РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Киселева Марина Сергеевна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя

Киселева Марина Сергеевна,
ГБОУ НПО ПЛ №36,
преподаватель русского языка и литературы,
социальный педагог
Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя


Работа с детьми, несомненно, несёт большую радость, но, подчас, и не меньшие затруднения…
Кто из нас, преподавателей, хоть раз не оказывался в ситуации, когда стоишь перед детским коллективом и не знаешь, как и что ответить на некорректное высказывание или нетактичный выпад кого-нибудь из класса?
Конечно, после минутного замешательства хочется вспылить, поставить ученика на место или выгнать его из класса …
Но в том и заключается специфика нашей профессии, что любую конфликтную ситуацию нужно уметь перевести в педагогическую плоскость и решать её соответствующе.
Однажды поддавшись личностным человеческим слабостям, восстановить в классе свой авторитет будет чрезвычайно трудно.
Поэтому задача педагога на уроке не только контролировать класс, но и ни на секунду не ослаблять самоконтроль. Даже за пределами образовательного учреждения необходимо помнить о том, что позволяя себе маленькие слабости (лень, ложь, вспыльчивость) мы вынуждены будем прощать их и нашим ученикам. Следовательно, следует быть терпеливыми, без напряжения и нервозности реагировать на личностные проявления учащихся и владеть собственным настроением.
Вот, например, однажды на уроке один из обучающихся в довольно грубой форме высказался, что ему ничего не понятно из объясняемого материала и усомнился в моих способностях как преподавателя. Здесь нужно оговориться, что работаю я в системе начального профессионального образования и преподаю литературу уже взрослым «деткам» (10-11 классы).
Конечно, было крайне неприятно и обидно слышать такие обвинения, поскольку о романе «Война и мир» я рассказывала, разве что не показывая в лицах…
Но у педагогов реакция должна быть мгновенной (практически как у саперов), поэтому первую эмоциональную вспышку возмущения пришлось отмести сразу же, взять себя в руки, перевести назревающий конфликт в шутку и переговорить с грубияном после занятия.
Анализируя случившееся, я поняла, подросток сделал так не специально, это было минутным порывом, а я как педагог, конечно же, должна владеть культурой эмоций и своим примером показать способ поведения в конфликте и выхода из него.
То же относится и к работе социального педагога. Специфика его деятельности – взаимодействие с подростками девиантного поведения. Но ярлык – «девиантные», «группа риска» - приклеили им мы, взрослые. Иногда абсолютно не владея обстоятельствами, взрослые способны надломить душу юного человека (но уже личности!), за мелкий проступок отправив его по всем контролирующим инстанциям. А почему мы называем поведение такого подростка «отклоняющимся»? «Отклоняющимся» от чего?
Опять же от собственных, «взрослых» норм и правил. То есть по непонятно кем данному праву группа взрослых решила, что такой подросток не соответствует «их» обществу и правилам…
Чем отличается работа врача от работы педагога? Результаты медицинского воздействия видны через некоторое время, в то время как итоги работы педагога могут проявиться спустя годы!
Сейчас стало модно говорить о том, что «дети учиться не хотят, и ничто их не интересует, кроме компьютера… и вообще, зачем они в школу приходят?»
Уважаемые учителя, а кто нам сказал, что они приходят в школу (лицей) учиться? Ведь это мы так решили, а спрашивали мы у детей? Большинство из них приходят, чтобы общаться с ровесниками, так они утверждаются, реализовывают себя.
Мы сами воздвигаем непреодолимые стены между собой и обучающимися, говоря, что «хотим дать им знания, а они не хотят их брать»… Действительно, почему мы считаем, что лучше знаем, что хорошо для детей? Такие выводы ничем не подкреплены. Мы сами создаём жёсткую оппозицию «мы – они», «взрослые – дети», а такое противопоставление ведёт только к увеличению разрыва между нами и учениками.
Поскольку педагоги, на мой взгляд, мобильная профессия, нужно стремиться сократить пропасть непонимания и, да-да, отставания от новинок технической мысли. Противопоставление себя детям и нежелание понять их – это признак конформизма и, простите, лени сделать над собой усилие.
Педагогика – это искусство. Искусство обучения и воспитания. Но не следует забывать, что это процесс обоюдного взаимодействия. Взяв на себя ответственность воспитывать и обучать других, мы ни в коем случае не должны забывать о самовоспитании и самообразовании. Остановившись в собственном развитии, потеряв желание искать и творить, постепенно можно превратиться в живой памятник самому себе: вроде и величественно, но уж очень мешает, стоя посреди дороги…
Владение педагога коммуникативной культурой, открытость навстречу детям и свобода от стереотипов восприятия и делают личность преподавателя привлекательной. А ведь это, согласитесь, уже полдела на пути к вечной тайне детского сердца…
Всего комментариев: 12
avatar
1 Ирина_Евгеньевна • 15:16, 04.10.2011

Марина Сергеевна, какая хорошая получилась статья! Поначалу даже читать не хотела - думала, скучные рассуждения, избитые фразы. Ан нет! Тут все свое, и такие остроумные, меткие, искрометные и самое главное - мудрые мысли! Безусловно, отличная работа! Интересно только: а как вы ответили тому ученику, который усомнился в ваших профессиональных способностях?
avatar
2 kiseleva-ms • 22:31, 05.10.2011

Спасибо Вам, Ирина Евгеньевна, за теплые слова поддержки, за Вашу искренность. А по поводу ситуации с учеником... После урока мы поговорили с ним без посторонних (ведь в индивидуальной беседе подростки проявляют себя совершенно иначе, чем в коллективе). Я всегда говорю детям, что на уроке я, прежде всего, учитель, а за рамками урока мы можем пообщаться в несколько ином ключе. Ответила следующим образом: "Как преподавателю мне, конечно, было неприятно; как взрослый человек я делаю скидку на твоё настроение (были неприятности в семье), а как старшая сестра(так уж по возрасту получилось) советую не обижать никого понапрасну, потому что в глубине души каждого из нас обидное слово ранит в одинаковой степени". Ну вот как-то так...)))))
avatar
3 anizotrop • 09:55, 12.10.2011

Учителя с такой нацеленностью на самовоспитание и с таким отношением к ученикам должны "идти нарасхват". Далеко не каждый может так искусно и с таким самообладанием выходить из труднейших ситуаций. И не только делает это сам, но и буквально "за ручку" выводит из них нечаянно оступившихся воспитанников.
avatar
1
4 kiseleva-ms • 20:20, 13.10.2011

Благодарю Вас, Александр Иванович!
avatar
5 ALEX78 • 18:36, 14.10.2011

Замечательная, интересная, свежая работа! hello roll happy
avatar
6 kiseleva-ms • 18:20, 15.10.2011

Спасибо за комментарий!
avatar
7 идея • 19:05, 15.10.2011

Спасибо, Марина Сергеевна, что напомнили простую истину: "Взяв на себя ответственность воспитывать и обучать других, мы ни в коем случае не должны забывать о самовоспитании и самообразовании".
avatar
8 kiseleva-ms • 19:28, 17.10.2011

Спасибо Вам, Валентина Алексеевна, за комментарий к моей работе. Возможно, я чересчур строга, но считаю, что прежде чем требовать чего-то от других, нужно предъявить аналогичный счет к себе. Иначе какая-то система "двойных стандартов" получается!)))
avatar
9 Ishina • 16:40, 23.10.2011

Уважаемая Марина Сергеевна! Эссе замечательное! Прокомментировать могу, только воспользовавшись чужими мыслями, но отлично характеризующее Ваше повествование: Д. Мадзени «Воспитание – хлеб души!» и П. Лаплас «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно!» Спасибо Вам!
avatar
10 kiseleva-ms • 21:27, 26.10.2011

Большое Вам спасибо! Приятно получить поддержку от опытного состоявшегося педагога! Благодарю за внимание к моей работе)))
avatar
11 • 13:48, 16.01.2012

отлично!
avatar
12 nvityutnev • 05:09, 01.05.2012

Азбука моральной культуры входит в сознание и душу ученика лишь тогда, когда в школьном коллективе есть элементарная моральная культура человеческих взаимоотношений. Это очень простое и одновременно очень сложное дело. Просто оно тем, что отношения эти укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому как к человеку. Сложно тем, что человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни и всех членов коллектива – учителей и учащихся. Для учителя каждый ученик должен быть, прежде всего, человеческой личностью, достойной большого уважения.
Отзывчивость сердца на добро, сердечное, чуткое отношение, взаимное доверие, тонкость человеческих отношений между учителем и учениками – суть общения учителя с учащимися. Лишь в этих условиях школьники проявят чуткость к слову учителя, к моральным поучениям, советам, требованиям.
Учителю нужно иметь очень чуткое и открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать школьника.
Нужно дорожить доверием детей. Каким мудрым, любящим защитником ребенка нужно быть учителю, чтобы между ним и детьми всегда сохранилась гармония дружеских, сердечных, доброжелательных отношений!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены