РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
 
Ход урока


1. Организационный момент.

2. Сегодня мы опять поговорим о любви и обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Запишите тему урока и эпиграф:

Мы легко можем забыть тех, с кем мы смеялись, но мы никогда не забудем тех, с кем мы плакали.

Калил Гибран, ливанский поэт

Напоминаю, что эпиграф не заключается в кавычки, после фамилии автора точка не ставится. (Ученики записывют тему и эпиграф в тетрадь.)

Постановка проблемных вопросов: 1. В чём величие Г. Желткова по сравнению с другими героями рассказа? 2. Почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку?

Сначала проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

А) Вспомните, где и когда происходит действие рассказа?( Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
Б) Назовите День именин Веры Николаевны Шеиной?(17 сентября.)
В) Что подарил Вере муж? Сестра? ( серьги из грушевидных жемчужин; записную книжку, сделанную из молитвенника).
Г) Вспомните имя Желткова. (Георгий.)
Д) Что является эпиграфом к рассказу? ( Соната№-2 , op.2 Largo appassionato Бетховена)

Послушаем и мы отрывок из Largo appassionato. Слушая, запишите одним словом ваши ощущения, чувства.

Почему Куприн «заставляет» читателей слушать эту музыку перед чтением рассказа?( Создаёт грустное, трагическое настроение.)

3. Обратимся к тексту рассказа.

Черноморский курорт. Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с описания природы. Как в литературоведении называется описание природы? ( Пейзаж) Что такое психологический пейзаж?(Пейзаж, отражающий душевное настроение героев.)

Прочитаем пейзаж в 1 главе. Пока читаем, выделите слова, средства художественный выразительности, которые помогают автору создать настроение. ( Чтение вслух указанных эпизодов из 1 главы.) Какое настроение создаёт Куприн? Какие метафоры, эпитеты, сравнения помогли вам это почувствовать? ( Тревожная атмосфера, ужас, что-то гибельное и страшное несёт пейзаж в начале рассказа.) Как называется противопоставление в литературе? (Антитеза) Найдите её в 1 главе. В чём её смысл? ( Противопоставлены 2 чувства: тревога и спокойствие). На антитезе построен весь рассказ Куприна.

А теперь найдите описание сада во 2 главе. Прочитайте его и сравните с описаниями чувств Веры Николаевны Шеиной, которые она испытывает к мужу, с её характером. ( Состояние природы - увядание, характер Веры спокойный, холодный, да и прежняя страстная любовь к мужу превратилась в спокойное чувство дружбы.) С точки зрения композиции, какое место занимают эти эпизоды в рассказе?

В какой день начинается завязка действия? ( В день именин Веры Николаевны.) 5 глава.
«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что «счастливо-чудесное» произошло в этот день? ( Вера получила подарки от мужа, от сестры; приехал генерал Аносов, друг семьи, которого Вера и её сестра Анна очень любили и ласково называли «дедушкой»). Но завязка начинается не с этого. С какого момента? ( Вера Николаевна получает письмо от Георгия Желткова и браслет.) Прочтите описание браслета. Когда опять в рассказе появляется трагическая нота? ( «Как кровь») Какое чувство испытывает Вера Шеина, читая письмо Желткова? (Недовольство) Прочитайте письмо Желткова. К какому типу героев в русской литературе вы можете его отнести? Почему? ( Тип «маленького человека»).

3. А теперь мы обратимся с вами к системе образов в рассказе.

ВЕРА ШЕИНА
ВАСИЛИЙ ШЕИН Генерал АНОСОВ
ГЕОРГИЙЖЕЛТКОВ НИКОЛАЙ БУЛАТ-ТУГАНОВСКИЙ


Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Как называются такие герои? (Он передаёт взгляды автора на любовь. Это резонёр ).

Найдите в тексте (глава 8) Высказывания Аносова о любви ? Когда он их произносит? Кому?

Как он отзывается о Желткове?

Что вы можете сказать о брате Веры Николае Булат-Тугановском? Почему Куприн даёт такую фамилию этому герою? ( Олицетворяет дворянство с его взглядами на любовь: моё принадлежит только мне, и чувства здесь неуместны).

Прочитаем сцену визита Николая Николаевича и мужа Веры к Желткову. Подчеркните слова, помогающие увидеть величие «маленького человека» Желткова перед князьями Николаем и Василием. В чём величие Желткова? ( В его любви к Вере)

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? (Кульминация)

« Вера Николаевна никогда не читала газет. Но судьба заставила её натолкнуться на тот лист, где было напечатано сообщение о смерти Желткова». А вечером пришёл почтальон и принёс письмо. Вера николаевна прочитала его и не смогла не поехать, чтобы не проститься с Желтковым.

12 глава сцена прощания. Прочитайте. Почему Вера заплакала? Только ли «впечатление смерти» повлияло на неё? Какие слова генерала Аносова она вспоминает?

13 глава, Читаем финал со слов Она узнала с первых же аккордов…» и до конца.

Что значат эти слёзы для Веры? ( Катарсис – очищение через страдание). Что заставило Веру сказать: «Нет, нет, теперь он простил меня. Всё хорошо»? ( Музыка и мгновенное ощущение настоящей высокой любви).

Домашнее задание: 1. Напишите ответ на один из вопросов к уроку в виде сочинения в объёме не менее 200 слов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены