РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подростки-правонарушители как объект социально-педагогической работы

Авторы: Фирсова Е.А., Дорожкина О.А.

Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует, что дети, совершающие правонарушения распространённое общественное явление, имеющее свою историю.

Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант, социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, мыслители и писатели Вольтер и Ж. Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

На сегодняшний день эта проблема остается столь же актуальной, так как сохраняются объективные условия для её существования. К таким условиям относятся:

  • низкий уровень материальной жизни населения вследствие нестабильности и упадка экономики, гиперинфляции при низкой заработной плате, снизивших жизненный уровень подавляющего большинства населения России;
  • низкий уровень правовой культуры граждан, предполагающей не только знание правовых норм, но и наличие внутренних убеждений и стремление их исполнять.

К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере.

Планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию детей - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений; -кризис морали, показателями которого в современном обществе выступают: низкий престиж государственных структур и должностных лиц, дискредитирующих основные идеи демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей.

Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих людей.

К объективным причинам правонарушений несовершеннолетних можно отнести и низкий размер оплаты труда, стратификация населения по уровню доходов, безработица, выделение средств из государственного бюджета на поддержку детсадов и школ по остаточному принципу и т.д.

Актуальность названной проблемы получила наибольшую остроту в связи с обозначившейся в стране тенденцией роста противоправного поведения несовершеннолетних, усиления тяжести, «омоложения» преступлений.

Растёт организованная преступность, подготовленная и технически оснащённая.

Особую проблему представляют правонарушения девочек-подростков, темпы и количество развития которых значительно увеличились.

В настоящее время несовершеннолетними правонарушителями всё чаще применяется огнестрельное и холодное оружие.

Всё это позволяет сделать вывод, что подростки-правонарушители достаточно опасная социальная группа и её действия обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред личности, собственности, обществу, государству.

Кроме того её количественная и качественная характеристика определяет необходимость не только научного рассмотрения проблемы, но и поиск практических вариантов её решения.

Важную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и её социально-психологических характеристик.

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка более уязвимым к отрицательным влияниям среды.

Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.

В ситуации отсутствия целенаправленного воспитания, нравственной пустоты и бездуховности личности и желания деятельности это находит выход в хулиганских поступках. Уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки, проявляется интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях.

Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. У них отсутствуют чувства стыда, сопереживания. В их позициях просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни.

Вследствие недостатков воспитания у несовершеннолетних правонарушителей некоторые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные черты характера.
Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень.

У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Волевые усилия у них направлены на достижение эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Исследователи выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.

  • К первой группе они относят подростков с преступной направленностью, для которых характерны примитивные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм.
  • Вторую группу отличает также отрицательная направленность личности. Эта категория подростов характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам, ситуативным правонарушениям.
  • К третьей группе относят подростков с неустойчивой личностной направленностью. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Правонарушение совершается по престижным мотивам или в результате подражания. На этапе наказания эти подростки достаточно часто раскаиваются в совершенном правонарушении.
  • Четвертая группа включает в себя подростков с положительной направленностью личности. Правонарушения такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации», легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий.

Представляется важной систематическое ведение этой деятельности, учёт интересов и увлечений подростков, организации досуга во внеурочное время.

Условием изменения ситуации может выступить привлечение к этой работе специалистов по социальной педагогике, которые находят применение своим знаниям в самых различных сферах жизни, включая работу с детьми-правонарушителями.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.