РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Психологическое сопровождение детей  с ограниченными возможностями здоровья и  жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Содержание и формы психологического сопровождения детей с ОВЗ и жизнедеятельности в школах VIII вида, направлены на создание системы комплексной психолого-педагогической помощи в освоении детьми основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном учреждении.

Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка.

Основные этапы процесса психологического сопровождения учащихся.

  • 1 этап. Диагностическое сопровождение учащегося (психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка), установление контакта со всеми участниками сопровождения. Определение модели воспитания, используемой родителями (официальными представителями), и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
  • 2 этап. Составление и реализация на основе диагностических данных индивидуальных психолого-педагогических программ, разработка индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, включающих в себя комплексы упражнений на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Оказание необходимой психологической помощи и поддержки родителям ребенка с ограниченными возможностями (беседы, консультирование). Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. Психолого –педагогическое консультирование и просвещение учителей- предметников, классных руководителей, воспитателей и других сотрудников образовательного учреждения. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для работы с учащимися, с учетом их индивидуальных и психофизиологических особенностей.
  • 3 этап. Мониторинг результативности и анализ эффективности процесса психологического сопровождения. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеет свои подходы и принципы.
  1. Личностно-ориентированный подход. Обеспечение комфортных, психологически благоприятных и безопасных условий в образовательном учреждении для каждого учащегося, оказание несовершеннолетнему психологической помощи и поддержки с учетом его личностных, возрастных и психофизиологических особенностей.
  2. Гуманно-личностный подход. Формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, формирование и поддержка ситуации успеха.
  3. Деятельностный подход. Оказание психолого-педагогической помощи с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
  4. Комплексный подход. Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ и жизнедеятельности должно осуществляться педагогом-психологом в тесном контакте с классным руководителем, учителями-предметниками, воспитателем, логопедом, медицинской сестрой, родителями. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

Основными принципами психологического сопровождения учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Содержание психологического сопровождения учащихся с ОВЗ включает в себя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (уроки, прогулки, кружковая деятельность, общественно-полезный труд);
  • контроль за поведением учащихся в классе;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащихся с подробным описанием его личностных, возрастных и психофизиологических особенностей, (поведение, межличностные отношения, уровень развития коммуникативных отношений, особенности интеллектуального развития и результаты учебной деятельности, основные виды трудностей при обучении).
  • формирование комфортного микроклимата в классе;
  • организация внеурочной деятельности (психологические часы), направленной на развитие познавательных интересов учащихся, и их развитие.
  • поддержание постоянной связи с педагогическим персоналом школы, медицинским работником, родителями.

Возможность использования разнообразных форм в психолого-педагогической работе с детьми в школах VIII вида, делают коррекционно-развивающую работу более личностно-ориентированной, и направленной на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В работе с учащимися приемлемы следующие формы работы: фронтальные, групповые, подгрупповые и индивидуальные.

Использование в психолого-педагогической деятельности с детьми различных методов, позволяет более эффективно проводить коррекционно – развивающую работу. Сказкотерапия, игротерапия, станционные игры, песочная терапия, психогимнастика, релаксация, активная эмоциональная разгрузка, арт-терапия – достаточно универсальные, доступные и широко применяемые в психологической работе с детьми методы, которые позволяют успешно решать задачи психологического сопровождения, диагностической, психолого-педагогической, педагогическо-профилактической, терапевтической и коррекционно-развивающей деятельности.

Дзагкоева Наталья Анатольевна12.11.2014 34170 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar