РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Образовательный туристический маршрут «Тропа загадок и чудес».

Образовательный туристический маршрут «Тропа загадок и чудес».

Крылова Мария Олеговна,
учитель биологии и географии
МКОУ Текунская ООШ

Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование школьников играет важную роль в формировании личности ученика. Образовательная программа школы содержит программу формирования здорового образа жизни и экологического образования. Кроме того, эти задачи реализуются и через программу внеурочной деятельности. Одной из современных эффективных форм организации деятельности учащихся является образовательный туризм. Одним из направлений образовательного туризма является Экологическая Тропа, как средство приобщения детей к природе. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

В данной методической разработке использованы следующие понятия:

Образовательный туристический маршрут - это маршрут, в котором учащиеся совмещают отдых с обучением.

Квестом называется организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы использовать полученную информацию в практических целях, чтобы развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.

Экологическая тропа – это “учебно – экспериментальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Разработана с учётом природных и исторических особенностей местности, направлена на формирование у школьников потребности бережного отношения к природе и изучению предметов естественного цикла.

Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп.

При выборе маршрута экологической тропы учтены основные условия, как:

  • доступность маршрута для посещения учащимися, например, близость к школе, летнему лагерю, пришкольному участку;
  • посещаемость маршрута тропы местным населением, отдыхающими;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.
  • безопасность.
  • малозатратность.

Цель: формирование целостного представления об окружающей природе, совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде.

Задачи:

а) Образовательная – расширить у учащихся знания об объектах и процессах окружающей нас природы.

б) Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Обзор образовательного маршрута:

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строиться на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. По назначению экологические тропы делятся на прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы.

Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских и сельский  рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов.

Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, для детей младшего возраста могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты, на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.

ПАСПОРТ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА.

Применяемая технология: квест.

Руководитель маршрута: Крылова Мария Олеговна, учитель географии и биологии.

Возраст учащихся: 7-15 лет.

Вид туризма: пешеходный.

Местонахождение: Костромская область, Кадыйский район, посёлок Текун.

Протяжённость: 1850 метров  

Назначение: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры. Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Не все остановки тропы обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Реализация образовательного маршрута: образовательный маршрут доступен с мая по октябрь. В остальной период маршрут недоступен из-за погодных условий.

Краткое описание границ маршрута: экологическая  тропа расположена на территории  Паньковского сельского поселения от МКОУ Текунской ООШ до берега р. Нёмда.

Краткая характеристика объектов на маршруте:

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают информацию об этих объектах. Экскурсии по учебной экологической тропе предусматривают обучение, воспитание и активный отдых. Особое место среди этих компонентов отводится отработке навыков правильного, грамотного поведения в природе. Маршрут экологической тропы проходит по 5 станциям и включает участие школьников разных возрастов.

  • Остановка №1 – «Школьный дворик»
  • Остановка №2  - «Луговая»
  • Остановка №3 – «Овражная»
  • Остановка №4 - «Лесная»
  • Остановка №5 - «Речная-Нёмденская».

Начинается экологическая тропа со школьного дворика, пересекает луг, где находится остановка №2, далее овраг (остановка №3), сосновый бор (остановка №4) и заканчивается на берегу р. Нёмда (остановка №5). Следуя по маршруту, учащиеся заполняют экологическую карту маршрута.

Станция №1 «Школьный дворик»

Создана зона отдыха, которая позволяет активно провести время всем учащимся. Школьный дворик находится удаленно от проезжей части, закрыт забором, что создает безопасные условия для отдыха детей. Построен навес и скамейки, разбиты клумбы.

Знакомство с Правилами поведения на экологической тропе. Приложение №1

Задание: определить роль зелёных насаждений на территории образовательной организации.

Станция №2 «Луговая»

Главные растения луга – травы. Они здесь очень разнообразны. На одном квадратном метре иногда можно насчитать до 100 различных видов травянистых растений. В лугах распространены такие растения, как тысячелистник, нивяник, ромашка лекарственная, мышиный горошек, алтей, герань, кукушкины слезки, чина, клевер, лисохвост, тимофеевка, мятлик и многие другие. Огромное количество и разнообразие луговых цветов привлекает насекомых опылителей: пчел, шмелей, бабочек, цветочных мух. На зелени трав кормятся личинки бабочек – гусеницы. В лугу множество видов кузнечиков, саранчи, жуков и многих других насекомых. Также на лугах живут ящерицы, лягушки, жабы, змеи. Здесь обитают птицы: перепел, трясогузка, коростель, скворец, луговой конек, жаворонок, горихвостка. Звери луга: мыши, полевки, зайцы, лисицы, ласка, куница. В почве обитают бактерии и беспозвоночные животные. Есть на лугах и грибы: луговые опята, шампиньоны, дождевики, бледные поганки.

Все живые организмы луга взаимосвязаны. Растительноядные насекомые, птицы и млекопитающие поедают луговые травы и их семена. Насекомые-опылители (пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, например, трясогузок. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Мыши являются основным кормом для лисиц. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными. Разложившиеся остатки служат плодородным субстратом, на котором растет богатая луговая растительность.

Луговые травы.  

Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.

Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие.  На этой станции учащиеся знакомятся с многообразием трав, произрастающих на лугу. Расширяют представления о  лекарственных растениях, их ценности для здоровья, о  правилах их сбора, хранения и применения. 

Знакомства с Правилами сбора лекарственных растений. Приложение №2                                                                                

Задание: наблюдение за насекомыми. Сравнительная характеристика их внешнего вида, передвижения.

Станция №3 «Овражная»

На данной станции учащиеся знакомятся с отрицательной формой рельефа – оврагом. Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.

Задание: определить высоту склона оврага (учащимся 7-9 –х классов), изучить видовой состав растительного и животного мира.

Станция № 4 «Лесная»

Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.
Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой. Так, солнечную энергию – главный источник в растительных сообществах – в лесу поглощают в основном кроны деревьев в процессе фотосинтеза и тем самым накапливают органическое вещество. Основная масса солнечной энергии отражается от поверхности крон и от почвы на прогалинах и уходит в атмосферу, незначительная часть расходуется на транспирацию.
Леса как экологические системы интересны и важны во многих отношениях. Во-первых, это одни из немногих экосистем суши, сохранившиеся в естественном или слабо измененном человеком состоянии; во-вторых, это самые крупные экосистемы на Земле, которые характеризуются высокой продуктивностью и в которых аккумулируется большая часть органического вещества планеты в виде древесины, детрита, гумуса, используемого затем человечеством как для собственного потребления, так и для восстановления исчезающих в процессе его хозяйственной деятельности компонентов биосферы.                                            

На станции «Лесная» учащиеся знакомятся с ярусами лесной растительности, характеристиками внешнего и внутреннего строения растений, позволяющими им обитать в том или ином ярусе. Обсуждаются изменения, которые могут произойти с участком леса через какое – то время, вводится понятие сукцессии. Рассматривается фитоценоз как совокупность растений, совместно произрастающих на определенном участке земной поверхности и тесно связанных друг с другом разнообразными связями.

Здесь же вводятся понятия «Красная книга», «эндемик», «биотоп», «экотоп», «вид–эдификатор» и др.                        

Изучение леса можно проводить в любое время года. Он красив и интересен ребятам.

Викторина. Приложение №3

Задание: оценка негативного антропогенного воздействия на экосистему леса, предложить меры по её охране. Приложение №4.

Станция № 5 «Речная Нёмденская»

Нёмда — река в Костромской области. Левый приток Волги.
Длина — 146 километров, площадь бассейна — 4750 км², средний расход воды в 48 километрах от устья — 28,9 м³/с. Крупнейшие притоки — Шуя (левый); Шача, Вотгать, Юг (правые). Крупнейший приток — Шуя. Нёмда начинается неподалёку от села Палкино Антроповского района Костромской области. Исток находится на юго-восточной окраине Галичской возвышенности. В верхнем течении река течёт по лесной местности, сильно петляя. Ширина реки составляет 10—15 метров. Приняв слева Шую, которая в месте слияния шире Нёмды, река увеличивается до 20—30 метров и начинает спокойно течь на юг.
Красивые лесные участки по берегам чередуются с лугами и болотами. На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как о Нёмденском заливе Горьковского водохранилища.
Залив образует многочисленные острова и имеет изрезанную линию берега. Река Нёмда — это и цветение кувшинок, и отличное купание, и катание на лодках, и великолепная рыбалка. Сюда пока приезжает не так много туристов, но все они оставляют об этих местах самые восхищенные отзывы.

Задание: исследовать характер берегов и растительность, взаимосвязь реки с окружающей природой, использование местными жителями, выяснить нуждается ли эта река в охране? Если нуждается, какие мероприятия по охране данной реки можно провести.  Приложение №5

Подведение итогов

Проводится анализ полученных данных и делается вывод об экологическом состоянии маршрута. Приложение №6

Приложение №1

Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
  • разводить костры можно только в специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

Приложение №2

Правила сбора лекарственных растений.

  • 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.)
  • 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
  • 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
  • 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделиться сок.
  • 5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
  • 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
  • 7. Не рвать растения, которые  занесены в Красную книгу. Почему?
  • Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Приложение №3

Викторина-мозаика леса.

1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

4. Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)

5. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)

6. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

7. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами

– Подсказка.

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

8. Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.

– Подсказка.

Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

9. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

– Подсказка.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

Приложение №4

Подготовить на выбор:

  1. Сообщения на тему: «Негативное антропогенное воздействие человека на природу леса»;
  2. Плакат на тему: «Защити родной лес».

Приложение №5

1. Составить схему реки.

2. Рассказать о реке по плану:

  • Что такое река? устье? исток? русло?
  • Как можно определить, где левый, а где правый берег?
  • Назвать прибрежную растительность?
  • Взаимосвязь  с окружающей природой.
  • Использование местными жителями.

Приложение №6

Проводится анализ полученных данных и делается вывод об экологическом состоянии маршрута.

Станция

Характеристика объектов

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • основные законы экологии;
  • экологическое состояние природной среды;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека;
  • виды исследований (опыт, эксперимент, наблюдение и т.д.);
  • растения и животных своего края и находящихся под охраной;
  • экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам;
  • главные источники загрязнения;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха;
  • значение мониторинга окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению окружающей среде.
  • использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни;
  • находить практическое применение результатам своей деятельности.

 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.