РАЗРАБОТКИ

ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ

НАША РАССЫЛКА
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Наша страница в одноклассниках Наша группа Вконтакте Следуйте за нами в Twitter

Статья: "Применение технологии критического мышления на уроках физики".

Статья: "Применение технологии критического мышления на уроках физики". Применение технологии критического мышления на уроках физики.
Лабжинская М.В.

Профессиональное училище
Астраханский инженерно-строительный институт.

В данной статье рассказывается о применении некоторых стратегий технологии критического мышления при изучении нового и обобщении изученного материала на уроках физики.

In the given article it is told about application of some strategy of technology of critical thinking at studying new and generalization of the investigated material at lessons of physics.
Мир становится всё более сложным и поскольку всё больше и больше стран выбирают демократию, становится очевидным, что молодые люди более чем когда-либо должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Следовательно, способность критически мыслить должна формироваться в соответствующей учебной среде,
Для людей, мыслящих критически, общее понимание информации является отправной точкой, а не завершением этапом обучения. Обладая критическим мышлением, человек знакомясь с теми или иными идеями рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей скептицизма и сопоставляет их с противоположными точками зрения. Критическое мышление сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов переосмысления информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Зачастую критическое мышление работает на достижение определенной цели, но и в случае, когда цель не конкретна, оно представляет ценность как один из видов творчества.
Критическое мышление - сложный мыслительный процесс, начинающийся и принятием решения. Оно возможно в любом возрасте. Педагоги давно обсуждают, что важнее: фактологические знания или же практические и концептуальные знания. Но знания имеют ценность только тогда, когда они полезны и понятны концептуально.
Никто не сомневается в важности фактологических знаний. Люди должны знать очень много, для того чтобы успешно осуществлять свою повседневную деятельность. Однако идея, что существует набор знаний, который даст учащимся практическую подготовку к будущему по мере ускорения изменений в обществе, становится всё менее и менее популярной. Трудность описания такого набора идей становится ясна. Когда начинаешь понимать, что 100% того, что мы сегодня знаем, составит лишь 10-15% знаний, которые будут актуальны через 25 лет. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и принимать решения о том, что важно, а что нет. Им придётся понимать, как различные части информации могут быть увязаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в соответствующем контексте, осмысливать новые встречи, отвергать ту информацию, которая не имеет отношения к делу или является неверной. Учащиеся должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информационной вселенной, с которой они сталки-ваются.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и вы-страивает свои собственные реальности.
Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно, применять данную процедуру, должны, быть очевидными, чтобы, ученик мог определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.
Анализ процесса (рассмотрение стадий учебного занятия).
Стадия 1. Вызов.
Цель фазы вызова - активизация обучаемого.
Учение - активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто обучаемые пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят, тогда, как обучаемые просто сидят, что-то «калякают» или думают о чём-то своём.
В классе на стадии вызова, учащиеся получают задание, сначала путем мозговой атаки составить списки того, что они знают, или то, что они думают, что знают, Иногда мозговая атака проводится индивидуально, иногда парами, а затем с участием всей группы. Кто-нибудь запишет идеи групповой мозговой атаки на доске, причем, все идеи принимаются, не зависимо от того, правильны они или нет. Во время этой фазы необходимо, чтобы учитель говорил, как можно меньше и давал говорить учащимся,
На этой фазе осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности.
Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания, определять их уровень, понимать, что к тому, что ему известно будут добавлены новые знания. Тем самым знание становится прочным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации.
Кроме того, на стадии вызова вызывается интерес и определяется цель рассмотрения предлагаемой темы. И то и другое важно для поддержания активности учащихся. Цель, поставленная самостоятельно учащимся, более сильна, чем цель навязанная извне. Обычно личный интерес определяет личную цель, Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес отсутствует.
Стадия 2
Смысловая стадия.
Вторая фаза – смысловая стадия. Это та фаза, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информации или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания лекции или выполнения опытов, Это также фаза обучения, во время которой учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого.
Во время этой работы можно использовать метод «Пометки на полях» для отслеживания собственного понимания. Например, знак «V» (Я это знаю), «+» (Я это узнал), «?» (Об этом я хочу знать подробнее).
Главной задачей второй, смысловой стадии является то, что поддерживается активность, интерес и инерция движения, созданные во время фазы вызова. Кроме этого, вторая фаза поддерживает усилия обучаемых по отслеживанию собственного понимания.
При этОМ поощряется постановка определения целей, критического анализа, сравнительного анализа и синтеза.
Стадия 3.
Стадия рефлексии.
Третьей стадией является стадия рефлексии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей.
Первая: учащиеся должны попробовать выразить новые идеи и информацию собственными словами. Это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления.
Вторая: живой обмен идеями между учащимися, что даёт им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Третья: рассмотреть целый ряд различных вариантов. Ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
Стадии, которые мной приведены, могут применяться ко всем ситуациям, связанным с учением. Существует определённый набор учебных условий, который способствует становлению критических мыслителей. Так, необходимо:
Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
 Давать возможность учащимся размышлять.
 Принимать различные идеи и мнения.
 Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
 Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
 Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
 Ценить проявления критическою мышления.
При этом учащиеся должны:
 Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей.
 Активно участвовать в учебном процессе.
 Уметь делиться своими мыслями.
 Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от них.

Познакомлю с некоторыми стратегиями, которые я использую на своих уро-ках.

Стратегия 1.
Пометки на полях.
Об этой стратегии я рассказала достаточно подробно выше.

Стратегия 2.
Знаем / Хотим узнать / Узнали.
Этот прием используется при чтении или прослушивании лекции. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся.
Разделим лист на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим знать», «Узнали». Затем называем тему и предлагаем написать в первую колонку то, что они об этом уже знают после обсуждения. На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать». После работы с текстом, прослушивания лекции или проведения экспериментов мы переходим к третьей колонке: «Узнали» - и просим учащихся записать, что они почерпнули, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую информацию расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями с классом.

Стратегия 3.
Синквэйн.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по какому-либо поводу. Каждому участнику даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернётся к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны.
Правила написания синквэйна:
В первой строке тема называется одним словом (обычно существитель-ным)
Вторая строка - это описание темы (прилагательное)
Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка это фраза, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - эго синоним из одного слова, которое повторяет суть те мы. Синквэйны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
(смотреть приложение № 1).

Стратегия 4.
Разбивка на кластеры.
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения тех структур, которые дают вОЗМОЖНОСТЬ стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Она более тесно связана с тем, как работает наш мозг.
Я использую разбивку на кластеры при подведении итогов того, что учащиеся прошли, в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Разбивка на кластеры – это гибкая стратегия. Она может использоваться как индивидуально, так и в группе. Но при индивидуальной работе тема должна быть достаточно изучена, т.к. учащиеся лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации. С полученными индивидуальными разбивками на кластеры надо ознакомиться попарно или всей группой.
(смотреть приложение № 2).

Если важно учить учащихся мыслить критически, то тогда это надо систематически вводить в учебную практику. Не следует полагать, что учащиеся придут к эффективному критическому мышлению естественным путем или потому, что им будет сказано, что это важно. Для того чтобы стать критическими мыслителями, учащиеся должны попробовать критически мыслить. Чтобы научиться в школе мыслить критически учащиеся должны попробовать этот метод в качестве способа для изучения содержания, как чего-то являющегося частью ожидаемого результата повседневной плановой учёбы.
Приложение 1
Синквэйн.

Импульс тела
Порыв, толчок.
Произведение массы на скорость
Сонаправлен со скоростью
Порыв страсти.

Реактивное движение
Стремительное и быстрое
Движение отделённых частей
Дух захватывает
Полёт

Тяготение
Притяжение тел
Все тела во Вселенной притягиваются
Легко в изучении
Яблоко от яблони недалеко падает.

Импульс
Тела и силы
Количество движения
Порыв
Характер.

Свободное падение
Прямолинейное, равноускоренное
Движение тела под действием силы тяжести
Просто в изучении
Водопад.

Ускорение свободного падения
Постоянное и независимое
Тело свободно падает под действием силы тяжести
Если стараться и учить, то с лёгкостью всё поймёшь
Гравитация.

Волна
Звуковая, упругая
Распространяется в пространстве с течением времени
Волнующая тема
Колебания.

Ядерные силы
Таинственные
Удерживают нуклоны в ядре
Сильнейшие в природе
Дружба.

Ядерные силы
Близкодействующие
Удерживают атомное ядро
Надежда и страх человечества
Силачи.

Ядерные силы
Огромные
Действуют между всеми нуклонами
Вызывают уважение
Энергия.
Колебания и Волны

Категория: Я иду на урок...

Автор: Марина Витальевна

Просмотров: 6754

Комментариев: 0

Дата публикации: 08.11.2011

Рейтинг статьи: 0.0   /   Голосов: 0

Ваша оценка:


Всего комментариев: 0
avatar
НА ФОРУМЕ
НОВОСТИ