РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ИКТ как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при изучении иноязычной культуры

В современном мире иностранный язык играет исключительную роль во всех областях человеческой деятельности. Изменения, происходящие в нашем обществе сегодня, требуют от современных школьников умения осуществлять иноязычное общение. Формирование информационного общества требует умения самостоятельно включать в систему своей деятельности возрастающий поток иноязычной информации. Поэтому возникают потребности в непрерывном саморазвитии и самопознании окружающего мира. Личностному мотиву в достижении цели познания отводится ведущая роль, и он рассматривается как центральная характеристика личности, ее ценностное ядро, формирующее ценностные ориентации на самостоятельную познавательную деятельность.

В связи с этим выявление путей развития познавательной самостоятельности как основополагающего условия самопроявления личности в будущей профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической науки.
Не секрет, что одной из задач, которые ставит учитель перед собой, является повышение мотивации учащихся и развитие интереса к тому, чем они занимаются, в особенности, если речь идет об изучении иностранного языка. В подростковом возрасте у учащихся появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес. Принимая во внимание эти данные, а также современные требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, с одной стороны, и низкий уровень готовности большинства школьников к самообразованию, с другой стороны, я пришла к мысли о работе над развитием познавательной самостоятельности школьников при изучении иноязычной культуры.

Проблема познавательной самостоятельности уходит своими корнями в глубь античности. Еще Сократ подчеркивал важность педагогического руководства познавательной активностью и самостоятельностью в процессе обучения. Исследователи вкладывают разный смысл в содержание этого понятия. Под познавательной самостоятельностью подразумевают интеллектуальные способности и умения (М.И.Махмутов), готовность и стремление своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А.Половникова), свойство личности, которое проявляется в стремлении своими силами овладеть знаниями и способами деятельности (Т.И.Шамова). В своей работе я опираюсь на определение, данное Г.И.Саранцевым.

Познавательная самостоятельность – качество личности, необходимое для активного, самостоятельного, творческого овладения знаниями на основе умений и навыков, сформированных в учебном процессе.
Уровень познавательной самостоятельности (то есть уровень готовности школьника к самообразованию) – это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. Уровень развития познавательной самостоятельности влияет на уровень обучаемости и уровень организованности, и чем он выше, тем выше будет и качество обученности.
Изучение иноязычной культуры способствует формированию и развитию у школьников в средней школе ключевых надпредметных компетенций, включающих образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, а также компетенцию личностного самосовершенствования, положенную в основу личностно-ориентированного обучения.

Изучая в школе иностранный язык, учащиеся ставят перед собой задачу получения оценки, выполнения всех заданий, данных учителем. Речь идет только об учебном аспекте.
Низкий уровень познавательной самостоятельности и отсутствие мотивов и интересов к изучению культуры заставило искать условия формирования высокого уровня самостоятельности через изучение ценностей и ориентировок учащихся.
Для определения личностной направленности была использована ориентационная анкета " Определение направленности личности”.
В результате выяснилось, что большинство учащихся с удовольствием работают в коллективе, предпочитают быть первыми и лучше всего учатся, если учитель может вызвать у них интерес к предмету. Негативно учащиеся относятся к тем, кто стремится сделать работу лучше всех, кто может многого достичь в жизни.
Методика " Ценностные ориентации” М. Рокича показала, что среди основных (терминальных) ценностей преобладают здоровье, интересная работа, учеба, красота, любовь. Счастье других, уверенность в себе, возможность творческой деятельности ценятся учащимися в меньшей степени. Изучив инструментальные ценности (ценности, важные на определенном этапе жизни), выяснилось, что хорошие манеры, чувство юмора и непримиримость к недостаткам в себе и других ценятся детьми больше других, а вот честность (правдивость, искренность), способность высказывать свою точку зрения и чуткость (заботливость) не считаются положительными качествами и ценностями, требующими внимания со стороны учащихся.
Проанализировав ценностные ориентации учащихся, личностную направленность на дело, наблюдая за процессом работы на уроках, я нашла некоторые приемы развития творческой активности, а значит и самостоятельности.
• проектная деятельность на уроке;
• работа над лимериками
Чёткая структура, запоминающаяся рифма и хороший ритм - отличная почва для использования лимерика в отработке навыков устной речи, произношения, пополнения словарного запаса и развитии мотивации к языку через творческие упражнения.

О работе над лимериками хотелось бы рассказать более подробно.

Лимерик - это такая форма стиха, названная в честь одноименного города в Ирландии, где еще в семнадцатом, что ли, веке была очень популярна. Первая в истории книга лимериков вышла в Англии в 1821м году. "Книга Нонсенса" Лира, вышедшая в 1846м, была переведена почти на все языки мира (на русский не менее трех раз) и дала начало так называемой литературе нонсенса.
В лимерике пять строчек, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая - что сделал, или что с ним произошло, и далее - чем все закончилось.
При работе над лимериком учитель ставит перед собой следующие задачи:
• продолжить формирование фонетических и лексических навыков;
• формировать у учащихся умение самостоятельно мыслить;
• учить учащихся проектировать совместную деятельность;
• научить выделять культурный компонент, прибегая к аналогии и сравнению информации;
• содействовать развитию творческих способностей;
• повышать уровень познавательной самостоятельности.

Предварительно ребята получают небольшие сведения о лимериках, истории их создания, строении в виде слайдовой презентации. На следующий урок они приносят чистый альбомный лист, карандаши или фломастеры. На уроке класс делится на группы. Каждой группе выдается лимерик на английском языке и этапы работы над ним:
1. Прочитайте лимерик.
2. Постарайтесь понять его содержание.
3. Сделайте литературный перевод.
4. Приложите иллюстрацию к лимерику.
В конце урока ребята сдают работы. Учитель просматривает работы, корректирует ошибки. Дома они должны продумать презентацию своего лимерика.
На следующем уроке ребята совместно с учителем создают презентацию в Power Point, декламируют свой лимерик, а ребята оценивают работу каждой группы и выбирают лучший перевод, лучшую иллюстрацию, лучшее представление, а также сравнивают результаты своей работы с переводами лимериков, данными профессиональными писателями. Таким образом, на работу с лимериками отводится 3 урока. Результатом работы служит создание слайдовой презентации и выпуск буклета.
• предъявление материала в виде презентаций в Power Point
Работая над данной методической проблемой в течение нескольких лет, мне уже удалось достичь некоторых результатов.
Психологический мониторинг за 2 года показывает, что познавательный уровень учащихся немного снизился, что объясняется психологическими особенностями подросткового возраста, с которым я работаю, но уровень общения и достижения растет, а это говорит о заинтересованности учащихся и их стремлении к познанию культуры.
Уровень развития познавательной самостоятельности влияет на уровень обучаемости и уровень организованности, и чем он выше, тем выше будет и качество обученности.

Таким образом, вышеперечисленные методы и приемы организации учебного процесса позволяют мне, с одной стороны, решать проблемы обучения, связанные с низким уровнем развития познавательной самостоятельности, а с другой – качественно осуществлять погружение детей в иноязычную культуру.
Уровень развития познавательной самостоятельности влияет на уровень обучаемости и уровень организованности, и чем он выше, тем выше будет и качество обученности.
Однако проделанная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. По-прежнему актуальными остаются вопросы поиска новых путей формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении иноязычной культуры, намечены дальнейшие перспективы подбора соответствующих упражнений.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.