РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы преподавания предметов естественного цикла в современном школьном образовании и пути их решения

Проблемы преподавания предметов естественного цикла в современном школьном образовании и пути их решения
Проблемы преподавания предметов естественного цикла в современном школьном образовании и пути их решения

ИСПАМБЕТОВА Л.В.
учитель географии
ГУ «Средняя школа №13 города Рудного»


В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» определил одним из наиболее главных направлений дальнейшую модернизацию социальной сферы, развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. Преобразования в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

В результате реализации Государственной Программы развития образования в Республики Казахстан на 2011-2020 обеспечиваются следующие социально-экономические эффекты:
• Повышение конкурентноспособности и эффективности экономики государства, обусловленное повышением качества человеческого капитала …
• Укрепление материально- технической базы организаций образования …
• …формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации...
• Обеспечение on-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам
• Формирование педагогов новой формации в республике в необходимом количестве и соответствующей квалификации

Содержание учебного предмета «География» выстраивается в соответствии содержательных линий образовательной области «Естествознание», как естественнонаучные системы в их взаимодействии; естественнонаучные методы исследования явлений природы; естественнонаучное мировоззрение человека.
Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные предметы естественного цикла, и, к сожалению, не в их пользу. Попробуем обозначить возникающие проблемы и предложить некоторые пути решения этих проблем.

Первая проблема – временная. В школьном образовании неуклонно сокращается время, выделяемое на изучение географии. Причем такое сокращение не обосновано. Например, 6 класс – Физическая география – где закладываются основы географических знаний. 7 класс – география Материков и океанов – возможность развития умений устанавливать причинно – следственные связи, 9 класс – основа экономических знаний, подготовка к выбору профильного обучения, профессиональное ориентирование, необходимое для социализации обучающихся в обществе. Несмотря на это, география остается полноценным учебным предметом в школьном расписании, и требования к ней также остаются достаточно серьезными. Учителя географии задыхаются от нехватки времени на ее изучение.
Одним из перспективных путей решения данной проблемы может стать более раннее изучение географии – за счет вариативной части, но большая конкуренция с предметами, имеющими выход на итоговую аттестацию в форме ЕНТ. Поэтому нужно проявить инициативу, заявить о себе через предложения авторских методических комплексов, лицензированных работ учителей – новаторов.

Вторая проблема – кадровая. Не секрет, что учительский корпус страны стареет: около трети учителей – пенсионеры, и только десятая часть приходится на молодых специалистов. Общеизвестно, что престиж профессии учителя неуклонно падает, и дело не только в оплате труда, но и в организации, и в обеспечении учебного процесса. Требуется кардинальный подход к ее решению: только увеличение заработной платы не спасет положение, значительные финансовые вливания в модернизацию и обновление материально-технической базы учебных учреждений. Наиболее резко кадровая проблема затрагивает учителей географии, которые могут вообще исчезнуть из списка учительских профессий. Всего 9,5 ч нагрузки по вертикали в основной школе и 4 ч нагрузки в старших классах обуславливают бесперспективность ориентации молодежи на эту профессию. Положение усугубляет еще одно обстоятельство. География – особая учебная дисциплина, в которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и практические умения и навыки. А именно на решения этих задач катастрофически не хватает времени, отпущенного на учебный процесс. Поэтому уроки географии становятся скучными, серыми, лишенными эффектной эмоциональной поддержки, которую обеспечивает яркий наглядный практический опыт. Нетрудно понять, почему в настоящее время география относится многими учащихся к «ненужным» предметам.
Следует подчеркнуть, что система обеспечения школ оборудованием и наглядными пособиями, только-только начинает возрождаться. Однако уровень цен такой, что недоступен подавляющему большинству школ. Необходим государственный механизм регулирования цен на учебное оборудование и раздаточный материал, или выделение дотаций производителям. Некоторое решение проблемы предлагают многочисленные видеоматериалы. Однако они уместны не во всех случаях.
Третья проблема – интеграционная.
Во-первых, это внутрипредметная интеграция, например, учебной дисциплины географии. Она проводится на основе единых закономерностей, понятий и теорий: физических, экономических, международных.
Во-вторых, это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на географической базе объединить знания физики, химии, биологии и экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. В свою очередь это дает возможность старшеклассникам осознать то, что без знания основ, восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным. Люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, т.к. неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
В-третьих, это интеграция географии с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Такая интеграция позволяет средствами учебного предмета показать роль географии и в сфере человеческой деятельности. (Например, учащиеся готовят проекты «Путешествие капельки воды», «Я люблю свой край», «Туристические маршруты по историческим местам» и т.д.) Подобная интеграция полностью соответствует идеям гуманизации и гуманитаризации обучения.
Решение проблемы: создание траектории профессионального развития педагогов.

Четвертая проблема – информационная. Стремление учителей географии сохранять высокий содержательный уровень учебного предмета при значительном сокращении учебного времени, отведенного на изучение географии, находит выражение в различных формах самостоятельной работы учащихся (краткие сообщения на уроке, доклады, рефераты, проекты и т.д.). От учащихся требуется информационная компетентность по учебному предмету «География». Под информационной компетентностью понимается:
• выбор источника информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химический эксперимент и др.);
• умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками;
• получение информации;
• анализ и переработка информации;
• аргументированные выводы;
• принятие осознанного решения по отбору информации и ответственность за него;
• представление (презентация) результата.
Важно отметить, что предпочтения учителей и учеников при выборе информационного источника различны. Учителя старшего поколения, слабо владеющие информационными технологиями, предпочитают традиционные источники на печатной основе (книги, журналы, газеты), а учащиеся и молодые учителя, наоборот, Интернет. Это противоречие легко разрешается, если учитель и ученики сотрудничают в процессе получения, переработки и представления информации в образовательном процессе (не только учитель обучает учеников, но и ученики обучают учителя работе с компьютером).

Пятая проблема – инновационная деятельность
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требуют от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность.
Современной школе, активно ведущей инновационную деятельность, требуются учителя с высоким творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями, умениями самообразовываться и самосовершенствоваться, что, как ожидается, ведет к профессиональному росту педагогов.
Учителю дана полная самостоятельность в работе. Он сам может решать, как лучше строить образовательный процесс, планировать материал, какими учебно-методическими комплексами пользоваться, какие методы применять. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием и гибкостью обучения и воспитания.
Компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
• владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
• понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
• знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
• умеет изучать опыт учителей-новаторов;
• умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
• умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
• умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
• умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
• умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
• умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
• умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности
Решение:
активное участие в системе постоянного обучения учителя…
Проблема практической деятельности учителя напрямую связана с ещё одной
Каковы возможности – реальные и потенциальные
- Участие в международном образовательном пространстве
- Применение образовательных интерактивных программ
- Использование образовательных коллекции по курсу
- Создание собственной медиатеки методического комплекса к урокам
«Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)

Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!
Коммуникативную атмосферу в классе создаёт учитель, это от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.
Учитель должен правильно «считать» эмоциональный фон класса и подкрепить или скорректировать его соответствующим образом.
Новые стратегические ориентиры в устойчивом развитии, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность координально изменили требования к образованию. В соответствии с этим модернизация образования зависит от понимания ответственности и профессионального уровня педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем образовательного процесса.
Профессиональное самоуважение, профессиональная гордость, профессиональное признание – основа обучения и воспитания личности.

Ұстаз болу – жүректің батырлығы,
Ұстаз болу – сезімнің ақындығы,
Ұстаз болу – мінездің күн шуағы,
Азбайтұғын адамның алтындығы

Список литературы:
1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
3. Интернет – ресурсы: http://www.proscholu.ru
4. Справочник руководителя образовательного учреждения. Алматы. 2007, 2010, 2012 год.
Цитаты:
« Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
«Будущее уже наступило»
Роберт Юнг.
Испамбетова Лидия Васильевна20.08.2012 44340 Коллеги о коллегах
Всего комментариев: 0
avatar