РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс "Добываю + применяю + оцениваю"

Пьянкова Наталья Владимировна

Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом

Ожидаемые результаты: Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках гуманитарного цикла и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Добываю + применяю + оцениваю».

Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?

(Педагоги отвечают: Задания этих диагностических процедур нацелены на оценку (проверку) сформированности функциональной грамотности. …..добавить, чтобы указать на, )

Я согласна с вами.

Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята

  • Недостаточно владеют смысловым чтением
  • Не справляются с задачами на интерпретацию информации
  • Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
  • Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
  • Недостаточно сформировано умение работать с моделями

Поэтому, я хочу вам показать, что нужно изменить в нашей деятельности, и ответ на вопрос, что в итоге мы получим.

Начать решение обозначенной проблемы я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик.

- «Положи чай в чайник» – добавил второй.

- «Кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил один из учеников.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Коллеги, какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» в переводе на современный язык, указывает на необходимость формирования функциональной грамотности.

Что же такое функциональная грамотность?

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить страховку, счет в банке, выбрать удобный тариф, прочитать и выполнить требования инструкции, например по применению лекарств, заполнить анкету обратной связи и т.д.),

А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)

Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его

  • Добывать информацию
  • Применять её в жизни
  • Оценивать себя

Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.

Вашему вниманию представлена задача. Прочитайте ее.

У Коли было 20 рублей, у Миши 25 рублей. Сколько шариков они могут купить, если шарик стоит 5 рублей?

Как вы думаете интересно ли ребятам решать такие задачи? Я вас услышала.

Я предлагаю обратиться к следующей задаче. Прочитайте её.

Однажды Хрюша и Степашка на День рождения решили приготовить салат "Оливье". Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

Продукты Количество
Картофель 6 штук
Морковь 2 штуки
Лук репчатый 2 штуки
Маринованные огурцы 1-2 штуки

Изучите таблицу, требует ли эта задача поиска дополнительной информации? Ответы
Из каких источников мы можем найти недостающую информацию? (Интернет, буклеты магазинов ....)
При этом можно ребят разделить на группы и посмотреть, воспользуются ли ребята предложенными скидками магазина, и чья группа окажется экономной.
Какое из заданий имеет практическое применение в жизни? Первая с шарами или вторая?
Я согласна с вами, второе задание формирует математическую грамотность школьников, учит их поиску информации.
Перейдём к следующему заданию.

На одном из уроков по курсу «Окружающий мир» ученикам предлагается такое задание: Прочитайте

  • Проставь номера месяцам по порядку следования в году.

По вашему мнению, а это задание интересно школьникам?

Когда я задала вопрос своим ученикам, где они могут применить эти знания, ответ был банальным: записать число в классной и домашней работе, знать какая сегодня дата.

Я тогда задумалась и изменила его, чтобы оно было практико-ориентированным заданием.

Практическое занятие. Раздаю раздаточный материал.

Вам нужно как можно больше добыть информации из предложенных материалов и предложить для чего нужна эта информация в жизни?

МОЛОКО
ПОЧТОВЫЙ ШТЕМПЕЛЬ
БИЛЕТ В ЦИРК

Какое из заданий имеет практическое применение в жизни? Я думаю вы уже и забыли, какое было первое задание! Где нужно расположить месяцы в порядке следования их в году.
Я согласна с вами, второе задание формирует естественнонаучную грамотность школьников, учит их добывать и применять полученную информацию в жизни.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике. И наконец, ОЭСР (Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия) приглашает воспользоваться воз¬можностью взаимного обучения, вступив в сообще¬ство исследования «PISA для школ». Этот онлайн-форум позволяет всем участникам обмениваться опытом, за¬давать вопросы, получать советы, участвовать в дискуссиях.

Чему мы должны учить своих детей. Добывать, применять, оценивать

Итог нашего мастер-класса, что мы должны развивать функционально-грамотную личность.
Спасибо за внимание!!!

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены