РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Компьютерные технологии на уроках физики

Компьютерные технологии на уроках физики
Компьютерные технологии на уроках физики

Содержание

  • Введение 3
  • Применение компьютерных технологий на уроках физики 3
  • Проблемы и их решение. 3
  • Использование опорных конспектов. 4
  • Работа с интерактивной доской. 4
  • Лабораторные и практические работы с использованием персонального компьютера. 5
  • Заключение 6
  • Приложения 7

Введение

За последние годы изменилось оснащение школ. Мультимедийное оборудование, интерактивные доски во всех (или почти всех) кабинетах. Персональный компьютер превосходит все традиционные средства ТСО: магнитофонные видео- и аудио – записи, кинофрагменты, диапроекторы и т.д. Заметно повысилось качество усвоения информации.

В работе речь идёт о применении информационных технологий на уроках физики. Автор делится опытом по решению проблем, возникающих при использовании электронных пособий, рассказывает о работе с опорными конспектами в виде презентаций, о применении интерактивной доски, о проведении лабораторных работ с использованием персонального компьютера, даёт оценку некоторых электронных пособий.

В работе использована следующая литература:
1. Серия электронных пособий. Электронные уроки и тесты. Физика
2. Электронное пособие. Репетитор 1С.
3. Электронные пособия. Открытая физика 1.1, Открытая физика 2.0
4. Электронное пособие. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
5. Электронное пособие. Библиотека наглядных пособий.

Применение компьютерных технологий на уроках физики
1. Проблемы и их решение.
Подготовиться к уроку – огромный труд! Пересмотреть несколько дисков, чтобы выбрать только то, что необходимо, занимает очень много времени. Проблема? Да!
Как эту проблему решаю я? Пересмотрев очередной диск, я выписываю краткое его содержание, а диску присваиваю очередной номер. В тематическом планировании делаю краткую пометку, например, ЭП – 8 (электронное пособие № 8). При поурочном планировании мне остаётся только указать какой урок, страницы, раздел или тему из данного пособия необходимо использовать. Имеется у меня копилка пронумерованных видеофрагментов, анимаций, моделей, которые хранятся в отдельных папках с названием тем: «Механика», «Молекулярная физика» и т. д.
2. Использование опорных конспектов.
Одними видеофрагментами урок не украсишь, поэтому в течение нескольких последних лет (за год это сделать невозможно) готовлю презентации в виде опорных конспектов с иллюстрациями, выводом формул, рисунками. Использую при этом частично конспекты именитых мастеров (Н.А. Кормаков, Г.Д. Луппов, В.Ф. Шаталов).
По итогам пройденных тем составляю физические диктанты в двух вариантах и тоже в виде презентаций. Считаю, что очень удобно, на слух после одного чтения дети не воспринимают и начинают переспрашивать, а это лишний шум или повод пообщаться... Когда текст на доске, ненужные проблемы исчезают.
3. Работа с интерактивной доской.
Кроме того, что можно писать и рисовать на доске, на ней можно в игровой форме учить формулы. Заранее введённые физические величины и математические знаки из общего «котла» необходимо рассортировать в выделенные квадратики-домики, составив правильные формулы, законы. Например, много формул в разделе «Кинематика», «Динамика», «Молекулярная физика». Традиционно написать на доске, согласитесь, не так интересно, а вот подтянуть ручкой и поставить на нужное место – интересно учащимся даже старшей школы.
Провожу учебные эстафеты. Готовлю разветвлённые цепочные эстафеты формул с пустыми кружочками на компьютере и сохраняю в интерактивном режиме. В пустые круги необходимо записать величину, а затем переписать её в следующую строчку, куда указывает стрелка (см. приложение рис.1).
На доске мелом написать такую цепочку, конечно можно, но это же время! В интерактивном режиме формулы остаются, и на одной и той же модели может потренироваться несколько человек (идея учебной эстафеты взята из технологических учебников под редакцией А.И. Архиповой). Составляю вопросы-задания, в которых нужно показать силы (см. приложение рис.2)
Научить определять координаты тел, перемещение, сохраняя темп урока, можно также с помощью интерактивной доски, быстро передвигая предметы вдоль координатных осей.
А какая прелесть – решение тестовых заданий с помощью пультов и интерактивной доски! Одновременно решает несколько человек, по окончании виден итог (верные и неверные ответы). Каждому интересно проверить свои знания и утвердится, поэтому при таком виде работы слышишь: «А можно я ещё?» Недостаток этой работы в том, что нет электронного материала, обеспечивающего работу по щелчку мыши. Приходится трудиться опять же самому учителю, набирать тестовые задания, рисовать картинки, вводить правильные ответы в программу работы интерактивной доски.
4. Лабораторные и практические работы с использованием персонального компьютера.
Несмотря на новейшее оборудование, всегда в кабинете чего-нибудь не хватает, поэтому удобно некоторые практические и лабораторные проводить в электронном виде. Большой перечень прекрасных лабораторных работ в «Открытой физике 1.1» и «Открытой физике 2», но удобно их проводить в кабинете информатики, т.к. каждый учащийся должен «поиграть» с моделью. Демонстрационно показать эксперимент можно, но модели слишком малы, не раскрываются на весь экран.
К лабораторной (практической) работе составляю перечень вопросов, на которые учащийся должен ответить и в итоге сделать вывод. Например, при изучении закона сохранения импульса как один из этапов закреплении материала даю практическую работу (8-10 мин.) «Упругое и неупругое столкновение тел». ЭП «Открытая физика-1.1» 1С образовательная коллекция.
Цель: исследовать упругое и неупругое столкновение.
- Рассмотреть соударения с покоящимися телами равной массы при упругом и неупругом столкновении
- Рассмотреть соударения с покоящимися телами разной массы при упругом и неупругом столкновении.
- Рассмотреть соударения движущихся с одинаковой скоростью тел равной массы при упругом и неупругом столкновении.
- Рассмотреть соударения движущихся с одинаковой скоростью тел разной массы при упругом и неупругом столкновении.
- Для последних двух случаев записать закон сохранения импульса.
- Сделать выводы в рабочей тетради.
Возможности у преподавателей появились огромные: показывай, выполняй, конструируй..., но нельзя забывать о том, что никакие виртуальные программы не заменят реального оборудования, поэтому определённый перечень работ должен выполняться учениками с помощью оборудования.

Заключение.

В своей работе использую материалы различных электронных пособий, за что огромное спасибо создателям! Это огромный труд, плодами которого пользуются учителя и преподаватели, учащиеся и студенты для того, чтобы повысить свои знания. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет преподносить материал в привлекательной красочной форме. Учебный процесс становится ярким, запоминающимся и более понятным. Эффективность уроков повышается, а итогом всей нашей работы являются результаты ГИА и ЕГЭ. Средний бал этих результатов выше районного и краевого.

Назарова Ирина Юриевна19.07.2012 31880 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar