РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение методического пособия и его роль в преподавании учебной дисциплины "Математика"

Основополагающими характеристиками качества организации учебного процесса на учебных занятиях по математике становится использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.

В связи с этим возникает необходимость повышать квалификацию педагогических работников в части проектирования современного учебного занятия, авторских методических разработок и применения электронных образовательных ресурсов.

Педагогическое проектирование учебного процесса «позволяет обеспечить переход имеющихся дидактических систем профессиональной подготовки в качественно новое состояние, оптимизирует содержание, организацию, управление ими» [1].

В настоящее время, наблюдается недостаток информационных ресурсов, которые могли бы значительно повысить эффективность процесса обучения, способствовали более качественному усвоению теоретического материала и сокращению времени, необходимого для выполнения «рутинных» вычислительных процедур. Особенно это касается такой дисциплины, как «Математика».

Поэтому, мною был создан и реализован проект учебного процесса по учебной дисциплине «Математика» для студентов СПО, как наиболее эффективный путь организации образовательного процесса. Учебный процесс рассматривается как объект проектирования, в аспекте развертывания содержания образования и описания процесса обучения, в аспекте управления этим процессом, в границах целей, системы диагностики и системы измерителей (фонда оценочных средств).

Основные элементы проектирования учебного процесса по дисциплине «Математика»: проектирование теоретического обучения (разработка рабочей программы учебной дисциплины, содержания образования по дисциплине, образовательной технологии, активных форм и методов обучения); моделирование учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению этого содержания; планирование способов управления этим процессом; организация проектных домашних заданий учащихся с использованием средств информационных технологий.

Результатом (продуктом) проектирования учебного процесса по учебной дисциплине «Математика» является апробирование учебно-методического пособия, в котором соблюдены принципы дифференцированного и деятельностного подходов в обучении, созданы условия для развития системного мышления, умений добывать знания самостоятельно. Пособие разработано для студентов по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины.

Идея разработки и создания учебного пособия направлена на повышение эффективности изучения разделов в курсе высшей математики. Именно эти разделы вызывают у большинства студентов большие затруднения, так как в ходе решения многих задач требуется развитое пространственное воображение и навыки вычисления.
Учебно-методическое пособие применяется мною на этапах проверки понимания и закрепления студентами знаний и способов действий, всесторонней проверки знаний, умений и навыков.

Пособие состоит из четырех частей. Первая часть содержит конспекты лекций по дисциплине. Содержание лекций сформировано в соответствии с задачами дисциплины. Содержание дисциплины представлено следующими модулями: элементы линейной алгебры, прямая линия, кривые второго порядка на плоскости, комплексные числа, дифференциальное исчисление, интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики.

Вторая часть содержит вопросы для подготовки по учебным темам, краткий перечень задач практического занятия и указания по организации деятельности студентов. Кроме того, в эту часть пособия включены перечень основной и дополнительной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины. Для примера приведу модель одного из практических занятий по теме «Дифференциальные уравнения».

Вопросы для подготовки:

  1. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.
  2. Определение обыкновенных дифференциальных уравнений.
  3. Общее и частное решение.
  4. Уравнения с разделенными и разделяющимися переменными.
  5. Уравнения, приводящиеся к однородным дифференциальным уравнениям.
  6. Линейные однородные и неоднородные уравнения 1-го порядка.
  7. Дифференциальные уравнения 2-го порядка.
  8. Линейные однородные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами.

Рекомендации студентам. При подготовке к занятию прочитайте лекцию (тема 7, §1–4); выучите наизусть определения; решите задачи, заданные преподавателем для самостоятельной подготовки. Для этого используйте: конспект лекций, соответствующие разделы печатных и электронных учебников, вопросы для самоконтроля знаний.

Практическое занятие направлено на закрепление теоретического материала и представляет собой проект по организации фронтальной и самостоятельной работы обучающихся, которая включает в себя решение задач на определение вида дифференциальных уравнений, нахождение общего и частного решений дифференциального уравнения.

Необходимо отметить, что самостоятельные работы являются диагностическими и носят дифференцированный характер. Таким образом, студенту предоставляется право выбора того целевого ориентира «оценки», который в данный момент соответствует его ценностным установкам.

В конце практического занятия обязательно предлагается домашнее задание. Модель домашнего задания содержит рекомендации по теоретической подготовке, систему обязательных задач для самостоятельного решения, а также индивидуальные задания. В этой связи необходимо отметить, что в проект учебного процесса обязательно включаются консультации преподавателя по выполнению индивидуальных и домашних заданий.

В третьей часть учебно-методического пособия приведена модель возможной системы контрольно-измерительных материалов. Здесь предложены проекты контрольных работ как в стандартной (традиционной) форме, так и в форме тестов. Приведем пример контрольной работы, составленной в форме тестов.

По теме «Линейная алгебра»:

1. Тип матрицы А -6×4, а тип матрицы В - 4×3. Произведение А×В

а) имеет тип 3×6;
б) имеет тип 4×4;
в) имеет тип 6×3;
г) имеет тип 6×4;
д) не определено.

2. Умножение двух матриц определено только, если

а) число столбцов первой матрицы равно числу строк второй;
б) число строк первой матрицы равно числу столбцов второй;
в) матрицы имеют одинаковое число строк;
г) матрицы имеют одинаковое число столбцов;
д) матрицы имеют одну и ту же размерность.

Для повышения качества обученности студентов посредством применения электронных ресурсов разработана четвертая часть методического пособия с рекомендациями по выполнению определенных этапов домашнего проектирования.

Электронные образовательные ресурсы представляют собой целостную систему разного вида и формата учебного материала и сопровождающего процесс обучения контроля[2].
Конструктор OnlineTestPad – бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тестов, кроссвордов, сканвордов, опросов, логических игр, диалогов [3].

Применение конструктора OnlineTestPad на уроках математики приводит:

  1. к повышению интереса обучающегося к предмету, т.к. во время изучения курса в какой-либо системе студент не только изучает теоретический материал, но и тестируется, определяя свой уровень обученности, что позволяет обучающимся самокритично и объективно оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации;
  2. к усвоению учебного материала, т.к. студент может многократно пройти тестирование, закрепляя учебный материал;
  3. к получению обучаемыми дополнительных знаний по дисциплине, т.к. объем электронного ресурса значительно больше, чем объем лекций и практических занятий:
  4. к индивидуализации образовательного процесса, т.к. возможно проведение тестирования на разных уровнях (базовом, сложном и продвинутом);
  5. к повышению качества обученности, т.к. студенты, пропустившие занятия по уважительным и неуважительным причинам, имеют возможность восполнить пробелы при применении ЭОР самостоятельно, отработать в домашних условиях практические занятия, а также усвоить материалы дисциплин в большем объеме. При этом можно повысить качество проведения практических занятий за счет предварительной самостоятельной подготовки обучающихся к ним.

Исходя из опыта своей работы могу с уверенностью утверждать, что применение данного пособия дало большие преимущества перед традиционными методами преподавания: прежде всего, повысился интерес к математике и эффективности его усвоения, студенты с удовольствием работают самостоятельно, решают задачи, изучают теоретический материал, выполняют задания в «OnlineTestPad», сдают тесты, применяя при этом интерактивные технологии получения знаний – компьютерные технологии.

Практика показала, что использование данного пособия в образовательном процессе повышает эффективность изучения курса математики и способствует формированию необходимых компетенций у студентов.

Литература

  1. Коцуба М.Л. Педагогическое проектирование в деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в современных условиях / М.Л. Коцуба, Н.А. Калугина // Интерактивная наука. – 2016. – № 10. – С. 67-69.
  2. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения и повышения качества образования. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество. Том 2. Казань: Издательство «Бриг», 2016, с. 194-198.
  3. Суворова Т.Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования// Информатика и образование, 2014., №6, с. 43-48.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены