РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системный подход к комплектованию объединения по интересам и организация работы с детьми, родителями и педагогами школ

Педагогическая статья

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей и интересов школьников, развитие их способностей реализуется через работу различных объединений по интересам дополнительного образования.

Поэтому очень важно уделять специальное внимание средствам и приемам вовлечения детей в деятельность.

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

Эффективность этого процесса зависит от технологии - от искусства, педагогического мастерства и умения педагога воздействовать на процесс обучения.

Педагогическое мастерство в ходе профессиональной деятельности позволяет оптимизировать все виды работы с обучающимися, направлять их (виды) на всестороннее развитие и совершенствование личности подростка, формирование его мировоззрения и способностей.

Однако аналитическая деятельность в работе педагогов дополнительного образования к комплектованию объединения по интересам и организации работы с родителями, педагогами школ выявляет свои недостатки.

Недостатки при планировании и организации работы в объединении по интересам.

  1. Планируя занятия объединения по интересам, надо соотносить теоретическую часть с практической. Так как преобладание теоретической части над практической ведёт к потере интереса у обучающихся. Объясняется это тем, что эта неприязнь к теории выработалась уже в школе. Поэтому целесообразно изучать материал, основываясь на потребностях, обучающихся в практической деятельности.
  2. Также следует избегать частого порицания обучающихся за ошибки в работе. Прежде, чем покритиковать того или иного подростка, надо отыскать в его работе что- либо положительное, удачное, похвалить его за это.
  3. Одной из ключевых проблем является проблема отслеживания результатов, что делает не каждый педагог дополнительного образования. Педагог должен приложить максимум усилий к тому, чтобы разработанные и изготовленные обучающимися изделия, не были обделены вниманием. Так как изделия, изготовленные обучающимися, являются лучшей рекламой работы объединения по интересам.

Недостатки при наборе в объединения по интересам, и низкой посещаемости занятий.

  1. Занятия в объединении по интересам — это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать.
  2. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания — встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом по месту жительства. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь- отсюда проблема наполняемости объединений по интересам.
  3. Дети, посещающие занятия объединений по интересам в Центре, одновременно занимаются в спортивных секциях, других заведениях, дающих дополнительное образования. Отсюда вытекает проблема регулярного посещения ребёнком только одних занятий в Центре.
  4. Не у всех педагогов дополнительного образования построена работа по принципу: «педагог дополнительного образования – родитель - учитель в школе». Связи с родительской общественностью и педагогами школы слабо налажены или просто отсутствуют. Педагог регулярно заполняет журнал, в котором отмечает дату и тему занятия, посещаемость учащимися занятий. Не все педагоги отслеживают посещение обучающимися объединений по интересам. Понятно, что дети приходят на занятия по собственной инициативе, напоминаний. Если возникает ситуация, когда ребёнок вынужден пропустить занятие кружка, то об этом должен знать и педагог. Некоторые педагоги, при возникновении таких ситуаций не интересуются, почему ребёнок отсутствует на занятии. А ведь, когда педагог ведёт контроль над отсутствием ребёнка в кружке, взаимодействуя при этом с родителями, классными руководителями, то имеет совсем другой результат.
  5. Особое место в структуре работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи отводится обеспечению образовательного процесса в объединениях по интересам, а это в первую очередь набор детей и реклама объединений по интересам. Реклама объединения по интересам является одним из факторов повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивая продуктивный творческий поиск, выявления и внедрения лучших образов педагогической деятельности (направлений творчества), что зачастую не всегда используется педагогами.
Парачук Андрей Валентинович25.08.2016 2490 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar