РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конспект занятия "Введение в образовательную программу. Изготовление панно "Цветы""

Конспект занятия "Введение в образовательную программу. Изготовление панно "Цветы"" Управление образования администрации городского округа г. Выкса МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

Конспект занятия на тему «Введение в образовательную программу»


Составил:
педагог дополнительного образования
Сапегина Елена Васильевна
I квалификационная категория
г.Выкса

 
Тема: «Введение в образовательную программу»
«Изготовление мини-панно «Цветы»

Цель: Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Форма организации занятия: посиделки
Возраст: 8 - 10 лет
Задачи:
  • Познакомить с работой творческого объединения «Лоскутная фантазия»
  • Познакомить с техникой лоскутного шитья;
  • Обучить приёмам изготовления мини-панно;
  • Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, художественный вкус;
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
План занятия.
1. Вводная часть.
1. Знакомство педагога с детьми.
2. Краткое ознакомление с историей лоскутного шитья, с изделиями мастериц и детскими работами.
2 Основная часть.
1. Объяснение выполнения работы.
2. Т.Б., инструменты.
3. Самостоятельное выполнение работы.
4. Индивидуальная помощь.
5. Физкультпауза.
3. Заключительная часть.
1. Выставка работ, подведение итога
2. Приглашение в объединение.

Оборудование и инструменты:
лавка, рисунок печки, старинные иглы, утюг, швейная машинка, половик, коврик, выставочные работы мастериц из лоскутков, детские работы, ножницы, нитки, иглы, игольницы, заготовки из ткани: круг 15*15см, 5 кругов диаметром 5см.
Дидактичечкий материал: музыка, таблицы по технике безопасности, образцы работ.

Методы обучения:
Экскурсия, рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приемов, самостоятельная работа.

Сценарий занятия

1.Вводная часть.


Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут – Елена Васильевна. У меня медальон с моим именем, вас тоже попрошу написать свои имена на заготовленные для вас медальоны и назвать их.

Дети: выполняют и называют имена

Спасибо. Теперь мы знакомы.

Педагог: Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в историю России. Чтобы отправиться в такое путешествие, надо немного преобразиться: накинуть на плечи платки или повязать ленты на голову, как это делали мастеровые люди на Руси.

Вот мы и преобразились. И попали в крестьянскую избу. Обратите внимание на убранство избы и посмотрите на предметы обихода. Печь, лавка, покрытая изделием, выполненным из лоскутков, на полу самотканые половики, коврик. На окне подшторка, на столе самовар, туесок, с которым ходили по ягоды, крынка для молока, глиняный чугунок, в котором варили кашу.

А здесь рубель или валёк, которым гладили бельё, утюг, который появился позже рубеля, в него клали горячие угли, разогревали и гладили.

(педагог показывает предметы детям)

А вот шерстяные нитки. Из чего их пряли?

Дети: Ответы детей

Педагог: правильно, их пряли из шерсти. На такой вот прялке. Накручивали на веретено, а затем сматывали в клубки. Позже появились на Руси хлопчатобумажные нитки. Вот они. Интересно то, что одни и те же нитки в разных губерниях называли по-разному. Например, красные нитки в Москве называли крымскими, потому, что их везли из Турции и Крыма. В Вятке их называли «досталь», потому, что их трудно было достать, а у народов Мордвы эта нитка носила название «маслянка» от способа её обработки – для придания блеска её проваривали в конопляном или льняном масле, коробейники называли её «кумак». Вот сколько названий было у одной и той же красной хлопчатобумажной нитки.

Есть такая пословица: «Где нитка, там и иголка». Они не могут существовать друг без друга – если потеряется иголка, нитка не всегда найдет себе применение. Пришло время узнать новое и об иголке. Первые иглы появились в незапамятные времена. Они были, конечно, не стальные и изготавливались из рыбьих костей. Наш далёкий предок проделывал в игле небольшое отверстие – ушко - и шил нитками из жил. Стальные иголки появились в России при Петре 1, по его указу были построены две игольные фабрики. И простой этот предмет прочно вошел в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. «Иглой да бороной деревня стоит», - говорили в старину.

Стали применять эти предметы в рукоделии: заплатку поставить из лоскутка, рубаху сшить, полотенце вышить. Потом уже появились швейные машинки. Посмотрите, вот старинная швейная машинка. Но, рукодельницы говорят: «Швейные машинки для скорости, а для души – иголка да нитка». И правильно, пока шьешь в ручную, сколько дум передумаешь, сколько песен споешь да сказок прослушаешь.

Мы с вами посмотрели старинные вещи, инструменты для шитья. А здесь современные инструменты: утюг, гладильная доска, швейная машинка. Видите, как они отличаются от старинных. Каким утюгом удобнее гладить, как вы думаете? Почему?

Дети: Ответы детей

Все эти инструменты необходимы для рукоделия.

А здесь, посмотрите, изделия из лоскутов. Раньше, в основном, что делали из лоскутов?

Дети: Ответы детей.

Правильно, одеяла да половики. Наверное, ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и подушки в технике лоскутной мозаики, глиняные игрушки и посуду, вязаные кружева и другие изделия народного творчества. На какое-то время этот вид творчества был забыт. В России это считалось символом бедности. Но все-таки то, чем занимались наши предки, дошло до наших дней.

И сейчас уже многим изделиям придали современный вид, но это не так уж и плохо. Главное – сохранить и донести до будущих поколений накопленный опыт мастеров.

Лоскутная техника – это традиционный вид декоративно-прикладного творчества, в последние годы стал модным и актуальным. Если раньше в этой технике изготавливали в основном одеяла, то сейчас изделия из лоскутков находят применение в сувенирах, игрушках, одежде и других изделиях. Всему этому можно научиться в объединении «Лоскутная фантазия». Сейчас хотите выполнить что-то из лоскутов?

(Ответы детей)


2. Основная часть.

В старину, в деревне, не было клубов, домов культуры. Молодежь собиралась в избе у одиноких стариков, где пели песни, слушали бабушкины сказки да занимались рукоделием: шили, вязали, вышивали. Рукодельницы, которые уже освоили какой-то вид рукоделия, передавали свои умения другим.

Вот и мы попали на такие посиделки. Проходите, занимайте места.

Предлагаю вам изготовить украшение для дома.

Посмотрите на доску. Здесь образцы изделий. Посмотрите: изготовлено из того же материала, а панно получились все разные. Почему?

(Ответы детей)

Сейчас и вы попробуете выполнить такое украшение.

Перед вами на столе заготовки: круги и овалы разного цвета, игольницы с иглами и нитками разного цвета, ножницы. Иголки с нужным цветом ниток пусть пока остаются в игольницах. Предлагаю выбрать круги того цвета, который вам необходим. Располагайте инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы вам было удобно и безопасно их брать. Не забывайте о технике безопасности. Послушайте меня.

В любом месте, где бы вы не находились: на улице, дома, в школе – необходимо быть очень осторожными. На посиделках мы будем пользоваться различными предметами, инструментами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным.

Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

  • ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;
  • храните иголки, булавки, в игольнице, не оставляйте их на рабочем месте;
  • будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
  • не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
  • положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30см;

По окончанию работы приведите в порядок рабочее место;

  • инструменты и материалы соберите и сложите в определенное место;
  • мусор и отходы соберите и сложите в специальный ящик.

Инструменты приготовили? Заготовки выбрали? Приступаем к работе.

Сегодня познакомлю вас с техникой лоскутного шитья, которая называется «Йо-Йо». Мы её называем проще - «йошки». Выполняется она из кругов, овалов или треугольников. Посмотрите, как я выполню «йошку». Отступаю немного от края и швом вперед иголку прошиваю по кругу. Теперь стягиваю, прикладываю на основу и закрепляю двумя стежками: прокалываю основу на обратную сторону, с обратной стороны опять в середину и повторяю этот прием еще раз. Завязываю узелок. (Показ).

Я начала оформлять изделие с середины. Вы выполняете так, как вам больше нравится. Приступайте к работе. Кому нужна помощь - я помогу.

(Во время самостоятельной работы детей оказывается индивидуальная помощь, напоминаются правила техники безопасности.)

На посиделках девушки шили, вязали, а когда уставали, то вставали в круг и танцевали. Давайте и мы, вспомним русский народный танец «Во поле береза стояла». Вставайте в круг.

(Звучит музыка. Дети танцуют)

Вы обратили внимание, что зеленые заготовки овальной формы. Что из них получится?

Правильно, листочки. Располагайте их рядом с цветами, композиция будет завершена.

3. Заключительная часть.

Давайте поместим ваши изделия на выставку.

(Дети вывешивают изделия на стенд)

Какая яркая поляна из цветов получилась!

(Дети рассматривают работы.)

Как называется данная техника выполнения? (Ответ)

Понравилась вам работа с лоскутами? Чем?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Смотрите, выполняли одной техникой, использовали тот же материал, а работы получились разные. Почему?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Правильно. Все старались, у каждого был свой творческий замысел. Молодцы! У вас появилась первая вещь из лоскутков. Берите на память, украшайте свои комнаты или дарите близким.

У нас есть ещё готовые «йошки». Я попрошу вас расположить их на основе.

Кому понравилось на наших посиделках? (красная «йошка»)

Кто сможет научить выполнять такую работу других? (зелёная «йошка»)

Кто хочет прийти на наши посиделки ещё? (жёлтая «йошка»)

Спасибо.

В старину, когда девушки уходили с посиделок, они благодарили хозяев, хозяева благодарили их. Вот и мы сейчас сделаем это. Спасибо вам, добрые люди, здоровья вам и счастья! Приходите к нам ещё! (Поклон) И вы тоже поблагодарите нас!

Сапегина Елена Васильевна16.07.2012 50091 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Очень интересное занятие.
avatar