РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок окружающего мира в 1 классе "Природа и ее сезонные изменения"

МКОУ «СОШ №14» 
ст. Новотроицкая 
Изобильненский район 
Ставропольский край 
Учитель высшей категории:
 Сазонова Любовь Николаевна 
Урок окружающего мира в 1 классе 
УМК «Перспективная начальная школа» 
Тема: Природа и ее сезонные изменения. 

Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях природы; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.
 
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
 
Ход урока 
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь.)
– В какое время года бывает дождь?
– Чем отличаются осенний и летний дожди?
– Сегодня мы продолжим знакомство с сезонными изменениями в природе.
 
II. Работа по теме урока.
1. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы».
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.
Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, зима, осень.)
Учитель показывает на интерактивной доске презентацию «Времена года»
– Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед; 3) листва на деревьях опала; 4) птицы улетели; 5) день короткий, ночь длинная.
Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.
В конце этой части урока учитель задаёт вопрос:
– А человека куда мы должны отнести, к живой или к неживой природе? (Человек – часть живой природы.)
2. К о н к у р с ч т е ц о в.
Учащиеся читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.
Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской башни
Свой салют двенадцать раз.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Шла кукушка через сад –
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка –
Наступила на корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух!
3. Б е с е д а «Кто подсказывает погоду?».
Учитель знакомит учащихся с п р и м е т а м и.
К хорошей погоде:
– Комары летают роем.
– Жуки проносятся с громким жужжанием.
– В реке играет рыба.
К ненастью:
– Муравьи не спешат на свои работы.
– Рыба не клюет.
Животные-«синоптики»
Птицы и млекопитающие очень чувствительны к перемене погоды. Перед ненастьем слышится протяжное «пи-и-и-ить» коршунов. Предчувствуя резкую смену хорошей погоды на дождливую, бурундуки издают булькающие звуки.
Опытным морякам и рыбакам издавна известно: неспокойный крик чаек-поморников предвещает штормовую погоду. Чувствительны к перемене погоды и ласточки. Если они дальше обычного улетают от гнезда и носятся над самой землей, можно ожидать грозового дождя. Объясняется это тем, что насекомые, за которыми они охотятся, страдая от увлажненного воздуха высоко над землей, спускаются вниз. У рыб же перед дождливой погодой происходят даже физиологические изменения: больше обычного надувается плавательный пузырь.
В зимнее время, даже в морозы, за сутки до наступления оттепели мыши и некоторые жучки выходят из-под лесной подстилки на поверхность снега.
Лесные полевки, предчувствуя осенью глубокоснежную зиму, роют свои норы недалеко от поверхности земли, а перед малоснежной зимой, когда снеговая «шуба» тонка, устраивают норы гораздо глубже. К морозной зиме белка строит гнездо низко на дереве, а к теплой – высоко.
Странно ведут себя перед пургой лоси и дикие олени. Еще за сутки до ненастья они без видимых причин совершают небольшие кочевки.
За несколько часов до бурана тетерева и куропатки с открытых мест начинают перелетать в глухие места тайги.
Так животные-«синоптики» довольно точно предсказывают перемены погоды.

III. Закрепление изученного материала.
В и к т о р и н а «Явления природы (сезонные явления)».
1) Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)
2) Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года – осень.)
3) Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)
4) Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
5) Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)
 

IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие приметы хорошей погоды вы знаете?
– Назовите признаки ненастной погоды.
– Какое время года вы любите?
– Назовите признаки лета, осени, зимы, весны.
Сазонова Любовь Николаевна20.03.2012 149550 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar