РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование интереса к чтению у обучающихся начальной школы.

Формирование интереса к чтению у обучающихся начальной школы.
Формирование интереса к чтению у обучающихся начальной школы. 

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – для понимания изучаемого материала.
Социальный запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте, диктует необходимость именно на начальном этапе обучения научить ребенка полноценно общаться, не бояться проблемных ситуаций, связанных с незнанием лексического значения слов и их правильного употребления в речи. Учителя начальных классов, как никто другой, сталкиваются с насущной проблемой детского чтения. Хотелось бы поделиться наблюдениями и выводами по этому вопросу.
В современных условиях чтение является одной из важнейших потребностей общества.

Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает все большее общественное значение, и поэтому решать ее следует с первых шагов ребенка в школе. В самом деле, читающий быстро прочитает больше книг и узнает больше информации. Но, как показали исследования, читающий быстро может не только больше прочитать, но и лучше усвоить и запомнить прочитанное, глубже вникнуть в его смысл.

Формирование навыка чтения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного внимания и интереса к занятиям, что достигается, прежде всего, за счет подбора учебного материала к урокам и приемов работы с ними.
Однако возможности обучающихся, начинающих учиться читать, еще довольно ограничены, и, кроме того, нельзя забывать и о тех, кто приходит в школу уже читающим. Вот здесь необходимо учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.
Возможно ли это? Теперь можно смело сказать, что возможно!

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты умный, сообразительный,- вот что хотелось увидеть на уроках.
Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно пора уже сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж, во всяком случае, на интересные уроки.

На помощь пришли игры. «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала. Есть самое здоровое ядро разумной школы детства »,- писал С.Т. Шацкий

Игра – это « дитя труда». А трудиться без интереса, согласитесь и нам, взрослым, очень трудно. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо. Так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для обучающихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (интервью, путешествие в сказку и т. д.). Всегда можно отыскать что–то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти и подать детям то, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. Вот здесь–то и приходят нам на помощь загадки, пословицы, поговорки, различные ролевые фрагменты. Загадка-это секрет, это удивительная игра, соревнование на смекалку. А пословицы и поговорки? Сколько мудрости, глубокого жизненного смысла содержится в этих коротких строках!

Возможности использования такого материала в ходе урока чтения достаточно широки: и при знакомстве с новым звуком, и в звуковых упражнениях, и в работе с разрезной азбукой, и в словарной работе, и для дополнительного чтения по теме урока, и т. д.
Рассмотрим на конкретных примерах, как загадки и пословицы можно использовать в системе заданий по обучению детей чтению на уроке.

При знакомстве с новым звуком текст пословицы, загадки или слово – отгадка служат исходным материалом для выделения изучаемого звука. Например, после небольшой беседы о временах года детям предлагается отгадать загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (осень). Обучающиеся отгадывают загадку, анализируют слово «осень». Из которого выделяется звук [о] .

В звуковых упражнениях отгадка, текст самой загадки или пословицы читаются, а дети называют слова, в которых слышат изучаемый звук. Например, назвать слова, в которых есть звук [м]: «Новый дом несу в руке, двери дома на замке». Такую работу можно проводить и в работе с разрезной азбукой, и в работе над значением слова, и т. д.
В работе с разрезной азбукой чаще всего применяются загадки, отгадки которых хорошо известны детям, например, при изучении звука и буквы к «Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук). Обучающиеся не называют слово – отгадку, а печатают его в тетради. Это служит стимулирующим приемом, так как дети обычно с большой охотой, без промедления выполняют задание учителя: «Кто быстро и правильно составит слово - отгадку».

В работе над значением слова загадку можно использовать наряду с уже известными в методике приемами объяснения значения слова. Отгадав, иногда с помощью учителя, загадку, например, про сома: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно», дети узнают, что сом – это рыба с усами и продолговатым туловищем, похожим на бревно, что сом чаще всего на дне реки.
Целесообразно знакомить обучающихся с такими загадками, где используется полисемия. Это приучает детей вглядываться в каждое слово и вдумываться в его смысл. «Они обычно для шитья, и у ежа их видел я; бывают на сосне, на ёлке, а называются …(иголки)», «Стучат, стучат, не велят скучать. Идут, идут, а все тут и тут» (часы). Знакомство с новым значением уже известного слова производит на детей большее впечатление, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах заключена «тайна», которую можно разгадать.

Привлекая к уроку загадки, пословицы и поговорки с указанными учебными задачами, учитель обычно обращает внимание и на познавательную и на воспитательную стороны текстов. Таким образом, мы «приручаем сразу трех зайцев», делая это вместе со своими детьми увлекательно и интересно, становясь все более грамотными и «заядлыми читателями».

Давайте попробуем работать, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ! Только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами.

Будьте счастливы!
Федорова Татьяна Владимировна29.01.2013 14180 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar