РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в научном обществе школьников "Путь в науку"

Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в научном обществе школьников "Путь в науку" Абраменко Людмила Ивановна,
учитель химии МОУ СОШ№15
г. Мичуринска Тамбовской области


Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в научном обществе школьников

Наши первые шаги в науку связаны со II Областной научно-практической конференцией школьников «Путь в науку», на которую были представлены следующие работы обучающихся профильного естественнонаучного класса:
1. Продукты питания и процессы старения
2. Опасные для здоровья вещества (ртуть)
3. Губительные и полезные свойства озона
4. Поваренная соль (известное и неизвестное)

Третья и вторая работы были соответственно отмечены дипломами I и II степени. Все 4 работы были опубликованы в сборнике лучших докладов. Это был наш первый успех, которому предшествовала кропотливая работа в течение 2-х лет: сбор материала, анализ литературы, постановка опытов, эксперименты.

Успех принесло нам и участие во II Областных Клейменовских чтениях, посвященных Дню Космонавтики. 2 работы, представленные нами из 4х, получили дипломы I и II степени.

За тем конкурс творческих работ в ТГУ им. Державина. Наша работа в номинации «Психология» получила диплом IV степени.

Но все эти работы были сделаны отдельными учащимися профильных классов на уровне кружка.

Созрела необходимость в создании школьного научного общества, цели которого совпадали бы органично с интересами обучающихся. В этот момент в школах было введено дополнительное образование. Мною была составлена программа дополнительного образования по исследовательской и проектной деятельности обучающихся по химии. Был выпущен бюллетень, который привлек обучающихся к занятиям в научном обществе в секции естественных наук. В результате было создано 8 групп по 15 человек в каждой. Моими помощниками стали обучающиеся - кружковцы профильного класса. Они выступали в роли консультантов для начинающих исследователей. Работа НОУ открылась в начале учебного года со знакомства с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования, которая включала в себе такие виды деятельности, как работа с научной литературой, эксперименты, теоретические и практические занятия, индивидуальные консультации, проведение конференции по защите избранных тем, выпуск брошюр. Одной из первых заседаний секции была тема «Библиотека - твой помощник», на котором юные исследователи познакомились с правилами работы в библиотеках, получили навык ускоренного поиска необходимой информационных технологий. В первые 2-3 месяца нужно было научить детей брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые в отдельных изданиях библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Ребята усвоили общие навыки работы с литературой, приобрели речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии.

За 2 месяца до защиты ученической исследовательской работы начались занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями. При защите работ младшие группы использовали классическую модель защиты, старшие - творческую.

Каковы же результаты деятельности секции за 1-й год обучения?

Это участие в 3 Областной конференции школьников «Путь в науку», на которую были представлены следующие работы обучающихся:
1) Опасность, которая рядом (о наркотиках)
2) Никотин и его воздействие на организм человека
3) Алкоголь и его действие на детский организм
4) СПИД-реальность или миф?
5) Безотходное производство
6) Металлы в мягкой упаковке (комплексные соединения) Все работы опубликованы в сборнике тезисов.
На XIII открытую областную научно - практическую конференцию «Грани творчества» было представлено 3 работы от секции:
1) Старинная сказка и современная биоакустика
2) Село Никольское: в поисках истины
3) 3доровые продукты питания
Тезисы работы опубликованы в сборнике. Обучающиеся получили дипломы участников конференции. Но для меня важна была не победа, а привитие у участников секции любви и интереса к химии. И моя конечная цель была достигнута. 7 членов школьного научного общества сдали ЕГЭ по химии. Процент качества составил 60,57%. Четверо из них поступили в медицинские институты в Воронеж и Тамбов, 1- в МГПИ на факультет биологии и химии, 2-в МИЧГАУ на факультет агроэкологии.
Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся спо-собствовала развитию творческих способностей детей, самоутверждению их благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов и что самое главное - содействовала в профессиональной ориентации.

Исследовательская деятельность обучающихся - это не только работа с литературными источниками, встречи с очевидцами событий, посещение музея, но это и экскурсии в природу, роль которых весьма значительна:
школьники проводят самостоятельные исследования непосредственно в природе, общаются с прекрасным, выявляют его химическую сущность; мысли и чувства, которые возникают в момент исследования, эксперимента, делают знания более глубокими, более прочными, пробуждается познавательный интерес, пытливость, раскрывается волнующая сущность науки.
Одной из таких экскурсий в природу была экскурсия за растениями-индикаторами. Ребята собрали необходимый материал, приготовили вытяжки из растительного материала, изготовили индикаторные бумажки и испытали их растворами кислот и оснований. Результаты представили в проекте, с которым выступили на городском конкурсе «Юные исследователи» и получили дипломы лауреатов.

В связи с празднованием 65-летня победы в ВОВ обучающиеся написали следующие работы:
1) «Этот день победы порохом пропах» (вклад ученых-химиков в победу)
2) «История химии в почтовых марках»
3) «Никто не забыт, ничто не забыто»

Эти работы были представлены на межрегиональной научно-практической конференции студентов и старшеклассников «Образование, как фактор конкурентоспособности выпускника в условиях рыночной экономики». Работа Гончаровой Юлии была отмечена дипломом I степени.

Исследовательские проекты «Кислотные дожди - мертвая или живая вода?», «Что в таблетке аспирина?» были представлены на студенческой конференции в МичГау.

Есть у нас и участница Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета – 2009» Осипова Наташа.

В химическом кабинете школы №23 на центральной стене находится стенд со словами Д. И. Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» А на стенде - фотографии и дипломы юных исследователей. Никто из обучающихся не проходит мимо стенда. С интересом разглядывают его.

А это значит, что у исследовательской деятельности большое будущее, что исследовательская деятельность обучающихся будет совершенствоваться и развиваться.

Подводя итого, можно сказать, что во время уроков невозможно полностью удовлетворить все запросы обучающихся. Участие в исследовательской и проектной деятельности в научном обществе во взаимосвязи с учебной нам уроках служит тем действенным средством, которое мобилизует активность обучающегося в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Абраменко Людмила Ивановна28.08.2012 19930 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar