РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Проблемы здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

«Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.

Ухудшение состояния здоровья младших школьников - серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у общественности, родителей и учителей. Каждый год увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие -либо ограничения по состоянию здоровья.

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных - здоровье человека, особенно младшего школьника. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников с каждым годом ухудшается; почти половина учащихся уже приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья [1].

Вот почему сейчас очень важно научить учащихся бережно относиться к своему здоровью, на своем примере всеми возможными способами стараться показывать красоту физического и психического совершенства. Иными словами, важно убедить школьников в необходимости ведения здорового образа жизни: выработать негативное отношение к вредным привычкам, приучить к правильному питанию, к соблюдению режима дня, к занятиям спортом, а также научить распоряжаться свободным временем с пользой для здоровья. Школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся и образовательных технологий здорового образа жизни.

Здесь, естественно, требуются совместные усилия родителей и педагогов в формировании у школьников понятия здорового образа жизни, воспитания соответствующих навыков и привычек. Это будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья учащихся.
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций [4].

Проблема состоит в том, что в школе процесс формирования здорового образа жизни ещё не приобрёл своей целенаправленности, систематичности в её практической реализации, несмотря на то, что существует Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников, которая предполагает сохранение и укрепление здоровья, способствующие развитию ребенка, как в познавательном, так и в эмоциональном плане. Эта программа применяется в Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Она составлена с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья младших школьников: неблагоприятные условия; факторы риска; чувствительность к воздействиям; комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Для того, чтобы проверить эффективность применения данной программы, мы провели исследование состояния уровня сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников на базе 3а класса Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске. Количество учащихся составляло - 21 человек.

Ход исследования обеспечивается применением трех диагностик.

Первая диагностика была направлена на решение задачи по сформированности представлений о позитивных факторах здоровья, о правильном (здоровом) питании нами использовалась анкета «Осведомленность о требованиях здорового образа жизни»[5].

Из полученных результатов можно сделать вывод, что высоким знанием правил пользования средствами гигиены обладают – 71% учащихся, достаточным уровнем – 24%, низким уровнем – 5%.

Результаты по изучению осведомленности о правилах организации режима питания следующие: высоким уровнем обладают 86% школьников, низким уровнем – 14%.

Результаты по осведомленности о правилах оказания первой помощи показали, что высоким уровнем обладают 86% учащихся, низким – 14%.

Для решения задачи о сформированности умений обучающихся делать осознанный выбор поступков, способствующих здоровому образу жизни, уметь рационально организовать режим дня была проведена анкета «Мой режим дня»[3].

Результат показал, что высоким уровнем организации режима дня обладают 48% учащихся, средним уровнем – 48%.

Высоким уровнем умения рационально организовывать свой досуг не обладают ни один из учащихся, средним уровнем обладают – 62% обучающихся, низким уровнем -38 %.

Для решения задачи об обученности элементарным навыкам эмоциональной разгрузки, сформированности навыков позитивного коммуникативного общения была проведена анкета А.О.Прохорова "Невербальная диагностика эмоциональных состояний"[2].

В ходе исследования было выяснено, что в целом эмоциональный фон в классе позитивный, основные, наиболее встречающиеся позитивные психические состояния - дружелюбие, доброжелательность, радость, мечтание, фантазирование. Дети ориентированы на общение в коллективе, коммуникативное взаимодействие друг с другом, но наряду с этим наблюдались и негативные состояния такие, как утомление, усталость, напряженность, скованность.

Таким образом, позитивные состояния наблюдались у 12 учеников, что составляет 57 %, позитивные и негативные у 6 учащихся, что составляет 29%, а негативные состояния у 3 учащихся, что составляет 14%.

Сформированность культуры здорового образа жизни у младших школьников находится на среднем уровне. Не все школьники имеют правильное представление о правилах пользования средствами гигиены, об организации режима дня, об оказании первой помощи. Также не все учащиеся соблюдают режим дня. Некоторые учащиеся некомфортно чувствуют себя в коллективе. Некоторые из них чувствуют себя скованно и напряженно. Полученные результаты диагностик указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о здоровом образе жизни, а также сформированности навыков эмоциональной разгрузки и навыков коммуникативного общения.

Фомина Виктория Витальевна02.03.2015 11990 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar