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Алгоритм решения обществоведческой задачи сходство-различие

Вопрос №21 экзамена по обществознанию проверяет умение ученика сравнивать различные общественные явления и находить в них черты сходства и черты различия. Ответ должен содержать две черты сходства и две черты различия. Вопрос относится к заданиям повышенной сложности, корректное сравнение оценивается в 1 балл.

Пример:

Задача 21.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. пресечение нарушений общественного порядка
  2. наличие органов исполнительной власти
  3. свободные выборы на альтернативной основе
  4. вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходства

Черты различия

 

 

 

 

Попробуем представить этот вопрос как обществоведческую задачу, алгоритм её решения будет выглядеть следующим образом. Дано: явление 1, явление 2 и признаки 1, 2, 3, 4. Для решения используем следующую блок-схему:

Таким образом, задача из примера, приведённого нами выше, решается так.

Дано:

  • явление 1 — демократический политический режим
  • явление 2 — тоталитарный политический режим

Решение:

  • признак №1 — пресечение нарушений общественного порядка. В государствах с демократическими режимами пресекают нарушения общественного порядка? Да, потому что демократический режим не означает правовой хаос и общественный беспорядок. В тоталитарных? Да, без сомнений. Значит записываем номер признака в первую колонку.
  • признак №2 — наличие органов исполнительной власти. В демократических государствах есть органы исполнительной власти? Да. В тоталитарных? Тоже. Значит это тоже черта сходства.

Остаётся 2 признака, которые автоматически должны пойти во вторую колонку как признаки различия, но на всякий случай проверяем себя.

  • признак №3 — свободные выборы на альтернативной основе. В демократических государствах? Есть. В тоталитарных? Свободных и на альтернативной нет. Различие.
  • признак №4 — вынесение приговоров внесудебными органами. В демократических государствах? Нет. Это признак тоталитарного режима. Различие.

Ответ:

черты сходства 1, 2
черты различия 3, 4

Эта методика решения обществоведческих задач на выявление признаков сходства и различий в общественных явлениях апробирована на учениках 9 класса. Блок-схема хорошо знакома девятиклассникам по школьной программе информатики. Возможно, использовать блок-схему на обществознании не совсем обычная практика, но она позволяет структурировать мышление в случае, если ученик понимает суть явлений, но затрудняется с анализом. Ознакомившись с этой методикой, ученики практически полностью перестали делать ошибки в ответах на вопросы этого типа как по обществознанию, так и по истории.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.