РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Можно ли обучить творческой работе?

Алгина Лидия Радомировна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 25 города Томска


Можно ли обучить творческой работе?


На всех этапах становления школы ее основная задача осознавалась педагогами как подготовка школьников к самостоятельной жизни. Сегодня стало очевидным, что вхождение учащихся в социум затруднено вследствие недоразвития речевой деятельности, от которой зависит общая и специальная культура человека. По сути, речевая деятельность — акт творчества. В формате государственной аттестации школьников уровень сформированности коммуникативных навыков оценивается только как результат обученности русскому языку. Однако в части С в любой образовательной области требуется дать развернутый ответ в письменной форме, другими словами, создать текст на определенную тему. Таким образом, возникает необходимость разработки педагогической системы, направленной на речевое развитие учеников, которое должно осуществляться не только на уроках русского языка и литературы. Методы формирования речевой (текстовой) деятельности должны применяться в практике учебной деятельности и на других предметах, так как все типы речи востребованы на уроках в форме устных ответов: и описание (например, физического или химического явления), и повествование (рассказ об историческом событии), и рассуждение (любое исследование в рамках предмета). Все предметники должны оценивать и комментировать устный ответ с точки зрения полноты, логичности, последовательности, целостности высказывания. В данном случае речь идет не перераспределении функций обучения (кто кого и чему должен учить), а о метапредметных связях, о необходимом минимуме знаний для педагогов всех специальностей о способах формирования коммуникативных навыков обучающегося. Особый интерес сегодня у педагогов всех специализаций должен проявляться к сочинению-рассуждению. Именно в этой форме рекомендуется школьнику представлять собственные размышления об анализируемом тексте. Текст выступает как некий объем информации, а школьник – либо исследователь, либо интерпретатор.
Обозначим свой интерес к сочинению-рассуждению в двух аспектах: первый – трудности в обучении данному функционально-смысловому типу высказывания, второй – способы преодоления трудностей.
Трудности
Способы преодоления трудностей
1. Представляемые для анализа тексты трудны для понимания школьника в силу его интеллектуальной неразвитости
1.Начиная с 5 класса, вычленить тематические блоки (театр, спорт, живопись, наука, нравственные категории) и давать материал порционно через различные виды деятельности:
- словарная работа (записать, объяснить значение, включить в словосочетание или предложение, найти в словаре, показать функционирование в пословицах или фразеологизмах и др.)
- чтение образцовых текстов, которые должны быть информационно-содержательными, призванными расширять и углублять знания учеников об окружающем мире с учетом специфики их познавательной деятельности и возрастных особенностей.
- пересказ, беседа, составление вопросов к тексту, запись ответа на вопрос по тексту
- изложения разных видов
- другое
2.Школьник не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности – рассуждение. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждения.
2. Необходимо активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.). В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.
3. Школьник не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов
3. Особое внимание следует уделять моделированию речевых ситуаций трех видов: «регламентирующих», «личностных», «обучающих»; а также представить образцы.
4.Школьник с трудом передает содержание текста, с трудом определяет, что он хочет сказать.
4. Содержательный анализ направлен на выявление в тексте темы и основной мысли. Следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана
5.Школьник с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст.
Анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы
6.Школьник затрудняется сделать выводы
6.Проводить систематическую работу по «расшифровке» пословиц и поговорок

В целом, система методов по формированию текстовой деятельности должна соответствовать возрастным и типологическим особенностям учащихся, учитывать принцип ранжирования трудностей и отражать этапность в формировании навыка написания сочинения-рассуждения.
Возможные комбинации использования методов и приемов по формированию текстовой деятельности можно представить в таблице.

Методы организации коммуникативной деятельности
Приемы организации коммуникативной деятельности
прием моделирования
прием составления «тематичес
кого» словаря
Лингвистический эксперимент
1.метод речевых ситуаций
прием моделирования

2.метод анализа готового текста
содержательный
композиционный
языковой
«смешан
ные» виды
3.конструктивные методы.
выполнение грамматических заданий в готовом тексте
конструирование текста –переработка готового текста (изложение)
конструирование собственного текста (сочинение)
Диалог с текстом – (сочинение) интерпретация, эссе, отклик
4. метод совершенствования текста
прием редактирования
коллективное редактирование и взаиморедактирование
саморедакти
рование
коллективное редактирование

Также необходимо помнить, что метод анализа текста основан на рецептивной деятельности учеников. По источнику информации и характеру чувственного восприятия он относится к группе наглядных методов, поскольку одним из средств наглядности является текст – живая речь, звучащая и написанная. Для диалога с текстом, как правило, представлены художественные произведения, служащие материалом для наблюдения над языком, для анализа, упражнений. Такой подход позволяет рассматривать анализ текста как метод «слуховой наглядности». По способу организации и осуществлению речемыслительной деятельности этот метод является индуктивным и аналитическим; по степени самостоятельности школьников в процессе овладения знаниями о тексте и формирования коммуникативно-речевых умений он может квалифицироваться как частично-поисковый; по степени управления текстовой деятельностью учащихся метод анализа текста относится к методам учебной работы, осуществляемой под руководством учителя. Теория рассуждения подробно разработана в риторике. Сущность рассуждения состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении обычно выделяют следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство (или опровержение), аргументы; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса (или его неправильности). Такое рассуждение называется дедуктивным. Индуктивное рассуждение тезиса не содержит; его схема: факты, их анализ и синтез; вывод. Примеры тем сочинений-рассуждений: «Мой любимый предмет – русский язык», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд». Рассуждение наиболее строгий тип текста, развивает логичность, доказательность речи. Сочинения-рассуждения обычно имеют научный или публицистический характер. В школе сочинение как вид творческой деятельности вводится еще в начальных классах. Сочинения в старших классах пишутся преимущественно как рассуждения, в ЕГЭ по всем гуманитарным предметам задание части С сориентировано на этот тип речи. Учитель заинтересован, чтобы его ученик был успешным на итоговой аттестации, значит, он заинтересован и в поиске методов и приемов, позволяющих обучить школьника этому виду творческой работы.
Во фразе обучить творческой работе есть противоречие. Творчеству как таковому обучить нельзя. Можно только попытаться сформировать у школьника стремление к самообразованию и самосовершенствованию, необходимо также стремиться к интеллектуальному развитию школьника, что, в конечном счете, должно помочь сформировать такое качество хорошей речи как информативность. Малая информативность, т.е. бедность содержания, рассматривается как недочет речи. Бедное содержанием сочинение оценивается отрицательной отметкой. Высокая информативность речи обеспечивается основательной подготовительной работой к сочинению, значимостью выбранной темы, серьезностью разрабатываемой проблемы.

Собственно суждение по выбранной теме или способ разрешения проблемы и станут тезисом в сочинении-рассуждении. Тезис – это структурный элемент данного типа речи. тезис содержит мысль, которая будет доказываться. С тезиса обычно начинается сочинение, но не всегда. Не всегда тезис стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно, но всегда он определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и выводами.

Аргументы могут быть самыми разнообразными: приведение примеров из современной жизни или из истории, из художественной литературы и других искусств, ссылки на мнения авторитетных людей, логические доказательства, изложение собственных целей, задач, собственных путей решения поставленных целей и задач, опровержение чужих мнений, с которыми автор не согласен, и т.п. От качества аргументов, приведенных автором сочинения-рассуждения, зависит убедительность, стройность сочинения, реализация его замысла. Хорошая аргументация – одно из основных качеств связной речи, главным образом научной, «деловой» речи. отсутствие аргументации может расцениваться как логический недочет сочинения, устного сообщения, доклада. Аргументы обобщаются в выводах.

Приведем пример сочинения в 5 классе. Тема: «Кем я буду».

Тезис: Нет лучше профессии моряка

Аргументы:
- описание красот моря,
- примеры отваги, героизма моряков.
Вывод: Когда вырасту, обязательно стану моряком.
Вывод композиционно замыкает структуру сочинения-рассуждения. Однако вполне допустимо сочинение-рассуждение, в котором выводы не сформулированы, если они ясно подразумеваются и не вызывают сомнений.
При разработке методов, обеспечивающих речевое развитие, необходимо учитывать, что выбор того или иного конкретного метода зависит от ряда условий: характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, уровня подготовленности учеников и состава класса.

Список литературы.
1.Львова С. И. ЕГЭ 2006: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006
2.Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. Ярцева В.Н. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
3.Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
4.Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. Книга для внеклассного чтения учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
5.Свидинская Н. Т., Бугрий Е. П. ЕГЭ сдаем без проблем. – М: ЭКСМО, 2006
Алгина Лидия Радомировна06.04.2012 17441 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Сочинению обучить можно, но это очень кропотливый труд.
avatar
Презентации на 23 февраля