РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проект ЦОРы

Проект ЦОРы

Проблема: особенности применения ЦОР в начальных классах.

Цель: привести в систему представления об особенностях применения ЦОР на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах.

Задачи:

  1. Изучить современные требования к использованию ЦОР в учебном процессе в начальных классах.
  2. Обобщить данные о влиянии ЦОР на качество учебной деятельности учащихся.
  3. Привести примеры авторских разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ЦОР.

Ожидаемый результат: уточнение представлений о месте применения ЦОР на уроках.

Конечный продукт: набор конспектов и презентаций к урокам по применению ЦОР.

Содержание

1. Введение.
2. Основная часть.
Что такое ЦОР?
Цифровые образовательные ресурсы: требования и возможности.
Обобщение данных о влиянии ЦОР на качество учебной деятельности
учащихся начальной школы.
Использование ЦОР в учебной деятельности.
3. Заключение.
4. Литература.
Приложение

Введение

Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. В связи с этим компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. При этом главной задачей образования является не получение учениками определенной суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения.

Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству, умение работать с информацией. В связи с этим роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной начальной школы. В данное время проводится работа по созданию высококачественных цифровых учебных материалов, которые обеспечивают реальную поддержку образовательного процесса, позволяют с учетом специфики предметной области реализовать развивающую, обучающую и воспитательную функции образования, наполняют содержательную, процессуальную и контрольно-оценочную сторону учебно-воспитательного процесса. Использование ЦОР позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих школьников в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий.

Что такое ЦОР?

ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.

ЦОР - цифровые образовательные ресурсы,
ЭОР - электронные образовательные ресурсы,

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронные учебники на CD дисках
  2. Базы цифровых образовательных ресурсов в с сети Интернет.
  3. Апробированные авторские методики по использованию ЦОРов в образовательной деятельности.
  4. Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто сайты и порталы).

ЦОРы уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация); как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д. За три года работы учителя с ЦОР выявлена следующая закономерность: уменьшается доля индивидуальных (учителя) и выполненных по заданию учителя проектов, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых).

Имеющийся материал можно структурировать по различным принципам.

Типы ЦОР:

  • Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
  • Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)
  • Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
    • фундаментальность общеобразовательной подготовки;
    • способность учиться;
    • коммуникабельность, умение работать в коллективе;
    • способность самостоятельно мыслить и действовать;
    • способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, метапредметные и личностные ууд.

Цифровые образовательные ресурсы: требования и возможности.

Цифровые образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

  • Электронные средства обучения.
  • Инструментальные и прикладные программы.
  • Информационные ресурсы Интернета.

Электронные средства обучения

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности учителя наиболее значимыми являются такие возможности цифровых средств обучения, как:

  • адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
  • тиражирование и размещение материалов в сети.

Инструментальные программы

Инструментальными называются программы, позволяющие учителю создавать собственные элементы автоматизированных учебных ресурсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие учителю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал.

Информационные ресурсы Интернета

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

  • веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
  • веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
  • электронные рассылки по проблемам образования;
  • информационные и справочные порталы;
  • ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Согласно «Основным положениям концепции создания системы образовательных порталов» А. Д. Иванникова и А. Н. Тихонова, порталом называется «комплекс узлов, подключенных к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию». Веб-сайт же обычно определяют более широко — как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем пользователям сети Интернет.

С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д. 

Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование» и «Грамота.Ру». Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и др. Портал «Грамота.Ру», посвященный русскому языку, предоставляет не только возможность поиска по многочисленным ресурсам, но и консультации специалистов в области русского языка и культуры речи.

Ведь для чего учитель идёт в сеть? Вариантов много, но главное - чтобы детям было интересно учиться, чтобы дети сами хотели учиться, чтобы дети сами поняли, что работа в команде - это здорово, что можно обучать друг друга без подсказки учителя. Но чтобы вести за собой, сначала надо прийти самому. "Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами". Али Апшерон. Это и есть ответ на вопрос. "Обучая - учись". Я пришла в сеть учиться. Что я нашла в Интернете? Самое важное - единомышленников, новый круг общения, людей, которые учат и учатся.

Цифровые образовательные ресурсы: требования и возможности.

В начальной школе ИКТ можно использовать практически на каждом предмете. Можно показывать фильмы, слайды, прослушивать аудиозаписи и т.д. Ведь детям в младшем школьном возрасте легче даются предметы, подтверждённые наглядным образом. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей с взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

  1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  2. Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
  5. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

Требования к ЦОР при проведении уроков в начальной школе

Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям

  • соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;
  • соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;
  • обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
  • учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
  • содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
  • содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;
  • обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

Обобщение данных о влиянии ЦОР на качество учебной деятельности учащихся начальной школы.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

  • Какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  • Какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  • Какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  • Как организовать компьютерные занятия?

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.

Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10—15 лет такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах с разной степенью успешности. Какие же это условия?

Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  • широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
  • постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Как и на что влияет ЦОР в учебном процессе:

  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
  • Усиливает наглядность
  • Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
  • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Наибольшим спросом пользуются следующие диски : «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Интерактивная энциклопедия науки и техники “ От плуга до лазера”», «География 7 класс», «Начальный курс географии 6 класс», «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Энциклопедия Истории России», «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.»,« Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»», «Сдаем единый экзамен», «Биология. 6-11 класс», «Химия 8 класс . ЗАО «Просвещение-МЕДИА»», «Обществознание», "Человек , природа , общество", «”Физика’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”История’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Биология’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Химия’’ для подготовки к единому государственному экзамену», « Отечественная история (до начала ХХ века)», «Интегрированное межпредметное УЭИ по гуманитарному циклу». к сожалению, на данный момент не все ЦОРы имеют нужное качество.

Кроме готовых образовательных ресурсов, в школах учителя- предметники создают собственные. Учитель, чтобы не отставать от времени, должен постоянно учиться, обмениваться опытом, видеть опыт работы своих коллег. В этом окажет помощь национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов. В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку - вместе с методическими рекомендациями по их использованию. Работа по созданию коллекции начата, ЦОРы появились по отдельным предметам, но, к сожалению в них допускаются ошибки.
Назрела необходимость появления в школах учебно- методических комплексов. Это позволит учителю работать творчески и применять новые современные средства.

Использование ЦОР в учебной деятельности.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

Я применяю новые технологии на своих уроках, использую активные, игровые методы обучения, проблемное мотивированное обучение в целях активизации познавательной деятельности, оптимизации учебно-воспитательного процесса и формирования навыков учебной деятельности.

Результатом использования таких технологий являются творчество и раскрепощение детей, умение самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, хорошо развиты коммуникативные способности. У учителя появляется оптимальная возможность для индивидуальной, дифференцированной работы, формирования качеств личности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения, самореализации, саморазвития, самовоспитания, становления самобытного творческого образа, для диалогичного, комфортного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Все это отвечает принципу гуманизма и может быть реализован личностно-ориентированными технологиями.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией.

Примеры использования компьютера и сети Интернет в обучении

3 класс. Окружающий мир. Тема «Вода и её свойства».

Оборудование: компьютер (компьютерный класс), телевизор (видеофильм «Всё про воду»), географическая карта.

Компьютер помогает в работе с тестом, в показе слайдов, которые передают красоту водной стихии, в оформлении вывода по уроку. Видеофильм (фрагменты) сопровождается рассказом учителя и детей.

4 класс. Русский язык. Тема. Сочинение «Краски осени».

Оборудование: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору или телевизору, магнитофон.

Магнитофон необходим для эмоционального настроя на работу (музыка на усмотрение учителя). Через компьютер выводятся на экран картины осени, по которым идет обсуждение красок этого времени года

4 класс. Урок ИЗО. Тема "Зима".

Оборудование: Компьютер, проектор, демонстрирующий картины зимней природы, музыкальное сопровождение. Аудиозапись звучит во время представления детьми зимней картины.

Тема «Сложение и вычитание круглых чисел».

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, карта путешествия, индивидуальные путевые листы для учащихся. Проектор демонстрирует слайды со станциями, где «останавливаются» дети во время путешествия, а также задания по теме урока. Аудиозапись звучит при проведении физкультминутки

Уроки математики в начальной школе с использованием ЦОР

Цель: Продемонстрировать используемые ЦОРы на уроках математики в начальной школе.

1 урок. Тема "Умножение и деление на 3. Треть числа".

Урок проводился с использовался ЦОР "Весёлая математика " в начале урока в устном счёте во 2 классе.

Цель использования ЦОР: совершенствование вычислительных навыков.

Задачи использования ЦОР:

  • развитие наглядно-образного мышления, воображения, памяти;
  • формирование интереса к предмету.

На уроке использовался следующий инструмент учебной деятельности-информационная система, комбинированный ЦОР.
При организации работы со средствами ИКТ были использованы объяснительно- иллюстративные методы.

Во время использования ИКТ использовалась коллективная форма работы, учащиеся воспринимали, распознавали, вычисляли. Цель использования ИКТ формулировалась учителем. Используя ИКТ учитель планировал улучшить уровень познавательной активности учащихся. Рефлексия показала, что результат был успешно достигнут. В данном случае нельзя было достичь такого результата без использования средств ИКТ. Использование ИКТ на уроке было необходимо, так как он проводился в начальной школе, материал был выдан в интересной доступной для учащихся форме.

Данный ЦОР можно использовать учителями начальных классов на уроках математики в 1, 2 классах на разных этапах урока.

2 урок. Тема урока: "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками".

Урок проводился в 3 классе.
На уроке в этапе закрепления использовался ЦОР "Математика и конструирование"

Цели использования ЦОР: формирование знаний и умений.

Задачи: закрепить полученные знания и умения; научить действовать по алгоритму; удостовериться в правильности выводов, сделанных учащимися.

Использование ЦОР позволило учителю повысить самооценку учащихся, привить интерес к предмету, закрепить вычислительные навыки.

Инструмент учебной деятельности использованный на уроке - информационная система, конвекционный ЦОР - анимации процессов. Методы - объяснительно-иллюстрационный, частично- поисковый, эвристический. Форма организации учебного процесса на уроке - коллективная. Цели использования средств ИКТ формулировались учителем. Повышение самооценки учащихся, активность учащихся на следующих, после изучения данной темы уроках, показала, что планируемый учителем результат был достигнут. Достигнуть данного результата без использования ЦОР на данном уроке нельзя, так как материал ЦОР способствовал активизации учащихся. Данный ЦОР можно использовать на разных этапах урока.

3 урок. Тема урока: "Объём прямоугольного параллелепипеда (куба). Способы вычисления объёма куба и параллелепипеда".

Проводится в 4 классе.

Учитель использовала на уроке ЦОР "Математика и конструирование" на этапе актуализации опорных знаний и умений.

Цель: развитие пространственных представлений.

Задачи:

  • обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний;
  • получение дополнительных требований;
  • развитие наглядно- образного мышления и воображения.

Использование учителем данного ЦОР позволило улучшить уровень восприятия учащихся.

Инструмент учебной деятельности, использованный на уроке - информационная система, конвекционный ЦОР - анимации процессов, математические формулы. Методы - объяснительно-иллюстрационный, частично- поисковый, эвристический. Форма организации учебного процесса на уроке - коллективная, групповая. Цели использования средств ИКТ формулировались учителем. Активность учащихся на следующих, после изучения данной темы уроках, показала, что планируемый учителем результат был достигнут. Достигнуть данного результата без использования ЦОР на данном уроке нельзя, так как материал ЦОР способствовал активизации учащихся. Данный ЦОР можно использовать на разных этапах урока.

На уроке был использован также ЦОР "Детские песни" на этапе релаксации в уроке.

Цель: смена видов деятельности.

Задачи: привитие эстетических чувств, положительно-эмоционального отношения к миру; сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Использование данного ЦОР позволило снять умственное напряжение у учащихся.

Как организовать применение современных информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе?

В 2010 году в медиатеку нашей школы поступили наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), разработанных в рамках проекта «Компьютер для школьника». Проект направлен на формирование в отечественной школе нового качества образования, которое поможет России быть высоко конкурентной в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях. Тем самым были созданы необходимые условия для перехода на стандарты второго поколения.

Использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности младших школьников. Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, что позволяет организовать учебный процесс на основе активного внедрения ЦОР. Представленные в наборе ЦОР учебные модули помогают организовать самостоятельную учебную работу учащихся.

Для обеспечения разнообразных форм практических работ учащихся можно использовать игры, конструкторы и тренажеры. Например, при изучении темы в 1 классе «Повторяем заглавную букву», можно использовать тренажер для отработки орфографической зоркости. Отличается от режима обучения тем, что программа позволяет ученику совершать ошибки и даёт возможность их исправить для перехода к следующему заданию (обучение ведётся методом мягкого понуждения к грамотности).

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний для контроля и аттестации учащихся можно использовать различные тесты. Это тесты, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку.
Я считаю, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.

Учитывая ФГОС второго поколения, где сказано, что особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Что, как подчеркивалось выше, несет в себе использование ЦОР.

Заключение

Каждый ребенок по – своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая, например, презентации вместе с детьми, они, тем самым, обучают их. Ресурсы Интернет также при правильном и умелом применении помогут нам в воспитании и развитии творческих способностей детей.

Итак, использование ЦОР на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Я считаю, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.

Итак, ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач (мы обратимся к ним позже)

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращать время для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучать детей навыкам контроля и самоконтроля и активизировать их познавательную деятельность;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Литература.

  1. Кондратьева Е.П. Проекты: проблемы, поиск, опыт./Е.П.Кондратьева. – Чебоксары, 2008.
  2. Кондратьева Е.П. Проекты- 2: проблемы, поиск, опыт./ Е.П.Кондратьева. – Чебоксары, 2010.
  3. Селевко А.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие/Г.Селевко. – М. : Народное образование, 1998.
  4. http://nachalnaja.26206s013.edusite.ru/p15aa1.html
  5. http://festival.1september.ru/articles/
  6. http://hi-electres.ru/index.php/vse-stati/eor-i-tsor
  7. http://festival.foxibiz.com/p

Приложение 1

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием ЦОР

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
развивать устную речь, умение работать по карте; обогащать словарный запас учащихся; прививать интерес к истории Отечества.

Оборудование: карта расселения восточных славян, картины с изображением жизни славян, карточки, презентация «Жизнь древних славян», музыка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, а вы знаете, кого можно назвать предками? Бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.. Вспомните, как их звали, где они жили, чем занимались?

Вы назвали предков своей семьи. Но есть предки и у целых народов. Кто же были предками русских, украинцев, белорусов?

- Кто были наши предки?
- Откуда они пришли?
- Где жили?
- Какие они были?
- Чем занимались?

Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне. Они жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр, Западная Двина.

На Днепре, где кончался лес и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.

По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.

II. Работа над новой темой урока.

1. Слово учителя с использованием презентации.

- Перед вами фотография скульптуры древней девушки славянки, всмотритесь в её лицо, и вы увидите, как она похожа на нас. Мы с вами тоже славяне. СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род – это несколько семей, живущих вместе. На карте вы видите славянские племена: словене, кривичи, радомичи, древляне, поляне, северяне, вятичи и другие.

Картинка с изображением поселения древних славян.

- Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.

Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

2. Жилище древних славян.

- В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

- Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

3. Быт древних славян.

Работа по учебнику (стр. 36-37)

4. Физкультминутка

Ча, ча, ча, Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча. (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи, Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи. (4 приседания)
Чу, чу, чу, Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
На санях всех прокачу.
Щу, Щу, Щу, Щу, Щу, Щу,
Всех блинами угощу.

5. Верования славян (боги).

6. А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.

Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.

- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете и хорошем урожае.

Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.

Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.

Стрибог – бог ветра.

Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

5. Духи, божества природы.

Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой. Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
Леший. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов.

Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

6. Славянские праздники.

- Чтобы боги были к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Прослушайте сообщения ребят славянских праздниках. Многие из них сохранились до наших дней.

Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Семик. Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Иванов день. Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?

- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

III. Подведение итогов урока.

- Кто такие восточные славяне?
- С чем были жизнь, занятия, верования славян.
Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

IV. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 34-38. Задание в тетради: стр. 14, № 3.

Линькова Ульяна Викторовна16.05.2014 63170 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar