РАЗРАБОТКИ
|
Формирование интереса к чтению у обучающихся начальной школы.Формирование интереса к чтению у обучающихся начальной школы.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают явление информационного бума, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Однако часто той лексики, которую ребенок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – для понимания изучаемого материала. Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает все большее общественное значение, и поэтому решать ее следует с первых шагов ребенка в школе. В самом деле, читающий быстро прочитает больше книг и узнает больше информации. Но, как показали исследования, читающий быстро может не только больше прочитать, но и лучше усвоить и запомнить прочитанное, глубже вникнуть в его смысл. Формирование навыка чтения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного внимания и интереса к занятиям, что достигается, прежде всего, за счет подбора учебного материала к урокам и приемов работы с ними. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты умный, сообразительный,- вот что хотелось увидеть на уроках. На помощь пришли игры. «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала. Есть самое здоровое ядро разумной школы детства »,- писал С.Т. Шацкий Игра – это « дитя труда». А трудиться без интереса, согласитесь и нам, взрослым, очень трудно. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо. Так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для обучающихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (интервью, путешествие в сказку и т. д.). Всегда можно отыскать что–то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти и подать детям то, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. Вот здесь–то и приходят нам на помощь загадки, пословицы, поговорки, различные ролевые фрагменты. Загадка-это секрет, это удивительная игра, соревнование на смекалку. А пословицы и поговорки? Сколько мудрости, глубокого жизненного смысла содержится в этих коротких строках! Возможности использования такого материала в ходе урока чтения достаточно широки: и при знакомстве с новым звуком, и в звуковых упражнениях, и в работе с разрезной азбукой, и в словарной работе, и для дополнительного чтения по теме урока, и т. д. При знакомстве с новым звуком текст пословицы, загадки или слово – отгадка служат исходным материалом для выделения изучаемого звука. Например, после небольшой беседы о временах года детям предлагается отгадать загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (осень). Обучающиеся отгадывают загадку, анализируют слово «осень». Из которого выделяется звук [о] . В звуковых упражнениях отгадка, текст самой загадки или пословицы читаются, а дети называют слова, в которых слышат изучаемый звук. Например, назвать слова, в которых есть звук [м]: «Новый дом несу в руке, двери дома на замке». Такую работу можно проводить и в работе с разрезной азбукой, и в работе над значением слова, и т. д. В работе над значением слова загадку можно использовать наряду с уже известными в методике приемами объяснения значения слова. Отгадав, иногда с помощью учителя, загадку, например, про сома: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно», дети узнают, что сом – это рыба с усами и продолговатым туловищем, похожим на бревно, что сом чаще всего на дне реки. Привлекая к уроку загадки, пословицы и поговорки с указанными учебными задачами, учитель обычно обращает внимание и на познавательную и на воспитательную стороны текстов. Таким образом, мы «приручаем сразу трех зайцев», делая это вместе со своими детьми увлекательно и интересно, становясь все более грамотными и «заядлыми читателями». Давайте попробуем работать, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ! Только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами.
Будьте счастливы!
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Владимир Путин встретился с Министром просвещения Сергеем Кравцовым Популярные разработки
Шаблоны для создания презентаций «Тетрадь на спирали». Часть 43 Презентация к уроку алгебры "Линейное уравнение с двумя переменными" 7 класс Презентация к урокам алгебры "Сложение и умножение числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Свойства числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Погрешность и точность приближения" 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Использование активных методов обучения в образовательном процессе Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихся |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены