РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления

Татьяна Петровна Шуванова

Возможные сложности в физическом и психосексуальном развитии

«Пубертат» или «Пубертатный период» - это время, в течение которого молодые юноши и девушки становится физически зрелыми с биологической точки зрения. Становятся способными к репродуктивной деятельности. Иными словами - это возраст полового созревания. Но это не только время исключительно полового развития, но также и общего физического.

Во время этого периода тело подростка очень сильно меняется, оно начинает стремительно расти. Что касается девочек, то у них увеличиваются жировые отложения, вырастает грудь, и уже после этого появляется менархе - первая менструация. Сначала девочка именно вырастает, и только потом у нее начинаются первые менструации - так заложено природой для того, чтобы тело сначала достаточно выросло для вынашивания ребенка.

Для мальчиков половое созревание наступает на год-два позже, чем у девочек. Первыми признаками полового созревания у мальчиков является увеличение яичек, то есть, желез, вырабатывающих сперматозоиды. К этим признакам относится и появление лобковых волос. Мальчики заметно вырастают и крепнут, у них появляется более развитая мускулатура.

Также признаком полового созревания является ломка голоса, характерная для мальчиков, которая может продолжаться вплоть до окончания пубертатного периода.

Все эти изменения, происходящие с телом, зачастую воспринимаются подростками довольно болезненно, так как ростовой скачок наступает довольно неожиданно для них. Девочка, которая каждый день смотрела на свое отражение в зеркало и видела плоскую грудь и тоненькие ручки, может посмотреть на себя зеркало через два месяца и обнаружить, что ее фигура существенно изменилась. То же самое происходит и с мальчиками.

Во время ростового скачка у подростков довольно быстро и резко вырастают части тела, и вырастают они неравномерно. Именно поэтому подростков часто называют неуклюжими - как будто они не в состоянии владеть собственными руками.

Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы не критиковать подростка за излишнюю неуклюжесть, которая может быть очень раздражающей, словно подросток делает все специально, а понимать, что это только временное явление, обусловленное физиологическим развитием человека.

Очень часто подростки во время ростового скачка и гормонального всплеска испытывают различные неудобства, которые обусловлены социальными факторами.

Например, не все девочки развиваются одинаково – у одних половое созревание наступает рано, а у кого-то слишком поздно. Все это дает повод подросткам быть тревожными неуверенными в себе и способствует снижению их самооценки и нарушению образа собственного тела.

Девочки, которые развиваются в половом плане раньше своих сверстниц, часто могут испытывать чувство отчужденности неуверенности в себе. Кроме того, такие девочки склонны демонстрировать девиантное поведение, которое проявляется в виде употребления алкоголя, наркотиков и ранней сексуальной активности.

Девочки, у которых половое созревание наступает значительно позже их сверстниц, испытывают тревожность, но она носит скорее физический характер и не относится к социальным условиям. Хотя для некоторых девочек с поздним наступлением менархе характерна сниженная самооценка и чувство собственной неполноценности по сравнению со сверстницами

Такая же ситуация характерна и для мальчиков. Мальчики, созревающие рано и обладающие более развитой мускулатурой и более густой растительностью, пользуются большей популярностью среди сверстников и в обществе в целом. Их мнение принимается за взрослое чаще, чем мнение их сверстников, которые менее развиты в половом плане.
Таким образом, можно заключить, что пубертат довольно сильно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Если попытаться охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка в условиях пубертатного периода, то можно сказать, что для него характерны частые перепады настроения, подавленность и так далее. Именно поэтому внимание со стороны родителей и педагогов особенно важно в этот период для школьников. Очень хорошо, когда рядом с подростком, во время его пубертатного развития, находится взрослый, способный объяснить ему, что все процессы, происходящие с его организмом, естественны и их не нужно стыдиться.

Психосоциальное развитие и сложности, связанные с ним.

Говоря о психосоциальном развитии в подростковом возрасте, то есть, в периоде от 10-11 до 14-15 лет, необходимо напомнить, что данный период называют «переходным возрастом», что обозначает некий переломный момент в жизни человека.

Если рассмотреть социальную ситуацию, в которой находится подросток, то, на первый взгляд, она остается такой же, какой и была раньше: подросток также ходит в школу, также взаимодействует с учителями, родителями, одноклассниками. Но, тем не менее, в этом возрасте у подростка меняется внутренняя позиция. Иными словами - если раньше основная направленность младшего школьника была по отношению к миру, к внешней среде, то с наступлением подросткового возраста данная позиция меняется. Подросток меняет свою направленность от «вовне» «внутрь» себя. Он начинает по-новому к себе относиться, у него меняется ориентация ценностей, вследствие чего меняются отношения с родителями, с учителями, с одноклассниками. Вследствие всего этого претерпевают изменения и школьные успехи с оценками.

Если мы рассмотрим самое главное новообразование в данном возрасте, то им является «чувство собственной взрослости». Именно это чувство и становится поводом для возникновения различных конфликтов у подростка: как внутриличностных, так и межличностных.

То есть, подросток считает себя совершенно взрослым и самостоятельным человеком, но данная самостоятельность, которая возникает данный период жизни, является мнительной и нереальной. Конечно же, очень сложно назвать «взрослым человеком» 13-летнего школьника. Но, тем не менее, сами школьники в данном возрасте считают себя именно «взрослыми» и способными на многое. Именно из-за этих противоречий и возникают конфликты: как с самим собой, так и с окружающими.

Противоречия выступают в виде столкновения двух факторов: чувства собственной взрослости и невозможностью быть взрослым на самом деле. Подросток начинает активно пытаться доказывать окружающим, что он действительно самостоятельный.Такое желание самоутвердиться часто выражается в различных требованиях по отношению к взрослым. Подростки требуют, чтобы у них были равные права со старшими, и поэтому в 11-12 лет у подростка начинается активная борьба с взрослыми за свои собственные права.
Можно сказать, что основное желание подростка, в данный период жизни - это быть эмансипированным, освобожденным из-под контроля и опеки своих родителей и учителей.
Но споры и конфликты родителей со своими детьми-подростками касаются не всех сфер жизни, а преимущественно каких-либо бытовых вопросов, например, что надеть подростку? Носить или ему шапку зимой или нет? Какую прическу выбрать? Краситься ли девочке в школу или не краситься? Может ли подросток гулять по вечерам с друзьями, или он обязан присутствовать дома? И так далее.

Очень часто описание психосоциального развития подростка может показаться в таком свете, где подросток находится в постоянном, непрекращающемся конфликте со взрослыми и испытывает непрекращающуюся неприязнь к ним. Но это не всегда так. Если в семье складываются теплые отношения между родителями и детьми, то, конечно же, споры будут возникать, но они не будут носить глобальный характер, влияющий на все эмоциональное состояние и благополучие семьи.

Многие родители в период переходного возраста своих детей начинают понимать, что необходимо изменить систему отношений со своим ребенком - где-то смягчить требования и запреты, где-то ослабить контроль.

Также очень большое влияние на школьников данного периода оказывает учитель. Если у педагога с учениками-подростками сложились доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и уважении, то их общение может протекать очень гладко, даже в такой непростой период для подростка. В таком случае учитель для ученика становится очень уважаемым человеком, чье мнение для него очень значимо и весомо.

Можно сказать, что учитель, если он обладает положительными характеристиками, такими как: уравновешенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, может стать для подростка настоящим примером для подражания.

Что же касается психосоциального развития в период ранней юности, которая протекает с 15 до 17 лет, то здесь необходимо отметить, что именно ранняя юность является таким периодом в жизни человека, в котором завершается официальное «детство» и начинается неофициальная «взрослость».

Если рассмотреть главное отличие ранней юности от подросткового возраста, то можно заключить, что им является эмоциональная стабильность. Такая стабильность связана, в первую очередь, с завершением полового созревания, когда гормоны уже не так сильно бушует в организме человека и не так сильно сказываются на его эмоциональном состоянии.

Второй фактор заключается в том, что на первый план у девушек и юношей в данный период выходят проблемы своего будущего самоопределения.

Если в подростковом возрасте направленность была в большей степени на «микросоциум» то есть, на сверстников и ближайшее окружение, то в ранней юности направленность становятся уже по отношению к «микросоциуму», то есть к большому социальному миру. Появляются мысли насчет будущей профессии, и так далее. Что касается отношений в семье, то конфликты, по большей степени, затихают, по сравнению с их количеством в подростковом возрасте.

Но, тем не менее, конфликты могут сохраняться. Чаще всего такое происходит в семьях с авторитарным типом воспитания. В семьях с демократическим видом воспитания конфликты носят адекватный умеренный характер.

Отношения со сверстниками также претерпевают некоторые изменения. Если в подростковом возрасте школьнику было важно, какое количество его друзей хорошо к нему относится, то в старших классах более значимым становится качество общения с небольшим количеством близких друзей или приятелей.

Конечно же, общение очень важно для человека в период ранней юности, но, тем не менее, в юности, по сравнению с другими периодами жизни человека, с другими возрастными этапами, более явно выступает чувство одиночества и потребность в некотором уединении.

Получается, что, с одной стороны, старшеклассники стремятся к общению и очень боятся остаться без близких друзей, но с другой стороны – им, больше чем в другие периоды жизни, нравится бывать в уединении, оставаться наедине с самими собой.

Сложности общения подростка

Что касается общения в подростковом возрасте, то здесь необходимо сказать, что подростки стремятся уйти от родительской опеки и больше времени проводить в доверительных отношениях со своими друзьями. Именно отсюда возникает понятие интимно-личностного общения со сверстниками.

Оно означает, что подростки стремятся в общении со своими друзьями находить какую-то психологическую поддержку, носящую личный, сокровенный характер. Подростки ищут у своих друзей взаимопонимания и психологической близости.

Очень важную роль в общении со сверстниками играет и характер друзей подростка. Если школьник в данном возрасте начинает, по большей части, общаться со сверстниками с негативными проявлениями в поведении и характере, например, с девиантным поведением, то такое влияние сказывается и на его собственном поведении.

Таким образом, подростки могут вместе курить, употреблять алкоголь и даже наркотики, что происходит, потому что один научил другого.

Что касается общения у девочек, то в подростковом возрасте они большое значение уделяют доверительным разговорам, возможности самораскрытия. Очень часто девочки-подростки встречаются друг с другом и проводят совместное время просто для того, чтобы поговорить, поделиться своими переживаниями и мыслями.

Мальчики подросткового возраста любят проводить время вместе в виде какой-то совместной деятельности, например, очень часто подростки-мальчики собираются у кого-нибудь дома, чтобы вместе поиграть в компьютерные игры.

Общение мальчиков-подростков в данном возрасте характеризуется тем, что они стремятся в кругу своих сверстников обозначить и доказать собственную значимость и значимость своих достижений.

Если же у подростка в данный период нет друзей, то, как правило, такие школьники обладают не очень привлекательными чертами характера, например, застенчивостью, тревожностью, гневливостью эксцентричностью, черствостью и т.д.

Что касается общения мальчиков и девочек, то здесь тоже происходят некоторые изменения. Если в начальной школе дети выбирают себе друзей преимущественно своего пола, то в средней школе мальчики и девочки начинают наблюдать друг за другом со стороны.

Поначалу это может носить дразнящий характер по отношению друг другу. Например, в данном периоде развития очень часто происходят шутливые ссоры между мальчиками и девочками, когда мальчик, например, может забрать вещи девочки и наблюдать за тем, как она их эмоционально ищет. Он может дернуть ее за косичку и так далее.

В данном возрасте девочки часто понимают истинные мотивы такого поведения мальчиков и не обижаются на них всерьез. В старшем подростковом возрасте уже появляются разнополые компании, в которых мальчики и девочки расширяют свою сферу взаимодействия с людьми. На примере общения с девочками мальчики учатся общению с противоположным полом и наоборот.

Особенности и проблемы когнитивного развития

Говоря когнитивном развитии подросткового возраста, необходимо отметить, что самые большие изменения претерпевает мышление.
Подросток впервые становится способен владеть мышлением в понятиях. В подростковом возрасте он начинает овладевать процессом понятий, что, в свою очередь, приводит к раскрытию многих глубоких связей, лежащих в основе реальности, которая ведет к изучению закономерностей этой действительности и к ее упорядочению.
У подростка возникает абстрактное логическое мышление, с помощью которого он может оперировать содержанием понятий.

Другой, очень важный фактор мышления у подростков - это способность к гибкости. Иными словами, дети в данном возрасте уже способны решать вопросы по-разному, способны разносторонне смотреть на них, освещать их с разных точек зрения. Также, необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети находятся в одинаковой степени развития собственного мышления. Некоторые подростки не в состоянии овладевать формальными операциями вплоть до 15-20 лет, а если условия жизни подростка совсем уж неблагополучные, то оно может вообще никогда не сформироваться.

Также очень важной особенностью мышления в подростковый период является способность размышлять о тех возможностях, которые не доступны в данный момент. У подростков возникает возможность отрешиться от конкретной ситуации, от реальности в данный момент. Все это помогает ему смотреть в свое будущее, дает возможность думать о том, что могло бы произойти при наличии определенных факторов, дает им возможность анализировать свои собственные поступки и мысли. Также, очень характерной чертой мышления подростков является некий персональный миф или, как его еще называют: «миф о собственной исключительности». Этот миф заключается в том, что подростки стойко убеждены в неповторимости собственных переживаний, собственных эмоций и чувств.

Ученики средних классов могут быть абсолютно убеждены в том, что никто до них никогда в мире раньше не испытывал ничего подобного, что испытывает сейчас он. Данное мышление может приобретать две формы: с одной стороны - подросток может возвеличивать себя, может считать, что с ними совершенно не может происходить то, что может произойти с другими людьми. Например, если он будет гулять в одиночестве ночью по городу, то с ним точно не произойдет ничего плохого. Если он будет перебегать дорогу в неположенном месте, то могут сбить кого угодно, но только не его.

Другая форма данного мышления заключается в том, что подросток убежден в том, что его никто не понимает и вообще - не сможет понять, потому что никто никогда не испытывал подобной душевной боли или терзаний, как он.

Что касается старшеклассников, то можно сказать, что к концу подросткового возраста все общие умственные способности уже сформированы и достигли именно той стадии развития, которую называют стадией формальных операций.

То есть, можно сказать, что на протяжении всей юности продолжается совершенствование исключительно формально-операционального интеллекта, которое включает в себя абстрактное, теоретическое, гипотетикодедуктивное мышление. Также, в старших классах усложняется владение более сложными интеллектуальными операциями, такими как: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, аргументирование, доказательство, сущность мышления.

Также растет и критичность мышления. Можно сказать, что в результате завершения формирования уровня формальных операций, содержание мышления старшеклассника становится все более сложным и происходит формирование одного из главных новообразований периода ранней юности - это формирование мировоззрения.

Особенности и проблемы личностного развития

Как часто отмечается окружающими - личностная нестабильность является одной из самых главных характеристик подростка. Можно сказать, что подросток состоит из сплошных противоречий: он, то вялый, то чрезмерно активный; то очень веселый, то погружается в уныние; он может быть чрезмерно уверен в себе и также может быть сильно застенчивым. Также подросток может обладать очень высокими нравственными ценностями и убеждениями, но проявлять довольно низкие побуждения и стремления.

Можно сказать, что во время подросткового возраста абсолютно все претерпевает изменения, ничто в личности подростка не носит постоянного характера, все постоянно меняется и течет, подобно течению реки.

Что касается ощущения времени и взглядов на свое будущее, то здесь, также, все претерпевает изменения.

Как уже известно, младшие школьники живут настоящим временем, но, вступая в подростковый возраст, их взгляды на время сдвигаются в сторону будущего. Они еще не достигают той степени зрелости, как это происходит в период ранней юности, у старшеклассников, но уже появляются к этому предпосылки.

Что касается представлений подростка о самом себе, то все здесь все, также, носит неустойчивый, изменяющейся во времени характер. Отношение к собственному «Я» у подростка постоянно меняется под влиянием самых разнообразных факторов. Обычная, брошенная кем-то фраза по отношению к его личности, взгляд значимого человека, может сразу изменить представление подростка о нем самом. Что, также, оказывает значительное влияние на самооценку подростка.

Самооценка подростков претерпевает изменения и из-за другого фактора, обусловленного представлениями никаких идеалов, которым подросток стремится соответствовать и понимает, что, к сожалению, не может этого сделать.

Очень часто в этом возрасте подростки оценивают себя скорее негативно, чем положительно.

В данный период для них характерно представления о своем «счастливом перерождении». Иными словами, у них возникает комплекс «Золушки» или «Гадкого утенка». Если подросток испытывает неудовлетворенность своей внешностью, отношениями со сверстниками, с родителями или с учителями, если он не удовлетворен своими жизненными достижениями, то в данный период он может часто фантазировать на тему того, каким он будет в будущем.

Например, девочка, которая считает себя непривлекательной и уверена в том, что остальные считают ее такой же, которая с завистью наблюдает за симпатичными одноклассницами, пользующимися популярностью среди мальчиков, может думать следующим образом: «Вот, когда я вырасту, то буду намного красивее, чем они, и все мальчики будут жалеть, что не обращали на меня внимания».

Мальчики, которые, также, испытывающие неудовлетворенность от общения с учителями, родителями и сверстниками, возможно, не замеченными их достижений, могут фантазировать о том, как они в будущем получают премию за какое-то значимое для мира открытие.
К концу подросткового возраста «Я-концепция» ребенка принимает стабильную и адекватную форму.

Можно сказать, что подросток выходит из кризиса подросткового возраста с таким эмоциональным состоянием и с таким отношением к себе, с каким он вошел в этот подростковый кризис и возраст.

Говоря личностном развитии ранней юности, необходимо помнить, что ранняя юность - это период усиленной саморефлексии.
Старшеклассники в данном возрасте испытывают сильную потребность в более глубоком изучении самого себя, иными словами, они стремятся к созданию устойчивой «Я-концепции».

Старшеклассники задаются жизненными вопросами, направленными в будущее и на самих себя. Они задаются вопросами: «Кем я буду в жизни?» «Смогу ли я добиться успеха в выбранной профессии?» «Кем на самом деле я хочу стать?» «Чем хочу заниматься в жизни?» и так далее. Большую значимость для юношей и девушек в данном возрасте принимает соотнесение себя с другими.

Старшеклассники все чаще задаются вопросами: «Похож ли я на других?» или наоборот – «Не похож ли я на них?» Они стремятся доказать свою уникальность и индивидуальность и ищут возможные способы сделать это.

Одной из основных проблем, выступающих в юношеском возрасте, является проблема поиска смысла жизни. Довольно часто юноши и девушки задаются вопросами, которые касаются жизненного значения. Они все чаще спрашивают себя, для чего они живут? Что они могут сделать для этого мира? Иными словами - их рассуждения носят очень глобальный философский характер. Довольно часто эти мысли сочетаются с весьма практичными мыслями о будущей профессии, и вообще - о своем собственном будущем. Старшеклассники, с одной стороны, рассуждают о том, чего значимого они могут сделать для мира в целом и, с другой стороны, пытаются выбрать возможный сценарий своей будущей жизни, в которой они смогут себя прокормить, в котором они смогут быть стабильным.

Из-за этого возникающего противоречия у старшеклассников может быть несколько сниженное настроение, они могут быть углубленными в себя, погруженными в свои собственные мысли, могут быть склонными к саморефлексии.

Очень важным психологическим образованием в период ранней юности является способность и готовность к жизненному самоопределению. Также очень важным является возникновение первой цельной формы идентичности. Конечно же, становление цельной идентичности - это очень долгий процесс, подразумевается понимание самого себя, формирование собственных представлений о себе, иными словами - это поиск собственной сущности, поиск собственного «Я».
Именно в данный период развития старшеклассники все чаще и чаще задаются вопросами, касающихся их жизни и различных жизненных сфер: сексуальной ориентации, образования, профессии, религиозной принадлежности, моральных принципов и так далее.

Можно сказать, что настоящая подлинная, то есть, достигнутая идентичность является явным показателем психической зрелости индивида. То есть, она определяет способность человека самостоятельно принимать решения, находить различные пути преодоления проблем, которые встают перед человеком на протяжении всей жизни. Можно сказать, что юноши и девушки в старших классах также претерпевают некий кризис разрешения вопросов, касающихся идентичности.

Старшеклассники приобретают личные, собственные, неповторимые моральные нормы, у них перестраивается система ценностей, Кроме того, у старшеклассников может происходить разрушение авторитетов. Таким образом старшеклассники могут отказываться признавать некоторые ценности собственных родителей, могут оспаривать их.

Как уже было сказано ранее - очень важной частью развития старшеклассника является ориентация на собственное будущее, построение будущих жизненных планов.

Что же касается завершения периода ранней юности, то здесь необходимо сказать, что окончанием юношеского возраста считается признание не личностной зрелости, а психосоциальной. Главное значение здесь приобретает то, насколько старшеклассник смог адаптироваться требованиям социума, общества и вообще - мира. Вопрос о том, достиг ли старшеклассник психологической зрелости в подлинном плане, покажет его дальнейшая жизнь, покажет то, как он будет в ней развиваться. Что же касается главного новообразования периода ранней юности, то можно сказать, что им является готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Литература:
1. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // К 100-летию ПИ РАО. 2012.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.
3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М., 1994

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены