РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие когнитивных функций (внимания) через творческие способности

ГОУ Екатерининский детский дом Омской области Тарского района

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ (ВНИМАНИЯ) ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ"

Докладывала: Мартынова О.П.


На протяжении работы в детском доме семейного типа, я наблюдала, что во время подготовки домашнего задания дети испытывают трудности. Причины следующие:

  • рассеянное внимание;
  • неумение последовательно выразить свои мысли;
  • не развита моторика рук;
  • не развиты творческие способности.

Все эти психофизические функции нужно развивать с раннего детства и именно поэтому я выбрала тему «Развитие внимания через творческие способности».

Анализируя свои наблюдения, я определила основные направления своей работы:

  • сформировать навыки развития активной познавательной деятельности;
  • развивать функцию внимания за счет увеличения объема, продуктивности, устойчивости, переключаемости;
  • способствовать развитию творческих способностей, учитывая индивидуальные особенности ребенка его познавательные интересы.

В 2006 – 2007 уч. г. занималась с детьми творчески (изготовление мягкой игрушки, аппликаций и картин с использованием различного материала в т. ч. и природного) и в результате наблюдений выявила, что это способствует развитию внимания, а оно в свою очередь влияет на обучаемость.

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее, как минимум за год до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени. Внимание проявляется в умении человека сосредоточиться над, чем - либо. Основными качествами внимания является его объем (количество одновременно отчетливо осознанных объектов, 5 – 7 объектов) восполнить недостаток объема внимания можно за счет его продуктивности (эффективности), концентрация (сила сосредоточения), устойчивость (длительность сосредоточения) может быть восполнена его хорошей переключаемостью, недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического – развитостью логического мышления и т. д.

В процессе наблюдений выявила, что ребята не могут долго концентрировать свое внимание, возникают трудности сосредоточения над чем - то не интересным, но нужным, легко и часто отвлекаются от дела, которым заняты. Это все говорит о рассеянности внимания. Мною были выявлены причины рассеянности внимания путем наблюдения:

--- легкое быстрое появление утомляемости (оно проявляется при сильных эмоциональных переживаниях, недостаточном отдыхе, при выполнении не интересной работы). Поэтому, развивая внимание через творчество, использую метод индивидуального подхода, даю возможность ребенку самостоятельно проявить себя и выбрать тот вид творческой деятельности, который ему больше всего нравится.

Занимаясь творчеством дети развивают художественный вкус, внимание, мышление, логику, аккуратность, настойчивость, терпение.

  • отсутствие гибкости внимания, т. е. не умение переключаться с одного предмета на другой;
  • не хорошо понят или усвоен изученный материал.

Внимание нужно развивать и тренировать, так как без него не возможен успех в умственной деятельности.

Улучшения в учебе происходят за счет продуктивного, устойчивого внимания, а так же за счет развитого творческого мышления.

Работу по улучшению функций внимания провожу систематически с постоянным усложнением заданий. Творческой работой занимаемся в свободное от учебы время. Ребята шили мягкие игрушки, изготовили картины из пластилина, крупы, ткани. Все творческие работы принимали участие в творческой выставке, которая проводилась в мае 2007 года в детском доме. По итогам выставки ребята были награждены грамотами и поощрительными призами. В семье 6 человек разного возраста. 1 ребенок посещает детский сад; 2 детей – начальную школу; 3 – среднюю школу. Материал для работы подбираю в зависимости от возрастных особенностей и способностей детей. Так, например, с детьми дошкольного звена провожу пальчиковые упражнения (см. приложение 1). Это способствует развитию мелкой моторики рук, сосредоточению, вниманию, а так же расширяются возможности функционирования головного мозга. С ребятами среднего и старшего звена провожу так же пальчиковые упражнения и использую математические и логические задачи на развитие внимания (см. приложение 2), с целью улучшения концентрации и устойчивости внимания.


Так же использую задания с литературными вопросами и следующие упражнения:

  • найди лишнее слово;
  • найди общее слово;
  • найди четвертое слово;
  • языковые пропорции;
  • тренировка быстроты реакции.

В октябре 2007 года были проведены диагностики :

  • «Продуктивность и устойчивость внимания младших школьников» результаты, которой показали, что у Вовы С. И у Алены З. устойчивость и продуктивность внимания низкая;
  • «Продуктивность и устойчивость внимания старших школьников» ее результаты следующие - у Иры и Веры низкопродуктивное и неустойчивое внимание; У Ромы низкопродуктивное, а порой бывает и очень низкое и неустойчивое внимание.
  • «Выявление творческих способностей у детей разного возраста» ее результаты следующие:

Итак, из приведенных данных видно, что было протестировано 7 детей и результаты следующие:

14,3% - составляют дети с очень высоким уровнем творческих способностей;

28,6% - с высоким;

14,3% - со средним;

14,3% - с низким;

28,6% - с очень низким.

Планирую в течение 2007 – 2008 учебного года проводить с детьми занятия по повышению уровня творческих способностей т. к. это влияет на развитие внимания, а оно в свою очередь на успеваемость.

Мною были проведены интеллектуальные игры:

  • КВН «В гости к сказкам»;
  • Поле удачи;
  • Занимательный квадрат;
  • Математическая викторина и др.

Принимала участие в творческой выставке в мае 2007 года, по результатам которой была награждена грамотой за развитие творческого потенциала, а так же награждена грамотой от Комитета по образованию Администрацией Тарского муниципального района за результативную работу в обучении и воспитании школьников.

Мартынова Оксана Петровна04.06.2012 25310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar