РАЗРАБОТКИ

Другие модули


К вопросу о путях развития крупной формы в гитарном исполнительстве

К вопросу о путях развития крупной формы в гитарном исполнительстве

Анализируя литературу по истории развития крупной формы в гитарном исполнительстве, мы понимаем, что тема практически не затрагивается, либо освещается фрагментарно, а имеющиеся сведения не составляют целостной картины возникновения и развития явления и не определяют его место в истории музыкальной культуры.

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью жанра как исторического и художественного явления.

Это побуждает к постановке двух взаимосвязанных проблем:

1. Определение исторических масштабов и художественной значимости явления в контексте музыкальной культуры, что предполагает выяснение причин, обусловивших возникновение крупной формы в гитарном исполнительстве, динамика его развития. Основанием для её решения может быть последовательно выстроенная картина истории предмета. В изучении истории крупной формы представляется важным следующее: - общеизвестно значение творчества великих мастеров для определения масштабов и значимости художественного явления. В их искусстве преломляются и развиваются основные тенденции эпохи, от эстетических до творческо-технологических, что даёт толчок для открытия новых горизонтов его развития. Необходимо подчеркнуть роль творчества выдающихся композиторов эпохи барокко, классицизма, композиторов XX века, повлиявших на развитие и формирование жанра.

2. Белым пятном в истории крупной формы в гитарном исполнительстве является XIX век. Возникает закономерный вопрос, почему появившись в XVII веке жанр, исчез в XIX, чтобы возродиться в XX веке?

Цель исследования:

а) определение масштаба и значения жанра в контексте художественного и исторического развития музыкальной культуры;
б) описание роли жанра в истории развития гитарного исполнительства.

Соответственно поставленным целям выдвигаются следующие задачи:

  1. Выяснить и сформулировать эстетические, социальные и художественные причины формирования крупной формы.
  2. Обозначить (сформулировать) основные тенденции развития жанра.
  3. Описать роль крупной формы и определить её место в истории музыкальной культуры.

Источники исследования:

  • партитуры сочинений оркестровой и инструментальной музыки XVII – XVIII веков, оркестровые партитуры XX века;
  • архивные документы и материалы изобразительного искусства;
  • музыковедческие и публицистические работы, посвящённые истории развития исполнительства на гитаре;
  • аудио - видео материалы с записями наиболее значимых сочинений ,написанных для гитары. Методической основой исследования служит комплексный подход, выражающийся во взаимодействии принципов культурно-исторического и системного анализа, в синтезе теоретического осмысления и практического опыта. В связи с этим явление рассматривается от истоков до современности. Комплексность подхода предопределяет изучение 2–х слагаемых явления в их исторической и художественной взаимосвязи:
  1. системного анализа творчества композиторов, писавших произведения крупной формы для гитары;
  2. средства воплощения музыкального содержания.

К вопросу истории развития жанров.

Конец XIX- начало XX века ознаменовалось значительным развитием крупной формы в гитарном исполнительстве. Произведения крупной формы - сюиты, сонаты концерты – привлекают внимание слушателей, исполнителей, композиторов. Но, заняв видное место в музыкальной практике, история жанра не достаточно исследована, как художественное и историческое явление.

Чтобы понять и проследить хронологически этапы «взросления» жанра, имеет смысл вернуться в эпоху Барокко, когда зарождались сюиты - которые стали фундаментальной основой жанра.

Исследования позволяют хрестоматийно проследить основные тенденции развития крупной формы на протяжении четырёх веков, с момента зарождения в XVI веке, вплоть до XX века включительно.

Если мы обратимся к старинным нотным изданиям, то заметим, что это, прежде всего сборники танцев – различных по характеру, темпу и ритму. Постепенно разрозненные танцы объединяются в циклы, которые со временем приобретают название сюиты. «В сюите представлены танцы немецкого (аллеманда), французского (куранта), испанского (сарабанда) и английского ( жига ) происхождения» / 5.стр.218-219/. По словам Б. Штрейнпресс, сюита стала «международной ассоциацией танцевальных жанров». Более полная характеристика дана в энциклопедическом музыкальном словаре: «Сюита – ряд, последовательность (фр.).

Одно из значений – циклическая форма, состоящая из нескольких самостоятельных обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом. Развивалась из сопоставления двух танцев - медленного (павана) и быстрого (гальярда). Классический тип старинной танцевальной сюиты состоял из 4 частей: умеренно медленная аллеманда, быстрая или умеренная куранта, медленная сарабанда и стремительная жига. Жиге часто предшествовали менуэт, буре, гавот, полонез и. т. д., аллеманде – прелюдия (иногда с фугой )…. Все части старинной сюиты писались в одной тональности….

Сюиты писались с 16-го века для лютни, клавесина, оркестра и т.д. Высокие образцы её у Баха и Генделя (1-я половина 18-го века). …»/3. Стр.263/. Появление крупной формы в эпоху Барокко обусловлено несколькими причинами: – историческими, художественными, социальными. Но прямое воздействие на развитие жанра оказало творчество композиторов и исполнителей. В подтверждение вышесказанного имеет смысл привести некоторые факты – свидетельства популярности крупной формы у композиторов той эпохи. Знаменитый лютнист и гитарист Роберт де Визе (1658-1725) написал шесть сюит для гитары, Антонио Вивальди (1678-1725) - 2 концерта для лютни и струнной группы, И.С. Бах(1685-1750) – 4 сюиты для лютни (№1 – А - moll BWV995., №2 – е moll BWV996.,№3 – А-moll BWV997.,№4 – е -dur BWV1006a), Сириус Леопольд Вейс (1686-1750) – 6 сюит для гитары. Всё перечисленное свидетельствует о том, что сюита занимает особое место в гитарном исполнительстве той эпохи.

Почему мы ставим сюиту у истоков крупной формы? Какие есть у нас основания делать подобные выводы? Рассмотрим то, что объединяет произведения крупной формы – это, прежде всего циклическая структура, контраст частей , танцевальные элементы. Есть некоторые противоречия в том, что касается периода появления сонаты и концерта, как жанров последовательно развивающихся от сюиты. По одним данным, в частности, у Б. Штрейнпресса говорится о том, что соната (церковная соната) и концерт появилась в 17-м веке ./5. стр. 219/. В энциклопедическом музыкальном словаре: « К концу 18-го века старинная сюита вытесняется сонатой»… /3. стр.263/. Как видим, данные двух вызывающих доверие источников достаточно противоречивы. В чём причина явления? Ответ на этот вопрос может послужить материалом для исследования.

Если в эпоху Барокко особой популярностью пользовались сюиты и концерты, то в последующий исторический период, обозначенный как ранний Романтизм, гитара занимает особое место в музыкальной культуре. Появляется целая плеяда ярких композиторов-исполнителей, таких, как: Ф.Сор, М.Джулиани, А.Диабелли, Д.Агуадо, М.Каркасси, Н.Кост, Й.Мерц. Они и сформировали школу классической гитары, которой с успехом пользуются и современные гитаристы. ( Особое место занимает школа игры на 6-и струнной гитаре М. Каркасси.) Однако, исследуя музыкальную литературу по гитаре, видим, что особо популярным у композиторов-классиков стал жанр сонаты. Ф.Сор написал 3 сонаты (ор.25; ор.15; ор.22.) М.Джулиани -2 сонаты (ор.15; ор.96.) Как минимум по одному произведению написали А.Диабелли (Соната№2) и Н.Паганини (Большая соната). Сюиты и концерты, написанные для гитары в этот период, практически отсутствуют.

Нечто подобное в истории развития жанра мы наблюдаем и в XIX веке – эпоху позднего Романтизма. Исключение составляет «Испанская сюита» Ор.47 Исаака Альбениса. Тенденция развивается на фоне полного отсутствия гитаристов-исполнителей, хотя и это утверждение достаточно спорное. Однако документальных свидетельств освещающих творчество исполнителей того времени практически нет. «Депопуляризация» крупной формы в гитарном исполнительстве связана с тем, что композиторы-романтики внесли серьёзные изменения в состав симфонического оркестра, значительно его увеличив. Это в свою очередь, в большей или меньшей степени способствовало появлению больших концертных залов. Технические и звуковые возможности гитары не могли соревноваться с мощным звучанием оркестра. Быть может, в этом феномене кроется причина забвения инструмента.

Однако уже в начале XX века происходит интенсивный подъём интереса к гитаре в целом, и к произведениям крупной формы в частности. Эмануэль Понсе пишет: «Южный концерт»; 3 сюиты; 6 сонат для гитары. Концерты и сюиты для гитары украсили творчество Эйтора Вилла-Лобоса. Федерико Морено-Торроба пишет концерт, сонату и 3 сюиты. Марио Кастельнуово – Тедеско отдаёт дань гитаре, написав 2 концерта, сонату «Памяти Боккерини», и «Компостельскую сюиту». Концерты для гитары писали: Франциско Миньон, Александр Тансман, Хоакин Родриго, Астор Пиацолла(«Двойной концерт для гитары бандонеона и оркестра»), Лео Брауер(2 концерта), Карло Доминикони(2 концерта для двух гитар), Френсис Клейньянс(3 концерта), Роланд Диенс(2 концерта, один из них для гитары и 21 гитары), Марио Охана(1 концерт «Tiento»). Яркий всплеск интереса к гитаре в XX веке свидетельствует о расширении художественного мышления гитаристов, появлением новых средств художественной выразительности в их творчестве. Новаторство композиторов XX века заключалось в не традиционном подходе к формированию составов инструментальных ансамблей. Развитие научно-технического прогресса дало возможность гитаристам-исполнителям озвучивать большие залы, солировать с оркестрами. Появление ярких солистов стимулировало творчество композиторов, в связи с чем, появились произведения, посвящённые конкретным исполнителям: Э Вила Лобос посвятил концерт Андресу Сеговии, И Рехин «Гаванский концерт» – Александру Фраучи, М Охана – Нарциссо Йепесу, Амандо Бланква посвятил концерт Жану Рамону Джамениру, Х. Родриго «Фантазию для джентельмена с оркестром» и М. Костельнуово – Тедеско «Концерт №1»- посвятили Андресу Сеговии. Постепенно гитара заняла одно из лидирующих положений среди классических инструментов. Более того, возросло значение гитарного исполнительства в академической, культурной и социальной жизни общества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. - Ленинградское издание. Музыка,1979.
2.Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. – Москва. Советский композитор, 1989.
3.Келдыш Г.В. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва ,1959.
4.Штрейнпресс Б. Популярные очерки истории музыки до XIX века. - Москва,1963.

Качаева Ирина Владимировна19.03.2015 7730 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar