РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика Автор работы: Жуганина Ирина Николаевна, 
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 86 

«О времена, о нравы…»

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Этого нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. 

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
В определённом смысле учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Немного истории…

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
- ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
  • проблематизация учебного материала, 
  • активность ребёнка, 
  • связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом. 
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
  • учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; 
  • сталкивает противоречия в практической деятельности; 
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций; 
  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; 
  • ставит конкретные вопросы; 
  • ставит проблемные задачи. 
Что же такое проект?

Проект – это МЕТОД обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) – это СОДЕРЖАНИЕ обучения. Проектирование может быть как частью учебного предмета «технология», так и отдельным учебным предметом. 

Проект – это ФОРМА организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока – принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив. 

Проект – это особая ФИЛОСОФИЯ образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далёкая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. 

Школа будущего – школа проектов?

Два плана предъявления учебного проекта.

Существуют как бы два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся – видимый и невидимый для учащихся. Что понимается под этим? В проекте есть проблема, интрига, ситуация. Её ученики рассматривают вместе с учителем. Чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету. 

В то же время учитель, когда он замышляет свой проект, разрабатывает его, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний. 

Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно закладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определённого умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают КАК и не умеют, на помощь приходит учитель – т.е. новое знание «подаётся» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придётся. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Два плана учебного проекта

Видимый:
  • тема проекта, 
  • название проекта, 
  • проблема проекта, 
  • задача проекта, 
  • планирование – осуществление, 
  • презентация. 
Невидимый:
  • тема учебного курса, урока, 
  • цели и задачи, 
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков, 
  • необходимые специфические умения и навыки, 
  • новое содержание, 
  • обобщение, 
  • обеспечение проекта, 
  • организационные формы осуществления проекта. 
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
  • личностно-ориентированный, 
  • деятельностный, 
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности, 
  • построенный на принципах проблемного обучения, 
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, 
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах, 
  • воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу, 
  • здоровьесберегающий. 

ЭТАПЫ РАБОТЫ методом проекта

1-й этап – погружение в проект

Учитель формулирует:
  • проблему проекта, 
  • сюжетную ситуацию, 
  • цель и задачи 
Учащиеся осуществляют:
  • личностное присвоение проблемы, 
  • вживание в ситуацию, 
  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 
2-й этап – организация деятельности

Учитель организует деятельность – предлагает:
  • организовать группы, 
  • распределить амплуа в группах, 
  • спланировать деятельность по решению задач проекта, 
  • возможные формы презентации результатов 
Учащиеся осуществляют:
  • разбивку на группы, 
  • распределение ролей в группе, 
  • планирование работы, 
  • выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов 
3-й этап – осуществление деятельности

Учитель не участвует, но:
  • консультирует учащихся по необходимости, 
  • ненавязчиво контролирует, 
  • даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, 
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 
Учащиеся работают активно и самостоятельно:
  • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, 
  • консультируются по необходимости, 
  • «добывают» недостающие знания, 
  • подготавливают презентацию результатов 

4-й этап – презентация

Учитель принимает отчёт:
  • обобщает и резюмирует полученные результаты, 
  • подводит итоги, 
  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др., 
  • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 
Учащиеся демонстрируют:
  • понимание проблемы, цели и задач, 
  • умение планировать и осуществлять работу, 
  • найденный способ решения проблемы, 
  • рефлексию деятельности и результата, 
  • дают взаимооценку деятельности и её результативности 
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте. 

Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно описать следующим образом. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При обучении элементам проектирования (специфическим умениями), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включённости педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений.

Главная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, а так же готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
 
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 

1. Рефлексивные умения:
  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; 
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 
2. Поисковые (исследовательские) умения:
  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; 
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; 
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); 
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы; 
  • умение выдвигать гипотезы; 
  • умение устанавливать причинно-следственные связи. 
3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • умения коллективного планирования; 
  • умение взаимодействовать с любым партнёром; 
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; 
  • навыки делового партнёрского общения; 
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 
5. Менеджерские умения и навыки:
  • умение проектировать процесс; 
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы; 
  • умение принимать решение и прогнозировать их последствия; 
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). 
6. Коммуникативные умения:
  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; 
  • умение вести дискуссию; 
  • умение отстаивать свою точку зрения; 
  • умение находить компромисс; 
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 
7. Презентационные умения и навыки:
  • навыки монологической речи; 
  • умение уверенно держать себя во время выступления; 
  • артистические умения; 
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; 
  • умение отвечать на незапланированные вопросы. 
Школьники о проектной деятельности.

По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:
  • младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда «становятся лучшими друзьями»; 
  • интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя; 
  • 56% учащихся выделяю как самый интересный исследовательский этап; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию; 
  • по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее. 
Итоги и выводы.

Итак, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? 

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
  1. энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели; 
  2. специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях; 
  3. консультант – организатор доступа к ресурсам, в том числе к другим специалистам; 
  4. руководитель – особенно в вопросах планирования времени; 
  5. «человек, который задаёт вопросы» – по Дж.Питту: тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь; 
  6. координатор всего группового процесса; 
  7. эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта. 
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. 

Для учителей важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.

Список использованных источников:
  1. Савенков А.И. «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания» - Ярославль: Академия развития, 2002. 
  2. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» - Москва: АРКТИ, 2003. 
  3. Пахомова Н.Ю, «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» - Москва: АРКТИ, 2005. 
  4. Шаталова О.А. «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий» - Москва: Русское слово, 2012.
Жуганина Ирина Николаевна15.08.2013 30860 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar