РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Материал и образ. Скрутим куклу ладную, милую нарядную

Материал и образ. Скрутим куклу ладную, милую нарядную

Автор:
Чемель Ирина Викторовна
Педагог ДО ЦРТДЮ «Центр творчества развития детей и юношества» 
города Крымска.

Изделие: кукла-скрутка.

Цель: создание куклы-скрутки с использованием традиционных технологий карельских мастеров.

Задачи:

  1. Познакомить с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовлением тряпичной культуры;
  2. Формировать представление о красоте и простоте конструкции куклы-скрутки и деталей ее наряда;
  3. Обучать приемам выполнения куклы из бумаги в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания, присборивания, соединения деталей с помощью тесы (без сшивания);
  4. Закреплять приемы обработки бумаги (скручивание, разрезание, сгибание);
  5. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;
  6. Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование

  • Для учителя: домашние поэтапные заготовки, наглядность, креповая бумага (красная, белая), цветная бумага, тесьма, презентация к уроку.
  • Для учащихся: креповая бумага (красная, белая), цветная бумага, тесьма.

Ход урока

1) Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Проверка рабочего места

2) Содержание урока

1. Сообщение темы

Учитель: Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.
И вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: «Кукла – скрутка».

Сегодня мы познакомимся с традицией изготовления кукол-скруток, изготовим куклы из бумаги в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания, присборивания, соединения деталей с помощью тесьмы.

2. Беседа по теме урока

Учитель: Я расскажу вам сегодня историю тряпичной куклы-скрутки.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя, ребенок учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она была в каждом доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалась до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в скалку кусочек цветной ткани и обтягивали лицо белой тряпицей, туго обвязывая ее на уровне шеи. Затем, скатывали боковые остатки ткани - получались руки. Вот и готова кукла! Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Раньше в семье был обычай - как только женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом и наряжала простенько. Работала без ножниц и иголок (чтобы не уколоть, не поранить «младенца»).

Сделает куколку за две недели до родов, уложит ее в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастает ребенок и играет в свою первую куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. А если родится девочка, то, став взрослой, она сама за две недели до рождения своего ребенка делает такую куколку-оберег.

Куклы для детей не только игрушки, но и близкие друзья. Куклы пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами малыши тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты, учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают и воспитывают детей, украшают дом.

У каждой куклы есть свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них (слайды из презентации).

3. Планирование работы

Создание куклы-скрутки с использованием традиционных технологий русских мастеров.

4. Практическая часть-выполнение изделия

Вспомните правила рабочего человека
Приступайте к самостоятельной работе по намеченному плану.

Итог урока

1. Обсуждение работ

2. Чему научились, что нового узнали на уроке

Учитель: Чтобы проверить, насколько внимательно вы слушали мой рассказ, ответьте на мои вопросы.

  1. Кукла – скрутка была не только игрушкой, но и …? (Оберегом, хранительницей очага, символом продолжения рода, залогом семейного счастья).
  2. Почему кукле не рисовали лицо? (По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка).
  3. Что делала женщина, когда узнавала, что у нее будет ребенок? (Она начинала мастерить тряпичную куколку).
  4. О каких куклах ты сегодня узнал? (Кукла - зернушка, вепсская кукла, кормилка, нитяная кукла, малышок – голышок, пеленашка, покосница, кукла-берегиня).

3. Уборка рабочего места

Чемель Ирина Викторовна26.02.2015 7410 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar