РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мы в ответе за мир вокруг нас

Мы в ответе за мир вокруг нас

Виноградова В.Н.
Учитель биологии, МБОУ лицей №1


Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат, человек. Только где и когда ты встречал без подножья вершину? Ты командуешь миром. Пророчишь. Стоишь у руля. Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем! Но без нас – ты представь! – разве будет землею Земля? Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?
«Монолог Царя зверей» Р. Рождественский.

Множество проблем современного общества обусловлено не только экономическими трудностями, но и экологическим кризисом. Для выхода из этого состояния нужна перестройка всего уклада нашей жизни, изменения в социальной и экономической сферах. Поэтому актуальность экологического образования никто не оспаривает. Его целью является развитие экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе, то есть формирование экологического мышления.

Поэтому, работая с детьми, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создание образовательной среды, направленной на стимулирование ребят к постоянному поиску знаний об окружающей природе;
  • формирование навыков экологической культуры, способов взаимодействия с природой;
  • развитие исследовательских навыков, творческого мышления, умений предвидеть последствия своей деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе и людям;
  • вовлечение ребят в практическую деятельность, непосредственное участие в решении экологических проблем.

Я работаю с обучающимися 5-11 классов и почти на каждом уроке мы обсуждаем вопросы, так или иначе связанные с экологией. Конечно, этого мало, нужны конкретные дела, действия. Поэтому у нас в лицее ведется большая внеклассная работа экологической направленности. Ребята очень активно и успешно участвуют и в разных акциях, выставках и конкурсах, которые проходят регулярно. Это интеллектуальные конкурсы «Леонардо», «Гелиантус», «Человек и природа», «Зимние интеллектуальные игры», Пермский молодежный биологический чемпионат, Обнинский проект «Интеллект-экспресс», акции по благоустройству пришкольной территории (уход за зелеными насаждениями, оформление цветочных клумб), «Сбереги дерево» (сбор макулатуры), лицейские выставки фотографий, экологических плакатов, стенгазет, рисунков. Ежегодно в лицее проходят ученические конференции «Шаг в будущее» (для 4-8 классов) и «Дарование юных – родному городу» (для 9-11 классов), на которых ребята представляют свои творческие и исследовательские работы по разным направлениям, в том числе по биологии и экологии. В проектной деятельности активно участвуют и педагоги.

Например, я являюсь куратором выставки «Мой домашний питомец» в рамках лицейской программы «Культура и дети».
Очень интересным получился совместный с учениками проект – выставка «Путешествие с комнатными растениями». Была проведена большая предварительная работа (создано Положение о выставке, собран теоретический материал, сделаны эскизы, продуманы экскурсионные маршруты, подготовлены экскурсоводы). Основой для экспозиции стала коллекция комнатных растений кабинета биологии, но огромный вклад внесли ребята, которые пополнили выставку большим количеством интереснейших экземпляров, принесенных из дома, среди которых были орхидеи и растения – хищники. В общей сложности было представлено около 200 экземпляров комнатных растений 145 видов.

В основу композиции был положен принцип географического происхождения растений, и посетители получили возможность совершить путешествие по Евразии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Выставка работала почти месяц, было проведено 39 экскурсий для обучающихся, родителей, педагогов и гостей лицея. Число посетителей составило 970 человек. Пока этот проект остается разовым, так как не хватает технических возможностей сделать его регулярным (нет, например, свободного помещения). Но интерес к нему со стороны ребят сохраняется, поэтому возможно его продолжение. А серьезным результатом этой выставки стало озеленение учебных кабинетов на научной основе с использованием тех разработок, которые были подготовлены для проекта.

Более ответственно ребята стали относиться и к растениям на пришкольном участке. С интересом провели обследование и определение видового состава деревьев и кустарников, составили план территории. В жаркое время обязательно проводятся акции «Напои дерево», так как поливочный водопровод не функционирует в полном объеме. Ежегодно оформляются цветочные клумбы на основе ученических проектов, высаживаются в соответствии с планом многолетники.

Начиная работать с пятиклассниками, я всегда задаю вопрос: «Что каждый из нас реально может сделать, чтобы сохранить красоту нашей планеты?» Дети начинают говорить о заводах, загрязняющих природу, об уменьшении количества автомобилей и других серьезных проблемах. Я с ними соглашаюсь и задаю следующий вопрос: «Вы можете закрыть завод?» Ребята немного теряются, но постепенно снижают уровень проблем, и мы приходим к самым простым, доступным каждому действиям: выбросить обертку от конфеты в мусорную урну, полить дерево возле своего подъезда, не срывать цветы с клумбы и так далее. Казалось бы, такие мелочи, но ведь именно они закладывают основы правильного отношения к тому, что нас окружает, учат видеть и ценить красоту живой природы.

На осенних каникулах у нас в лицее традиционно работал пришкольный лагерь «Умники и умницы» и мне для занятий нужно было найти что-то нестандартное. В итоге я придумала виртуальное путешествие на основе экологической сказки «Семь тайн жизни» (по мотивам сказаний североамериканских индейцев) из сборника «Экологические сказки», составленного Г.Ф. Фадеевой. Для создания визуального ряда была подготовлена презентация, подобран иллюстративный материал. По итогам занятия каждая группа собирала цветное ожерелье из тайн жизни и ее основ, приходила к пониманию того, что важный дар человека – это способность принимать решения, что все мы несем ответственность за жизнь на Земле. Ребята оформляли экологические плакаты. А в конце встречи им предлагалось увидеть еще одну загадку.

Но сначала был задан вопрос: «Как отличить живой организм от неживого объекта?» Даже младшие школьники знают, чем отличается живое от неживого. Обязательно называется такое свойство как движение. Тут задается новый вопрос: «А растение – живой организм?» Дети соглашаются, что это живое существо. «А как же растение двигается?» - снова спрашиваю я. Возникает некоторая растерянность, ведь обычные движения растений не заметны взгляду. Но есть организм, который меняет такое привычное представление о движениях растений – это мимоза стыдливая (Mimosa pudica).

При легком прикосновении к листьям, похожим на листья папоротника, они мгновенно складываются. Через некоторое время, если растение не трогать, листочки постепенно раскрываются и принимают свой прежний вид. Именно такая потрясающая реакция и была показана детям на живом экземпляре этого растения. Независимо от возраста, впечатление это производило огромное. И одно из главных условий было то, что растение было живое, настоящее. Если бы демонстрировалась, например, видеосъемка, то эффект был бы не такой.

Для меня самым важным результатом стало то, что многие ребята захотели сами вырастить подобное чудо у себя дома.
Современных детей трудно чем-то поразить. Но когда это удается, то за удивлением возникает интерес, дальше действие, конкретное дело. Пусть это не глобальная акция, но это уже шаг. Пусть небольшой шажок, но это реальное движение к пониманию ценности и красоты жизни.

Вся наша жизнь состоит из отдельных шагов, поступков, действий и, если мне удается помочь ребятам в выборе верного жизненного решения, значит, я работаю не зря.

Виноградова Виктория Нахамовна20.06.2014 9550 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar