РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа обучения игре в шашки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Образовательная программа по шашкам "Верный ход"

Возраст учащихся 7-14 лет.

Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Иванова Любовь Ивановна.

Основная идея (инновация).

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья. Существующие программы по шашкам для спортивных школ рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса, есть программы и для массовых школьных учреждений, и дошкольных учреждений. Данная программа предназначена для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Из-за снижения двигательной активности не во всех спортивных секциях они могут заниматься, и не весь спортивный инвентарь детям подходит.

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она впервые адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), приобщая их к спорту. Для детей с гиперкинезами используются утяжеленные шашки, поля с клеточками большего размера, для обучающихся с нарушением функций пальцевого захвата – высокие резные фишки, кубики. Для понимания диагонального направления на шахматную доску (белые клетки) нанесены цветные картинки (деревья, дома). Передвижение маленьких машинок по черным клеточкам дают представление о диагоналях шашечной доски и о правильном движении шашки по шахматной доске.

Цель программы: раскрытие умственного, эстетического, нравственного, волевого потенциала личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам игры в шашки, теории и практики шашечной игры, простым комбинациям;
  • научить обучающихся решать шашечные задачи в 1-2 хода, работать самостоятельно.

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни,
  • развивать личностные качества учащихся, такие как дисциплинированность, сознательность, активность,
  • учить применению полученных знаний на практике.

Развивающие:

  • расширить кругозор ребёнка;
  • развивать творческое и абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение; формировать познавательную самостоятельность; развивать стремления к самостоятельности, осуществлять всестороннее физическое развитие обучающихся.

Коррекционные:

  • преодоление слабости отдельных мышечных групп;
  • улучшение подвижности в суставах, улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;

Актуальность данной программы заключается в возможности детей с врожденными и приобретенными нарушениями (речевыми и двигательными) заниматься спортом. Для них созданы все условия, облегчающие освоению игры. Игра в шашки это эффективное средство умственного развития. Шашки – это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. Шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят.(5). Игра в шашки способствует развитию усидчивости, концентрации внимания и логическому мышлению, пространственной ориентировки и воспитанию дисциплинированности

Нормативные документы: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ; Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. Приказ Министерства спорта РФ №730 от 12.09.2013, и в соответствии с Законом об образовании и концепциями развития образования в области творчества детей и молодежи, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний и игровой практики. Наполняемость групп согласно приложению №1 СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Практическая значимость программы. Разработанная программа может использоваться другими педагогами для обучения детей с ОВЗ начальным азам игры в шашки. Она направлена на организацию досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активной форме познавательной деятельности. В центре современного образования лежит идея развития ребенка, формирования его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Овладев знаниями игры в шашки, воспитанники смогут свои знания применять на других образовательных предметах. Легко смогут ориентироваться в пространстве, понимать диагональное направление, не путать где слева, а где справа.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что все другие программы созданы для здоровых детей. Данная программа рассчитана на обучающихся , имеющих разные двигательные нарушения, создав шашки разных форм и размеров и необычные шашечные доски.

Для реализации программы используется методы:

а) по источнику познания – устный, печатно - словесный, наглядный, практический;

б) по уровню познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.

Приёмы – беседа, рассказ, ответ, тестирование, рассчитаны на обучающихся с разными двигательными и речевыми нарушениями. В группе могут заниматься учащиеся, как с поражением нижних конечностей, так и с поражением функций рук. В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки. Много времени уделяется развитию мелкой моторики и активизации речевой деятельности.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальны: Здоровьесберегающие технологии: соблюдение правил техники безопасности,
соблюдение температурного режима помещения и освещенности помещения, создание условий для психологического комфорта, подбор мебели согласно росту детей.

Технология развивающего обучения: создание условий для развития психологических особенностей, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Технология группового обучения:

  • развивает рефлексию;
  • развивает сотрудничество между участниками образовательного процесса;
  • способствуют развитию гибкого и продуктивного мышления;
  • развивают умение тактических действий, спортивную этику во время проведения игр.

Здоровьесозидающая технология:

  • формирует интерес и потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Технология разноуровневого обучения:

  • осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся,
  • создаются условия для самореализации каждого учащегося.

Психолого -педагогическая технология:

  • на занятиях учитываются возрастные особенности детей.

Шашки – игра творческая.

Они обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов – всё это нужно отнести к категории творчества.

Формы организации деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации занятий: беседа, инструктаж, учебно-тренировочные игры, практические занятия, соревнования.

По окончании обучения учащиеся будут

  • знать: правила игры в русские шашки, правила записи ходов, шашечную терминологию, правила жеребьевки.
  • уметь: правильно выполнять общеразвивающие упражнения, правильно вести запись шашечной партии, применять полученные знания на практике.

Формы подведения итогов реализации программы: опрос, сдача контрольного норматива, участие в соревнованиях.

Возможность широко использовать в практической работе ОУ. Широкая популярность шашек объясняется их простотой и доступностью. Необходимый игровой инвентарь минимален: шашечная доска и набор игровых фишек (шашки) – вот и все, что требуется игрокам.(2) Для игры в шашки не требуется дорогостоящего оборудования, они не занимают много места. Занятия можно проводить как в классах, так и в рекреациях любого общеобразовательного учреждения.

Авторский подход, идея, результативность, перспектива.

Автором разработаны разные виды шашек и шахматных досок для более доступного обучения основам игры детей с двигательными нарушениями. С каждой новой партией дети будут играть сильнее и сильнее. И настанет день, когда они, выполнив разрядные нормативы спортивных разрядов(7), смогут участвовать в соревнованиях районного, городского уровня. А некоторые смогут выйти и на всероссийские, и на международные соревнования по шашкам.

Литература

  1. Голосуев В.М. Играйте в шашки. Черкассы, 2013=223 с.
  2. Медведев В. Необычные шашки. 50 новых шашечных игр.- Ростов- на-Дону: Феникс, 2015 – 116 с.
  3. Медведев В. Шашки для начальной школы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2016
  4. Павлович А. 60 Необычных игр на классической доске. М. Питер, 2016-143 с.
  5. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. Ростов- на-Дону: Феникс, 2015
  6. Невар Н. Русские шашки . Комбинации и жертва шашки. М.СПб.-Минск. Питер 2016 – 207 с.
  7. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. Л. Детская литература 1989 - 175 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.